Слайд 1ТВОРЧЕСТВО И. И. ШИШКИНА
1832--1898
Слайд 3 Много художников жило в России,
и мало кто был так знаменит, как Шишкин.
Сам он был такой широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик - его и не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвешь!
Слайд 4 Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, кто
ни посмотрит - залюбуется.
Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи да радуйся!
Слайд 5 Как приятно пройтись в знойный, палящий полдень по березовой роще.
Шумят, перешептываются белоствольные березки, качают нарядными зелеными веточками, словно зовут путешественника отдохнуть под прохладой своих стволов.
Слайд 6 Забрел как-то Шишкин в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди
просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать - ну совсем, как ребятишки.
Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности - стоит позади него громадная медведица.
Слайд 7 Подобралась тихонько, он и не услышал. «Ну, - думает, -
пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел».
А медведица-то вдруг наклонилась и… говорит ему толстым голосом:
- Это ты чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?
- Ив-ан Ив-анович,- только и смог прошептать Шишкин.
- Ну а меня Марья Михайловна зовут, - как ни в чем ни бывало рычит медведица. - Я, тебя, братец,, знаю давненько. Сколько раз видела, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать ,не злой, не охотник, а то бы я тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила.
Слайд 8
Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек.
Уж больно быстро растут ,не успеешь оглянуться, а их уж и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли.
Встретишь – не узнаешь. Нарисуй, а ?
А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где меда да малины видимо- невидимо,
туда тебе самому ни за что не добраться.
- Да не умею я людей и зверюшек рисовать,- испугался Шишкин.- Вот честное слово, не умею.
- Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! –Осерчала медведица.- Умеешь рисовать, так
рисуй и не скромничай! А то я тебя сейчас ударю- из тебя и дух вон.
Видит Шишкин – дело плохо. Надо что-то придумывать .
Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски есть разноцветные, я большую картину
напишу, да и тебя с твоими детьми туда вставлю.
Ну, смотри,- пригрозила медведица.- Не привыкла я доверять вам, людям, да уж попробую разок.
Обрадовался Шишкин, но виду не подал. Поклонился с достоинством и пошел себе спокойно.
Слайд 9 Вернулся домой, взял большой холст да все, что в этот
день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы ,с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все как живое вышло, все есть - но медвежата не получаются! Выходят вроде игрушек плюшевых, а вот таких, каких видел ,-веселых, живых, озорных лесных детишек – написать не получается. Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он ,как Шишкин бьется-мучается над картиной, да решил помочь.
Слайд 10 Нарисовали они чудную картину, да такую большую, что и
сами удивились.
Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну,
где медведицу встретил. Пришел через два дня – картинки нет. Видно, забрала ее себе Марья Михайловна..
Слайд 11 В природе все идет постепенно. Большой лес всегда состоит из
деревьев разных возрастов: отживающие свой век и совершенно сухие во множестве других, зеленых и цветущих, незаметны.
Кое – где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, сосен и осин.
Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства.
Слайд 12 Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на
всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую - нибудь кудрявую углядит- и сейчас же на карандаш.
Хороша природа в лесу! Вековые дубы хранят много тайн, но никому не расскажут они того ,что знают, а только тихо качают могучими кронами.
Слайд 13 Вода – это краса природы. Полная красота всякой местности
состоит именно в соединении воды с лесом.
Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера всегда обрастают лесом или кустами.
В соединении леса с водой заключается великая цель природы.
Леса – хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть живительной влаге.
Слайд 14 Очень любил Шишкин гулять в лесу после дождя.
После грозы, которая
быстро проходила, было свежо и так легко на сердце, что хотелось написать все, что видел в этот момент.
После грозы лес словно жил: везде начали раздаваться веселые голоса и смех крестьян, которые искали грибы.
Матрена первая вышла на поляну, огляделась и сказала: « Здесь непременно должны быть грузди».
Слайд 15 Иван Иванович Шишкин(1832-1898) родился в городке
Елабуга в семье образованного и влиятельного купца. С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.
Слайд 16
В 1852 г. отправился в Москву для поступления
в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Здесь он сблизился с Перовым, Прянишниковым, Маковским и Серовым.
В1856-60 учился в Академии художеств у Воробьева С.
Окончив Московское училище, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств.
Слайд 17 Творчество художника
Вместе с другими пейзажистами работал на
острове Валаам. В 1860г. был награжден Большой золотой медалью за пейзаж «Вид на острове Валаам».
В течение 3 лет жил в Германии и Швейцарии.
Занимался в мастерской живописца и гравера К.Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865г. за картину «Вид в окрестности Дюссельдорфа» избран в академики.
С 1873г. - профессор Академии художеств.
Слайд 18 После ранних несколько дробных произведений появились полотна «Сосновый бор»
(1872), «На покосе в дубовой роще» (1874). В середине и конце 80-х в живописи Шишкина возрастает значение световоздушной среды. Все чаще передает изменчивость природы. Одна из наиболее известных картин - «Утро в сосновом лесу» (1889).
« Рожь » (1878)
Слайд 19 Видное место в творчестве художника занимали этюды, часто
они были самостоятельными художественными произведениями. Лучшие достижения художника появились в картине « Корабельная роща».
Шишкин много работал в гравюре. Начав заниматься офортом в 70-е, ставил задачу печатать гравюру на обычном станке.
В 1894 - 95 руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Слайд 20 Корабельная роща
Дождь в дубовом лесу
Вид на острове Валаам
Вечер
Слайд 21 Сосновый бор
Утро в сосновом бору
Рожь
Слайд 22Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, а также на
уроках МХК (мировой художественной культуры)
Презентация выполнена Новиковой Е.Б.,учителем МБОУ «СОШ № 48» города Перми