Слайд 1Формирование стиля модерн в европейском искусстве
Работу выполнила ученица 11 класса
МБОУ
«Ульяновской СОШ»
Рудакова Татьяна.
Слайд 2Модерн (от фр. moderne — современный) –
стиль и художественное направление в
искусстве,
архитектуре и дизайне конца XIX – начала XX веков.
Модерн стремился вобрать в себя все то, что было накоплено человечеством в искусстве, но при этом сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новый формы и образы, создать единичный интернациональный стиль.
Слайд 3линия – декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни;
орнаментальность,
большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов;
идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне, смешение элементов разных стилей;
функциональность, т. е. ориентированность на использование в быту.
Слайд 4 Характерные особенности стиля
Слайд 5Эктор гимар
Один из ярких представителей флорального модерна, французский архитектор, создал свой
особый стиль, так называемый стиль Гимара.
Слайд 6В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение трёх станций парижского
метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов.
Слайд 8Впервые достояние архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления
интерьера .
Слайд 9На рубеже веков стиль модерн охватил все европейские страны . Он
перешагнул и на Американский континент , где получил довольно широкое распространение.
В каждой из стран он приобрёл своё название.
Просуществовал до начала Первой мировой войны (1914), оказав огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. До середины XX века о нём забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Подлинное открытие модерна началось с 1950-х гг., тогда же изменились и были пересмотрены его оценки.
Слайд 11Архитектура демонстрировала мощь дух и мощь индустриальной эпохи
Опираясь на лучшие достижения
мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие 20в. получили возможность экспериментировать. Импровизация стала главный принципом из деятельности.
Слайд 12Новый стиль нашел проявление в сооружениях
исключительное значение предавалось новыми стоительным и
отделочным материалами, выразительности текучих ритмов и плавных линий сложных криволенейных очертаниях деталей.
Особое значение приобрела идея органического единства архитектуры с окружающей средой.
Слайд 14Виктор орта
Бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн в архитектуре. Четыре
брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Важнейшие постройки В списке всемирного наследия ЮНЕСКО: дом Эдмона Тасселя, собственный дом (Музей Орта), дом Сольвей, дом Ван Этвельде. Орта использовал обильный растительный орнамент, первым ввел в стилистику модерна гибкую, упругую линию.
Слайд 15Особняк Тасселя
Особняк Тасселя был первым в ряду блестящих построек
Виктора Орта. Особняк Тасселя по праву считается первым образцом «чистого модерна». Особняк Тасселя — небольшая четырехэтажная постройка, выходящая на красную линию застройки торцовым фасадом. Фасад особняка сохраняет симметрию. Над входом, на уровне второго и третьего этажей, архитектор центрирует здание большим эркером, над которым помещается балкон. Справа и слева от центральной оси располагаются узкие окна. Выступающий эркер органично слит со стеной, он как бы вырастает из нее. Большое окно эркера имеет металлические переплеты. Но еще более новаторским было внутреннее решение особняка. Он строится скорее вверх, чем по горизонтали. Главную роль играет лестница, которая ведет наверх, становясь едва ли не самым парадным элементом интерьера. Внутри Орта использует тонкие металлические колонны.
Слайд 18Антонио гауди-и-корнет
Знаменитый испанский архитектор, оставивший глубокий и яркий след в истории
мировой архитектуры. По-прежнему вызывает противоречивые оценки критиков.
Важнейшие постройки:
Искупительный храм Святого Семейства, Дом Висенка, Дом Батльо , дом Мила,парк Гуэля
Слайд 19Дом Висенса
Это первое сооружение архитектора , которое развивает тему арабских сказок
«Тысяча и одна ночь». Гауди возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамической цветной плитки и камня. В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой на серо-коричневом каменном полу возвышается камин, покрытый жёлтой и голубой плиткой с цветочным орнаментом.По сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и летающие птицы среди кружащихся осенних листьев. Оштукатуренные стены, по желтоватому фону которых «ползёт» тёмно-зелёный плющ. Наверху кирпичные конструкции, расписанные цветами, держат деревянный балочный потолок. Маленькую комнату для курения Гауди оформил в восточном стиле, устроив фальшивый потолок из деталей, напоминающих сталактиты, и расположив на вертикальных конструкциях цветную плитку, а на горизонтальных — орнаментальную вязь арабских изречений. В саду дома Висенса тему растительного царства продолжила кованая решётка, составленная из пальмовых веток.
Слайд 22Дом Батло
Гауди полностью изменил планировку дома, вписав в узкий прямоугольник городского
жилища сложную композицию внутренних помещений. Устроив на трёх первых этажах дорогие апартаменты, архитектор оформил их снаружи сложными изогнутыми каменными ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов; они напоминают скелеты фантастических животных или всплески вулканической лавы. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу; это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами. Дом Батло предстаёт таинственным живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника.
Слайд 25Дом Мила
Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены
определяют свободную и прихотливую внутреннюю планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна. Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры — окна и балконы. На крыше дома — каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.
Слайд 31Церковь Саграда Фамилия
Возведение церкви Саграда Фамилия — дело всей жизни Гауди.
Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия — собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа. Главный фасад посвящен Рождеству Богоматери, его врата — основным христианским добродетелям. Шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн — добрые дела, а на их базах (основаниях) — грехи. По мысли архитектора, все фасады церкви должны быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии. Единственная часть храма, которую успел возвести сам мастер, — левая башня западного фасада Оставленные автором материалы — чертежи, макеты и выполненные детали сооружения — позволили современным архитекторам продолжить его дело.
Слайд 34На рубеже веков русская архитектура тяготела преимущественно к стилю модерн.
Стали выделятся
особые черты русского модерна:
Ассиметричная многообъемная композиция вокруг вертикальной оси;
Свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях;
Постороение форм «изнутри наружу»;
Перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое;
Роль лестницы как главного элемента;
Декоративность оформления.
Слайд 35Фёдор О́сипович Ше́хтель
Российский архитектор, живописец,
график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий.
Важнейшие постройки: особняк З. Г. Морозовой, особняк С. П. Рябушинского , особняк А. И. Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве, здание МХТ.
Слайд 36Особняк А. Н. Рябушинского
Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице является классическим
образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов.
Особняк стал открыт для свободного посещения и всякий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой, выполненной с выдумкой не уступающей выдумке короля модерна Гауди, и, если вы еще не бывали здесь, очень вам советуем это сделать.