Презентация, доклад по МХК на тему Золотой век Возрождения. Леонардо да Винчи (10 класс)

В конце XV – начале XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура, не имеющая равных по своим идеалам и эстетическим ценностям. Годы эпохи Возрождения характеризуются

Слайд 1 Золотой век

Возрождения

Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ» . Респ.Карелия. Костомукшский ГО

Золотой век

Слайд 2 В конце XV – начале XVI

в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура, не имеющая равных по своим идеалам и эстетическим ценностям.
Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. Человек стал универсальным выразителем отношения к окружающему миру. Именно с ним связывали свои главные мечты и чаяния мастера Высокого Возрождения.
Период Высокого Возрождения - это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения достигла своего апогея, центр влияния всего итальянского искусства переместился из Флоренции в Рим. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II (1503 – 1513), который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время, в сравнительно недолгий период (около сорока лет), настоящие титаны эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль - создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

В конце XV – начале XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась

Слайд 3 Леонардо ди сер да Винчи

– человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек). 

передовых и успешных мастерских живописи. Наставником Леонардо да Винчи стал известный художник Андреа дель Вероккьо. К счастью, Вероккьо не проповедовал средневековые взгляды на искусство, а шагал в ногу со временем. Он интересовался образцами античного искусства, которое так и оставалось непревзойденным, стремился возродить традиции Греции и Рима. Леонардо обучался у Вероккьо азам точных наук, параллельно овладевая техническими приемами рисования, занимался скульптурой и моделированием, приобретал навыки работы с металлом, гипсом и кожей. Его талант раскрывался настолько ярко, что уже вскоре молодой художник с лихвой опередил опытного мастера по качеству и мастерству владения живописью. Уже первые творческие работы Леонардо свидетельствуют об огромном даровании.

Будущий гений родился в 1452 г. в семье флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи. Мать – крестьянка Катерина.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно:

сын не проявлял интереса к  законами общества. С самых ранних лет Леонардо демонстрировал незаурядные художественные особенности, поэтому сэр Пьеро не мог пройти мимо этого факта в принятии решения о судьбе сына. Вскоре отец отдал юношу на обучение в одну из самых

Леонардо ди сер да Винчи  – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор,

Слайд 4 Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо

(1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами, вследствие чего одну из своих картин - «Крещение Христа» - никак не мог закончить. Он попросил довершить начатое своего ученика Леонардо, молодого, но уже достигшего к тому времени больших успехов, хотя и остававшегося в мастерской учителя. Центральные фигуры и ангел справа уже были написаны в типичной для Верроккьо манере - суховатой, линеарной, с изысканными силуэтами фигур.    Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой.

Крещение Христа (1470-1475). Андреа Верроккьо и да Винчи

Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато». Художник написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно. Работа молодого живописца поразила Верроккьо и стала так популярна, что с этой группы ангелов выполняли копии.

Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо (1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами,

Слайд 5 Благовещение (1472-1475) – написана Леонардо

в возрасте чуть более 20 лет. Картина великого живописца — довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция, длина которой свыше двух с половиной метров, — изображает деву Марию, сидящую за пюпитром для чтения…, перед ней коленопреклоненный ангел на усеянной цветами лужайке. Фон картины образует прекрасный пейзаж со стройными кипарисами. Несколько навязчивая детализация в духе кватроченто, с которой выписаны складки одежд, цветы, орнаментальные украшения пюпитра, не может заслонить благородной красоты облика и спокойствия движений Марии и ангела. В сочетании со смягченным цветовым строем картины эти качества, недоступные более угловатому и жесткому Андреа Верроккьо, свидетельствуют о руке более молодого художника, стоящего на пороге иного видения мира.

Благовещение (1472-1475) – написана Леонардо в возрасте чуть более 20 лет.

Слайд 6
Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был

популярен в эпоху Возрождения. «Поклонение волхвов» (1481 – 1482) - картина Леонардо да Винчи, которую можно назвать первой достаточно зрелой работой, в которой он смог проявить свою индивидуальность. В ней он использовал знания анатомии человека и животных, а также результаты экспериментов с перспективой и свои инженерные изыскания. Но есть в этой картине и нечто большее – тайна ее замысла не раскрыта до сих пор. 29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга - настоятеля монастыря августинцев. Картина предназначалась для алтаря церкви Сан Донато Скопето. Он работал над заказом всего семь месяцев, однако картину не закончил…, решив отправиться в Милан к Лодовико Сфорца в качестве военного инженера.

Во Флоренцию Леонардо вернулся только через много лет. Возмущенные монахи для завершения картины наняли другого художника, который не очень церемонился с замыслом автора и вносил изменения на свой вкус… К счастью, сохранились многочисленные эскизы..

Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. «Поклонение волхвов»

Слайд 7

Леонардо привлекают евангельские сюжеты, связанные с земной жизнью Иисуса Христа.
Одной из вершин творчества художника является фреска «Тайная вечеря» (1495-1497) в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие.


Леонардо привлекают евангельские сюжеты, связанные с

Слайд 8 Эта работа поражает не только обшей композицией,

но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. . Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей.

Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды… При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто

Слайд 9 Искусство Высокого Возрождения принесло иное понимание женской красоты.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом.
Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет:

Мадонна Литта (1490 – 1491) Эрмитаж Мадонна Бенуа (ок. 1478—1480)

Искусство Высокого Возрождения принесло иное понимание женской красоты. Воплощением женского идеала становится

Слайд 10 Дама с горностаем. 1489–1490

«Портрет Джиневры де Бенчи». ок. 1474-1476

Леонардо создал множество женских портретов. До него художники изображали неких абстрактных женщин, идеал красоты своего времени. Леонардо же писал конкретных людей, неповторимых в своей индивидуальности. Ему удавалось соединять внешнее сходство с проникновением в душевный мир его моделей. Иногда он включал в портреты символы - предметы, указывающие на социальное положение персонажа, растения или животных, - приоткрывающие его имя или намекающие на его характер и привычки.

Дама с горностаем. 1489–1490       «Портрет Джиневры де Бенчи». ок.

Слайд 11 «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»;

полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо (Лувр, Франция),  — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги богатого торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503 – 1505 года.
В твоих устах  таинственна улыбка, И разгадать её никто не смог, Как  будто рядом  заиграла скрипка, На ней  играет всемогущий бог. От той улыбки всё вокруг  пылает, И проникает в тело всё  тепло, И почему-то сердце тихо тает, И так вокруг становится  светло. А за спиною  нежится туманность, Там плохо видно всевозможность  грёз. В глазах моих  проносится  желанность, И на щеках  следы прошедших слёз. В твоей улыбке таинство природы, И радость вспыхивает на твоих  устах, Благословлю  улыбку у Джоконды, Она живёт и будет жить в веках.

Борис Межиборский

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель

Слайд 12 «Автопортрет» Леонардо Да Винчи (1512) – это одна из

известнейших работ художника, которая, возможно дает зрителям представление о том, как выглядел знаменитый художник эпохи Возрождения. Картина была написана примерно в то время, когда Леонардо было около 60 лет. Многие искусствоведы склонны считать, что «туринский автопортрет» – одно из лучших произведений знаменитого итальянского художника.
Картина выполнена на бумаге при помощи сангины. На ней изображен портрет человека невероятной внутренней силы и могущества, однако взгляд его преисполнен какой-то горечи и жизненной утраты. Возможно, этот взгляд отражает внутреннее состояние Леонардо Да Винчи, а также сожаление об уходящей эпохе величайшего искусства.

«Автопортрет» Леонардо Да Винчи (1512) – это одна из известнейших работ художника, которая, возможно дает

Слайд 13
В 1482 году да Винчи был отправлен

своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около 17 лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов… Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан.

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан.

Слайд 14 Второй миланский период мастера длился

шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.  Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

"Вертолёт" Леонардо да Винчи (проект)

Танк

Самодвижущаяся тележка

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал

Слайд 15Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия
В 1519 году завершился

жизненный путь знаменитого итальянца. На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен… Запись в церковном регистре: «В галереи этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец миланского герцога». Однако могила Леонардо да Винчи была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись, что Леонардо умер в 1519 г. возрасте 67 лет в Клу и был похоронен в церкви замка Амбуаз согласно своему завещанию.

Замок Кло-Люсе.

Могильная плита с именем Леонардо да Вични в готической часовне замка Амбуаз в городе.

Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия В 1519 году завершился жизненный путь знаменитого итальянца. На момент

Слайд 16
Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя

берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…

Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо…
Счастье достается тому, кто много трудится.

Леонардо да Винчи

Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть