Слайд 1Тициан Вечеллио
«Венера Урбинская»
Анализ произведения искусства
Работа по МХК
ученицы 10 класса «А»
гимназии № 405
Екатерины Бахваловой
Учитель: Н.В. Дудкина
Санкт-Петербург, 2013
Слайд 2Тициан (1488(90) – 1576)
Итальянский живописец эпохи Возрождения. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре
в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.
Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Слайд 3Одно из известнейших произведений Тициана – «Венера Урбинская» (1538)
Слайд 5Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская»
Эта картина вызывает только положительные
эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений, изображённых на ней, большого количества людей и т.п.
Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением.
Ведь все, изображённые на ней, находятся в достаточно спокойных позах, если можно так сказать, Венера лежит, собака спит, свернувшись клубочком. Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами.
Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые. Он выделил Венеру, она лежит на белом покрывале, сама имеет светлый цвет кожи, и, слегка прикрываясь, создаёт впечатление юной невинности.
Слайд 6История создания картины
Картина была написана Тицианом по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо
II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.
По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах.
Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.
Слайд 7«Венера Урбинская» Тициана в поэзии
Картина Тициана –
«Урбинская Венера»!
Прекрасная богиня
Здесь изображена,
Раскинулась
нагая
В роскошном интерьере,
Но красота Венеры
В холсте приземлена.
Лежит непринуждённо
Красавица на ложе.
В руке у героини
Увидим мы цветы.
Она русоволоса,
С янтарной, тёплой кожей,
И кажется – спустилась
С небесной высоты.
Видны на заднем плане
Две женщины-служанки,
Которые хлопочут
С огромным сундуком...
Почти что пять столетий
Лежит венецианка,
У ног её собачка
Свернулась колобком...
Иван Есаулков
Слайд 8Тициан
Венера Урбинская, 1538.
Venere di Urbino
Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция
Джорджоне
Спящая
Венера,
1508 – 1510.
Картинная галерея. Дрезден
Слайд 9Художественные особенности картины
Тициан представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным
телом и золотыми волосами. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.
Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Однако эта чувственность обманчива.
Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании. На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность.
Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.
Слайд 11Художественные особенности картины
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом
Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения.
Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом.
Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.
Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый.
Слайд 12Художественные особенности картины
Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса,
были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. В эпоху Ренессанса живописцы отказались от подобной практики и искали более натуральные формы. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода.
Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка.
Слайд 14Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
http://www.stihi.ru/2015/01/15/2497
http://art-line.co.ua/creativity/56-tvorchestvo-ticiana.html