Слайд 2«Цирк - последнее прибежище чистого искусства». Франсуа Мориак.
Слайд 3Воплощать фантазии и грезы - особый талант, который доступен не всем.
Цирк - это искусство воплощения фантазий. Цирк -это чудо, сказка, загадка! Это удивлённые глаза взрослых и детей.
Слайд 4Цирк - это пёстрые летящие шары, это гнущие подковы силачи. Какие
огромные гири с необычной лёгкостью поднимают артисты!
Это только зрителям кажется легко, а на самом деле - это огромный, кропотливый, многочасовой труд, это упорные тренировки. И всё представление - на арене цирка необычно талантливый клоун, сумевший вас рассмешить. Из его глаз струями льются слёзы, вокруг него летают мыльные пузыри…
Слайд 5Да, цирк - это смелые под куполом прыжки, когда замирает весь
зал, это горячие хлопки зрителей потом, после мёртвой тишины, это аплодисменты акробату, делающему сальто в воздухе.
Слайд 6 Выступления акробатов, жонглеров, гимнастов, клоунов с древнейших времен привлекали
художников, скульпторов, музыкантов, а в последние время и деятелей кинематографа, возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений, раскрыть все тайны и символику этого загадочного искусства.
Слайд 8Определение цирка
ЦИРК (от латинского circus, буквально - круг) –
Особый вид
искусства, одним из основных выразительных средств которого является трюк.
Обобщённое наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности.
Специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием, манежем, амфитеатром с сидениями для зрителей." (Цирковая энциклопедия. http://www.ruscircus.ru/encyc)
Слайд 9 Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов,
народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен.
Слайд 10 Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за
пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров - отдельных законченных выступлений одного или группы артистов.
Слайд 11 Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и
животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс.
Слайд 12Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему
помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.
Слайд 13
Первые цирки были совершенно не похожи на те, с
которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы.
Слайд 14 «При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле;
затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка». Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году».
Слайд 15 «Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века
во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических.
Слайд 16 В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в
1880 Саломонский - в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.
В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники - П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты - И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др. «Советский многонациональный цирк унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов.» (Кузнецов 1947, с. 150)
Слайд 17
В советском цирке выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия
клоунов-дрессировщиков Дуровых, клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков.
Слайд 18Вывод: Цирковое искусство возникло с древних времен и активно развивалось на
протяжении долгих столетий во многих странах мира(Франция, Англия, Германия, Италия, Россия). Нами также было подчеркнуто своеобразие советского цирка, несущего в себе мощную идейную направленность, патриотизм.