Слайд 1Творчество Василия Ивановича Сурикова
Подготовила Н. В. Шипицына, учитель МБОУ «Журавская
ОШ»
Слайд 2Суриков, Василий Иванович (1848-1916)
Суриков родился в Красноярске. Он происходил из древнего
казачьего рода, чем очень гордился. Художник относится к потомкам тех казаков, которые пришли в Сибирь с Ермаком Тимофеевичем.
Слайд 31 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска
в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.
С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Слайд 4Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова)
Слайд 5
Утро стрелецкой казни
В 1878 году Суриков начал работать над картиной
«Утро стрелецкой казни».
Картина была завершена в 1881 году. На картине изображены стрельцы,
поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь.
Слайд 6«Утро стрелецкой казни» - масштабное полотно. Главные герои картины – стрельцы
и члены их семьи. Композиция полотна построена на противопоставлении. На большей – левой – части картины изображены стрельцы, на меньшей – правой – Петр I и его соратники. «Но и внутри левой части те же контрасты: рядом с рыжебородым стрельцом, взгляд которого с непримиримостью устремлен на Петра, - фигура матери, оплакивающей сына; около стрельца, погруженного в свои думы за минуту до смерти, - молодая жена; уткнувшись в колени седого старика, рыдает его дочь. Над всей толпой возвышается фигура стрельца, склонившегося в прощальном поклоне перед народом. Некоторых уже ведут на лобное место» (Т.В. Ильина).
Слайд 8М. Алпатов: «Властный старик с беспорядочными космами седых волос и небритым
подбородком, с гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, чуть откинувшись назад в своем низком кресле, в тесной и темной избе. К нему прижались трое детей. Мальчик, опустив глаза и подперев рукой голову, машинально счищает пальцем оплывший воск с подсвечника. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. В сущности, перед нами семейный портрет, но дети – как покинутые сироты, а их отец во власти угрюмого одиночества».
Слайд 10При написании картины «Боярыня Морозова» (1884-1887) художник обратился к событиям XVII
века, времени церковного раскола. Сурикова всегда привлекали сильные люди, героические характеры. Такой была богатая боярыня Морозова, разделившая взгляды протопопа Аввакума. Она выступила противницей реформ Никона, за что после многих предупреждений была подвергнута пыткам и посажена в земляную тюрьму далеко на севере, где и умерла. Перед ссылкой ее в назидание народу в цепях провезли по улицам Москвы. Этот момент и запечатлен Суриковым.
Лицо боярыни Морозовой потрясает своей исступленностью и экспрессией: взгляд ее суров и страстен, ее рот приоткрыт, она произносит свою последнюю «проповедь». Аввакум писал о ней: «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, аки лев». Черные тени вокруг глаз боярыни показывают, какие страшные испытания она прошла.
Слайд 12«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,1895
Слайд 15Когда художник работал над большими полотнами, он попутно писал массу портретов,
пейзажей, натюрмортов, которые имеют и самостоятельное эстетическое значение. К таковым относятся картины «Мария Меншикова», «Княгиня Урусова», «Юродивый на коленях», «Боярская дочь», «Боярышня», «Вид на Кремль», «Зима в Москве», «Женский портрет», «Суворовский солдат» и др.
Сохранились портреты близких людей Сурикова, написанные им: «Портрет Е.В. Суриковой, дочери художника», «Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве», «Портрет П.Ф. Суриковой» и др. Писал художник и автопортреты. Особенно интересен один, где художник изобразил себя на фоне собственной картины – «Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком».
Слайд 16Василий Иванович Суриков – Вид на Кремль. 1913
Слайд 17
Василий Иванович Суриков – Собор Святого Петра в Риме. 1884
Слайд 18
Василий Иванович Суриков –
Портрет А. В. Суворова. 1907
Слайд 19
Василий Иванович Суриков –
Женский портрет. 1902
Слайд 20Василий Иванович Суриков. Вид на Кремль зимой
Слайд 21
В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским
посещает Испанию.
В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и
Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа.
Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.
Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск,
где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви»,
«Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой
картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым.
Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года
от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Слайд 22Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге