Слайд 1Традиционные культуры
Культура народов
Африки
Слайд 3Традиционные культуры народов Африки обладают своей спецификой, которая состоит в их
ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса – теперь и залгапи – давно.
Саса – это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым.
Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса – это автономное микровремя, то залгани – макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», которое является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.
Слайд 4Эта ориентация на прошлое, постоянное взаимопроникновение саса и залгани находит свое
выражение в различных сферах традиционных культур черной Африки: в сфере религиозных верований и обрядности, в сфере устной литературы, в сфере искусства и пр.
Основным элементом, упорядочивавшим знание о залгани в рамках африканской ментальности, является миф, присутствующий в подтексте каждой из этих сфер.
Различны формы выражения мифа, отнюдь не является необходимой повествовательная форма, он прежде всего выражается в ритуале и обряде.
Вера в то, что умершие оказывают влияние на жизнь своих потомков и служат гарантами их земного благополучия, является характерной чертой большинства традиционных религий Африки.
Обряды, совершаемые в честь ушедших сородичей, занимают едва ли не самое заметное место в культовой практике многих африканских народов.
Можно сказать, что ни одно сколько-нибудь значительное событие в жизни коллектива не обходится без принесения «жертв» предкам.
Слайд 5Иерархию сверхъестественного в Тропической Африке можно условно разделить на следующие уровни
(от низшего к высшему):
группа людей (семейная, родовая, этническая), посредством различных ритуалов осуществляющая метафизическую связь со сверхъестественными силами;
предки (умершие), которые составляют с живущими единую сакральную общину и осуществляют связь живущих членов рода с иным миром;
злые сверхъестественные существа и силы, как правило, человеческого происхождения (напр., предки, погибшие насильственной смертью и (или) погребенные не по правилам);
сверхъестественные существа дикой природы (напр., духи леса, саванны, гор и вод, разного рода карлики, великаны и т. д.), которые могут быть, в зависимости от обстоятельств, и враждебны и доброжелательны к людям;
боги низшего ранга – локальные божества, которым поклоняется только данная группа;
боги высшего ранга, управляющие различными сферами бытия – дождем и грозами, ремеслами, государственным порядком, болезнями и т. д.;
Творец, вечный ,безликий и, как правило, совершенно равнодушный к судьбе своего творения.
(Классификация дана согласно схеме Б. Оля.)
Слайд 6Злые сверхъестественные силы
Дух предков
Слайд 8Красота – страшная сила
Африканские
красавицы
Слайд 9Фото женщин африканских племен Сурма и Мурси
Слайд 11Роль женщин не очень заметна и носит более закулисный характер, чем
бурная и проходящая на глазах у всех деятельность мужчин, но дом – это вотчина женщин. Тысячи домашних забот – от уборки и стряпни до деторождения и воспитания детей – отнимают очень много времени.
На один только трудоемкий процесс приготовления пищи уходит чуть ли не весь день. Женщины получают от работы удовлетворение, потому что с ними вынуждены считаться.
Мужчина постоянно дарит жене наряды и украшения, чтобы она могла показаться на людях и поддержать его собственный статус.
Слайд 24Западные и юго-западные районы страны, где находится долина реки Омо, заселены
племенами этно-групп негроидной расы: афары, агау, оромо, сидамо, сомали, кафа, беджа и др.
А если учесть, что в каждую этно-группу входит до десятка различных племён, говорящих на собственных диалектах, то различных языков в Эфиопии получится более 200.
Одна из характерных особенностей племен долины Омо – неутолимая страсть к украшению собственного тела.
Слайд 26
Племя турканцев пришло с Нила и сейчас проживает частично в Кении,
а частично в Эфиопии. По численности данное племя можно сопоставить с Масаи, однако уклад жизни турканцев несколько другой. У племени сохраняются традиционные местные верования, которые перемешались с исламом, хотя среди представителей можно встретить и чистых мусульман.
Слайд 27Фотограф Маркос Лира сделал эти фотографии в 2010 году во время
своей поездки в долину реки Омо, которая находится в трех днях езды от эфиопской столицы Аддис Абебы и остается одним из самых неосвоенных уголков на планете.
Это удивительное место можно определить как своего рода огромный музей под открытым небом – здесь проживают четыре основные Африканские языковые группы. Племён более двадцати, некоторые их них насчитывают десятки тысяч человек, а другие – менее 500, зато культура каждой из них подлинна и уникальна.
Слайд 35Наиболее знаменитая особенность африканского племени мурси – это традиция вставлять тарелки
в губы девушкам. Впрочем, мурси в этом плане не уникальны. Другие племена, относящиеся к группе сурма, также практикуют такое необычное декорирование.
Сейчас многие люди по всему миру начинают прокалывать губы, делать туннели в ушах, а также пирсинг, подражая племенам Африки. Тем не менее, в мире существует не так много племен, в которых существует традиция вставлять тарелки в губы.
Женщины племен мурси и сурма изготавливают разного размера тарелки из дерева или глины. Форму они могут иметь как круглую, так и трапециевидную, иногда с отверстием посередине. Для красоты тарелки покрываются узором.
Слайд 36Эти тарелки девушки племен мурси и сурма начинают носить в возрасте
20 лет.
За полгода до брака нижняя губа девушки прокалывается, и в нее вставляют небольшой деревянный или глиняный диск.
После того как губа растянется, диск меняется на больший, и так далее – до того момента, как он достигнет нужного диаметра – 10 -12 см.
Слайд 37Размер тарелки имеет значение. Чем больше диаметр тарелки, тем больше ценится
девушка, и тем большее количество скота должен заплатить за нее жених. Девушки должны носить эти тарелки постоянно, за исключением времени сна и приема пищи.
Также они могут их вынуть, если поблизости нет мужчин племени.
Слайд 39В племенах мурси и сурма верят в то, что злые духи
вселяются в человека через рот. А если в губах будут такие тарелки, то они закроют вход в тело, и духи не смогут туда попасть.
Слайд 45 Автор фоторепортажа с девушкой из племени мурси.
Слайд 46Культура уникальна
Аборигены
Африки
Слайд 47 Племя мурси считается самым агрессивным из всех
племен, находящихся на юге Эфиопии. Все туроператоры, возящие туристов к мурси, предупреждают об этом. Во многом, конечно, они преувеличивают. Автор фоторепортажа с командой отправился в национальный парк Маго, где можно увидеть этих ярких людей.
Славятся они своими боями на палках. Правда, палки используются только для проведения ритуальных дуэлей, а в повседневной жизни главных оружием мужчин является автомат Калашникова, они покупают оружие в соседнем Судане.
Мужчины носят серьги из клыков – это признак статуса и мужества. Также мужчины-воины украшают себя шрамированием в форме подковы за каждого убитого врага.
Если они убивают мужчину, то украшают правую руку, если женщину, то левую. Если убитых врагов так много, что не хватает уже места на руках, тогда они также делают надрезы на бедрах.
Слайд 49Дуэль на палках позволяет юношам завоевать уважение и авторитет в племени,
а также покорить местных красавиц. Цель боев – дать возможность мужчинам продемонстрировать свое мужество и отвагу. Во время боя стараются избегать причинения серьезного вреда здоровью соперника. Тем не менее, если вдруг боец убивает своего соперника, это приводит к тяжелым последствиям, а именно: конфискация имущества, изгнание из деревни, а также если у него есть дочери, то их отдают в качестве компенсации семье погибшего или его родственникам.
В день боя на специально расчищенной поляне собирается большое количество людей, включая родственников бойцов.
Дуэлянты невероятным образом раскрашивают свои лица, стараясь таким образом произвести впечатление на соперника, напугать его. Чувствительные части тела бойцы тщательно перематывают хлопковой тканью, чтобы снизить риск получения травмы. Также небольшие щиты защищают руки и локти от повреждений. Двухметровая палка – единственное оружие дуэлянтов. На концах палка вырезаны символы, подчеркивающие мужественность война.
Слайд 52Каждый из бойцов берет палку двумя руками за основание, а затем
начинает со всей силы бить соперника, пока один из них не сможет продолжать бой. Убивать соперника нельзя – это строго запрещено правилами поединка. Судьи, наблюдающие за боем, обязаны вмешаться, если увидят, что удары могут привести к летальному исходу.
В день сойтись в ритуальном поединке на палках могут до сорока бойцов. Каждый из них должен победить хотя бы в одном поединке. Победители продолжают биться уже друг с другом, и так до тех пор, пока не останется только один дуэлянт.
Проигравшие должны смиренно покидать поле боя. Победителя сажают на платформу и несут к группе незамужних девушек, одна из которых выберет его в качестве будущего мужа. Церемония донга проходит ежегодно. Начинается она в конце сезона дождей и продолжается три месяца (ноябрь – январь).
Слайд 57Основные и самые древние, первые цвета, используемые человеком для украшения своего
жилища – красный, белый и черный. Типичны они и для африканских культур. Красный символизирует кровь и связан с кровью, изобилием и жертвой, как «кровь» земли он обозначает воду, призыв к дождю. Белый символизирует мир, счастье, свет, чистоту и переход из одного состояния в другое, инициацию.
Впрочем, в обрядах инициации ключевыми являются также красный и черный, который символизирует приют духов умерших людей, предков, а также темные дождевые тучи.
Слайд 58В узорах, часто схематичных, состоящих из простых геометрических фигур, квадратов, треугольников,
зигзагов, создаются как религиозные символы богов и подчиненных им природных явлений, сфер человеческой деятельности, так и отображение окружающего ландшафта, животных, людей и предметов быта.
Зигзаги подразумевают струи дождя, а не молнию; её символизирует треугольник, имеющий многочисленные значения: боги, молнии, огонь, дым.
Слайд 59Та же символика деторождения и изобилия прослеживается в декоративно-прикладных изделиях, созданных
руками африканских женщин. Горшки, кувшины, корзины характерных округлых или яйцеобразных форм; глиняные сосуды украшаются резьбой, гравировкой, плетеные корзины и циновки – богатым орнаментом.
Слайд 60Африканские традиционные орнаменты
Слайд 61Африканские традиционные орнаменты
Слайд 62Африканские традиционные орнаменты
Слайд 63Африканские традиционные орнаменты
Слайд 64У женщин басото существует обряд инициации, в котором отождествляется дом и
женщина. Дом становится женщиной, а женщина – домом.
Для церемонии инициации женщины басото одевают маски из тростника, символизирующие стены дома, пояса в виде колец из трав, обозначающие бесконечность, цикличность женщины и природы, связь с космосом, а ноги женщин разрисовываются орнаментом, украшающим их дома.
Слайд 65Африканские маски и статуэтки используются в традиционных религиях.
Так например, маски со
спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в погребальных обрядах или во время празднеств.
Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надеваются членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Так человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала.
Кроме того маски также использовались во время охотничьих ритуалов; члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстояло охотиться, имитировали его поведение.
Догонская маска, выражающая черты как человека, так и зверя
Маска народа фанг, изображающая умершего
Слайд 69Африканские культовые статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем
его души, или животное, которое было связано с тотемным предком этноса.
Слайд 71Основные источники
http://bigpicture.ru/?p=179565
http://bigpicture.ru/?p=7107
http://socvirus.com.ua/
http://Udivitelnyie-fotografii-plemen-Surm/
http://socvirus.com.ua/Udivitelnyie-fotografii-plemen-Surm/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/617212
http://uhouse.ru/style/2277-zhenshhina-i-ejo-dom-afrikanskie-tradicii.html
http://uganda.su/?q=content/mify-i-skazki
Слайд 72Автор-составитель:
Наталия Всеволодовна Дудкина,
преподаватель гимназии № 405 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга,
победитель конкурса лучших учителей РФ
в Приоритетном национальном проекте
«Образование» – 2008
nevskiybrig@mail.ru
Санкт-Петербург, 2012