Слайд 1Работу выполнил
ученик 11 А класса
Гимназии № 405
Кильгянкин Евгений
Опера Моцарта
«Дон
Жуан»
Слайд 2Портрет Вольфганга Амадея Моцарта
Слайд 41. Общая информация
2. История создания
3. Образ Дон Жуана у Моцарта
4. Музыка
5.
Слайд 5Дон Жуан – опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на
либретто Лоренцо Да Понте, частично основанное на «Каменном госте» – опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон-Жуане.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ДОН-ЖУАН, молодой аристократ (баритон)
ЛЕПОРЕЛЛО, его слуга (бас)
КОМАНДОР СЕВИЛЬИ (бас)
ДОННА АННА, его дочь (сопрано)
ДОН ОТТАВИО, ее жених (тенор)
ДОННА ЭЛЬВИРА, дама из Бургоса (сопрано)
ЦЕРЛИНА, крестьянка (сопрано)
МАЗЕТТО, ее жених (баритон)
Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья и ее окрестности.
Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.
Слайд 6Опера
Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».
Постер Рафала Ольбиньского
Слайд 7История создания
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе
приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин.
Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина, впоследствии привлекал многих писателей. Неоднократно использовали эту тему и музыканты.
После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон Жуана». К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года.
Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте (1749 – 1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Слайд 8На премьере у Праге роль Дон Жуана сыграл итальянский оперный певец
Луиджи Басси.
Премьера оперы состоялась
29 октября 1787 года
в Сословном театре
в Праге.
Слайд 9Образ Дон-Жуана у Моцарта
Дон Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный.
Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.
Остальные персонажи оперы – неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто – занимают подчиненное положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
Слайд 10Музыка
Моцарт назвал свою оперу «dramma giocosa», что означает «веселая драма», или,
в свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Это поединок образов жизни и смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и командора.
На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра.
В первом акте – быстрое чередование различных эпизодов. В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры.
Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».
Слайд 11Музыка
Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения. Ария Дон-Жуана «Чтобы
кипела кровь горячее» впечатляет блеском и жизнерадостностью; танцевальное движение, четкие контуры легкой стремительной мелодии передают кипучее веселье, охватившее Дон-Жуана, его страстную любовь к жизни.
Ария наивной и лукавой Церлины пленяет изяществом мелодики. Центральный эпизод акта – сцена бала, где голоса действующих лиц сочетаются с одновременным звучанием трех инструментальных ансамблей.
Слайд 12Музыка
Третий акт распадается на две части. В первой преобладают комические, бытовые
эпизоды; во второй обнажаются контрасты, усиливается трагический план «веселой драмы».
Простая и плавная песенная мелодия лежит в основе серенады Дон-Жуана. Секстет (мстители и Лепорелло) – развернутая сцена, полная движения и выпуклых контрастов.
В сцене на кладбище грозные возгласы командора вторгаются в беззаботную речь Дон-Жуана и торопливую скороговорку перепуганного Лепорелло, создавая ощущение беспокойства и близости развязки.
Эпизод появления статуи командора вносит в музыку мрачный колорит; зловещая бесстрастность его фраз оттеняется грозным звучанием тромбона. В светлых тонах выдержан заключающий оперу секстет.
Слайд 14Интересные факты
Строки либретто из сцены на кладбище (N. 22) послужили эпиграфом
к «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость» и к «Поэме без героя» Анны Ахматовой.
В финальной сцене во время пира у Дона Жуана оркестр играет арии из популярных опер того времени, сопровождаемые комментариями Лепорелло. Последней Моцарт цитирует арию «Non più andrai» из своей же оперы «Свадьба Фигаро».
Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.
Слайд 15Интересные факты
Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не
доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену.
В знаменитой арии Дона Жуана «с шампанским» (N. 11) о самом шампанском на самом деле нет ни слова, а Дон Жуан говорит лишь о вине, которое «горячит голову». Недоразумение вышло из-за немецкого перевода, распространенного в России в XIX веке, где для рифмы слово «вино» заменили словом «шампанское».
В честь одной из героинь оперы Моцарта назван астероид (531) Церлина, открытый в 1904 году.
Слайд 16Эскиз костюма Дон Жуана к опере Моцарта «Дон Жуан», 1913
Слайд 17Джованни Марио в роли Дон Жуана
Джулия Гризи в роли Донны
Анны
Портреты из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
Слайд 18Вольфганг Амадей Моцарт "Дон Жуан, или Наказанный развратник" – 1997 Хор:
Philharmonia Chorus;
Оркестр: Philharmonia Orchestra;
Дирижер: Carlo Maria Giulini
Слайд 23Знаменитый миланский театр "Ла Скала" (La Scala) осенью 2012 года привез
на гастроли в Москву оперу Моцарта "Дон Жуан",
претендующую на звание главного события оперного сезона Европы.
Слайд 24Макс Слефогт
Певец Франсиско д’Андраде
в роли Дона Жуана
в опере Моцарта, 1902
Макс
Слефогт
Франциско д’Андрадо
в роли Дона Жуана. 1912.
Дон Жуан приглашает статую командора на ужин, за ним прячется Лепорелло
Слайд 25Сцена из «Дон Жуана» Моцарта.
Харьковский национальный академический театр
оперы и
балета им. Н.В.Лысенко
Слайд 26Образ Дон Жуана в музыке
Ле Теллие. Опера (1713)
Глюк. Балет
«Дон Жуан» (1761)
Ричини. Опера
Тритто. Опера
Альбертини. Опера
Керубини. Опера
Моцарт. Опера «Дон Жуан» по пьесе Саморы.
Гаццаниги. Опера «Convitato di pietra»
Даргомыжский. Опера «Каменный гость»
Направник – Музыка к поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого
Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
В мюзикле «Призрак оперы» главный герой, Призрак, сочиняет оперу «Триумф Дон Жуана», несколько арий из которой ставятся на сцене.
Мюзикл «Дон Жуан» (2003). Музыка Феликса Грея.
Слайд 27Источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%ED_%C6%F3%E0%ED_(%EE%EF%E5%F0%E0)
http://opera.odessa.ua/ru/repertuar/operi/don-juan/
http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%94%D0%BE%D0%BD-%D0%96%D1%83%D0%B0%D0%BD
http://riusitaulet0ci.files.wordpress.com/2011/01/flauta1.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post132248277/ Музыка
Слайд 28Презентация подготовлена
учащимся 11а класса гимназии №405
Евгением Кильгянкиным
Учитель:
Наталия Всеволодовна Дудкина
Санкт-Петербург,
2012