Слайд 2Периоды эпохи Возрождения
Северное возрождение (XV — XVI вв)
- страны расположенные севернее Италии
-
Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания
Проторенессанс
(2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение
(начало XV века — конец XV века)
- кватроченто
Высокое Возрождение
(конец XV — первые 20 лет XVI века)
- чинквеченто
Позднее Возрождение
(середина XVI — 90-е годы XVI века
Повторение:
Слайд 3
Высокое Возрождение
В конце 15 – нач.16в. в рамках
итальянского Возрождения сформировалась художественная культура не имевшая равных по своим идеалам и эстетическим ценностям. Высокое Возрождение – это период ослепительно ярких взлётов в искусстве и одновременно трагических падений и кризисов в государственной жизни Италии.
Слайд 4Особенности этого времени:
Постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
Внимание к человеческой
личности, веры в силы самого человека.
Распространение научных знаний.
Опора на достижения культуры Античности.
Люди на полотнах художников дышат и движутся, глубоко эмоциональными кажутся их чувства и переживания.
Слайд 5Кредо Высокого Возрождения
Красота
Красота = идеал античной классики
Красота композиции
Красота идеальных образов
Красота поз, жестов, движений
Живописцы этого времени с легкостью используют все средства изображения:
колорит,обогащенный воздухом, светом и тенью;
рисунок, свободный и острый;
перспективу и объём.
Микеланджело «Потоп»
Рафаэль. Святое семейство
Слайд 6Архитектура Возрождения
Основоположник Высокого Возрождения Донато Браманте (1444 - 1514).
Он сумел соединить дух античной архитектуры с лучшими достижениями зодчих той эпохи.
Слайд 7Церковь Санта-Мария делла Грацие (Милан)
Слайд 9
Титаны Высокого Возрождения
Леонардо
да Винчи
Рафаэль
Санти
Микеланджело Буонарроти
Слайд 10Леонардо да Винчи
(1452 – 1519 гг.)
Основоположник искусства Высокого Возрождения
великий итальянский художник
и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель,
архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант.
Слайд 11Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху.
Леонардо
писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении.
Подпись Леонардо да Винчи
Слайд 12Новаторство Леонардо да Винчи
Индивидуальный стиль
Сочетание несочетаемого – натурализма и идеализма
Первым в
Италии перешёл от темперы к масляной краске.
Фокусировка внимания на одном образе
Связь жеста с конкретным эмоциональным состоянием
Владел приёмом сфумато (итал.сл. «затуманенный») – термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, размытость контура, позволяющая нарушить скованность и неподвижность лица, сделав его зеркалом душевных переживаний.
Передавал в женских портретах тайну взгляда, улыбки и грусти, он умел рисовать то, что нельзя определить.
Слайд 13Тематика работ:
Евангельские сюжеты
Воплощение женского идеала – Мадонна с
младенцем на руках (символ материнства и жертвенной любви к людям)
Поэтические образы современниц
Слайд 14Леонардо да Винчи. Тайна вечеря. Монастырь Санта Мария делле Грацие в
Милане. 1495-1497 гг.
Христос только что произнес: «Один из вас предаст меня». Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать характеров, двенадцать различных реакций. Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа – этим оправдана разбивка на четыре группы по трое в каждой. Только Иуда психологически изолирован, он только формально в группе.
Слайд 15Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный
символ материнства и жертвенной любви к людям.
Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Слайд 16Леонардо да Винчи.
Мадонна Бенуа.
(Мадонна с цветком).
Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Слайд 17Мир «Мадонны в гроте»
полон глубокого, таинственного очарования, свойственного только кисти
Леонардо.
Он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке.
Леонардо да Винчи.
Мадонна в гроте.
(Мадонна в скалах)
1483 – 1494 гг. Париж. Лувр.
Слайд 18Леонардо да Винчи.
Дама с горностаем.
Леонардо да Винчи.
Портрет Джинервы Бенчи.
Художник обращался к образам своих современниц.
«Дама с горностаем», «Портрет Джинервы Бенчи» -
это возвышенно поэтические образы эпохи Возрождения.
Слайд 19самое загадочное произведение художника. Четыре года он работал над портретом Моны
Лизы – молодой жены богатого и известного флорентийца.
В портрете ему удалось создать глубоко обобщенный, идеально возвышенный образ человека эпохи, лицо, озаренное чувством собственного достоинства и внутренней духовной силы, богатством и сложностью интеллекта.
Леонардо да Винчи. Джоконда.
1503 г. Лувр, Париж.
Джоконда (Мона Лиза)
«песнь торжествующей любви» художника
Слайд 20Вот уже пять столетий она приковывает внимание зрителей.
Исследователи утверждают, что главный
секрет таится в загадочной улыбке Джоконды.
Вглядываясь в неё, мы видим как Джоконда меняется буквально на наших глазах: сначала она поражает нас своей задумчивостью, затем на смену легкой иронии приходит участие.
Слайд 21Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
Эта
лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Благодаря теням таящимся в уголках рта улыбка то исчезает, то появляется.
Нежная светотень (сфумато), помогла преодолеть скованность и неподвижность лица. Для достижения нужного результата он использовал технику лессировки (наложение тончайших слоёв прозрачных и полупрозрачных красок).
Слайд 22
В передаче глубины пространство Леонардо использовал законы линейной и воздушной перспективы.
Цветовая
гамма портрета – зеленые, голубые и золотистые тона, благородная сдержанность, тонкость цветовых сочетаний и сложнейшие переходы от полутени к полусвету.
В разное время дня , при разных условиях освещения можно увидеть игру красок.
Слайд 23Единственный автопортрет выполненный художником в преклонном возрасте.
С автопортрета на нас пристально
смотрит человек, умудренный жизненным опытом.
Лицо старца изборождено морщинами, густые брови нависли над глазами, пышная борода растрепана.
Плотно сжатые уголки губ запечатлели скорбную усмешку.
Грустный проницательный взгляд выражает не только прежнюю силу и мощь, но и затаенную печаль.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1514 г. Национальная библиотека. Турин.
Слайд 24Последние годы жизни
Жил во Франции, при дворе короля Франциско I
Писал трактаты
о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты, объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции – основные законы механики
Слайд 25Рафаэль – «первый среди великих»
Имя Рафаэля окружено ореолом поклонения и восхищения.
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Рафаэль Санти
(1483 – 1520 гг.)
Слайд 26Тематика работ:
Совершенные образы Мадонны
Певец женской красоты
Монументальные фрески
Алтарные картины
Реалистические портреты
1. изображал людей
на архитектурном или
пейзажном фоне;
2. свободное расположение фигур в пространстве;
3. плавность линий, точная передача пластики
движения человеческого тела;
4. в поздних произведениях прослеживается
стремление к драматизму и реалистичности.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА
Слайд 27Святой Георгий, поражающий дракона
Сон рыцаря
Первые творения Рафаэля свидетельствуют об огромном даровании
начинающего художника.
Слайд 28Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты.
Он говорил:
«Чтобы написать
красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Мадонна в зелени
Слайд 29Им написано более 20 Мадонн, среди которых достойное место занимает ранняя
работа – «мадонна Конестабиле».
На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного Писания, а шаловливый ребенок пытается перевернуть страницы книги.
Молодая мать и ее дитя удивительно трогательны и простодушны.
Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и малыша в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»). При этом он не нарушает законов перспективной живописи.
Рафаэль Санти.
Мадонна Конестабиле.
1502-1503 гг. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Слайд 30«Сикстинская мадонна» - символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция
поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям.
Рафаэль изображает её кроткой, босой, круглолицей женщиной - небесной странницей, закутанной в простой плащ и держащей в руках необыкновенного ребенка.
Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Картинная галерея, Дрезден.
Слайд 31Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью
и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.
Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
В.А.Жуковский.
Слайд 32РИМ (1508-1514)
В начале 16 в. По приглашению Папы Римского Юлия II
Рафаэль переехал в Рим.
Роспись папских апартаментов в Ватиканском дворце – так называемых СТАНЦИИ ДЕЛА СЕНЬЯТУРЫ (библиотека и кабинет Папы Римского)
Фрески были созданы в период с 1509 по 1517 – четыре фрески: «Афинская школа», «Парнас», «Диспута», «Юриспруденция» (каждая из них посвящена разным формам деятельности человека – философии, искусству, богословию и законодательству)
Рафаэль на каждой стене изобразил отдельное
монументальное произведение.
По проекту мастера фрески были дополнены декоративными элементами.
Общая тема фресок: прославление католической церкви и её главы.
Диспут.
Афинская школа.
Парнас.
Слайд 33«АФИНСКАЯ ШКОЛА»
- величайший шедевр в истории живописи
Главная идея фрески –
стремление человека к познанию
Слайд 34В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает
на небо, другой – на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих или размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к другу. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой мысли и знаний.
Слайд 35В «Афинской школе» Рафаэль придает некоторым героям черты известных современников:
Платону
– Леонардо да Винчи, Гераклиту – Микеланджело. Здесь же он запечатлел и самого себя (Апеллес), блестяще продемонстрировав мастерство портретиста.
Слайд 37ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД 1504-1508 –
ПОРТРЕТЫ СОВРЕМЕННИКОВ
Слайд 38Вглядимся в строгие портреты современников Рафаэля. За внешней простотой в них
легко угадывается богатство внутреннего мира.
В основе каждого произведения лежит глубокое и пристальное изучение природы человека, внимание к его психологической характеристике.
Портретное сходство с оригиналом также становится неотъемлемым условием творчества художника.
Рафаэль Санти.
Женщина под покрывалом.
(«Донна Велата»). 1516 г. Галерея Питти. Флоренция.
Слайд 39Рафаэль изображает известного мецената Анджело Дони, придавая ему черты, обобщенного образа
эпохи Возрождения.
Перед нами человек, полный жизненной энергии, спокойной собранности и силы воли. Контрастность внешнего облика портретируемого усилена строгим черным костюмом с широкими красными рукавами и белым воротничком.
Массивные перстни украшают пухлые, немного женственные руки.
Фигура Анджело дана на фоне обобщенного пейзажа, усиливающего эмоциональное воздействие произведения на зрителя.
Рафаэль Санти.
Портрет Анджело Дони. 1506 г. Галерея Питти. Флоренция.
Слайд 40
Последние годы своей жизни Рафаэль был на пике славы и признания,
богат, жил в роскоши.
Рафаэль умер в 38 лет от сердечной недостаточности
6 апреля 1520 г.
"Автопортрет с другом, учителем фехтования"
Слайд 41МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
(1475 – 1564)
Итальянский скульптор,
художник, архитектор и
поэт.
Ещё при жизни Микеланджело, его
произведения считались наивысшими
достижениями искусства Возрождения.
Кто не верит в гений, кто не понимает,
Что такое гений, поверит и поймёт,
Вдумавшись в судьбу Микеланджело.
Ромен Роллан.
Слайд 42Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый
Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью,
разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера
Любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа
«Пьета» (1497-1498)
(«ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА»)
Слайд 43«Давид»
(1501 – 1504)
«Флорентийский гигант»
(высота 5,5м)
Слайд 45Фамильная усыпальница Медичи
при флорентийской церкви Сан-Лоренцо
Погребальная капелла герцогов Медичи
Слайд 46Надгробие Джулиано Медичи.
«День» и «Ночь»
«Ночь»
«День»
Слайд 47Надгробие Лоренцо Медичи «Утро» и «Вечер»
«Вечер»
«Утро»
Слайд 48С 1546 г. к Микеланджело перешло руководство работами по строительству собора
Св.Петра, купол которого стал
вершиной его архитектурного творчества.
Слайд 49СИКСТИ́НСКАЯ КАПЕ́ЛЛА В ВАТИКА́НЕ
— примыкает с северной стороны к собору Св. Петрапримыкает
с северной стороны к собору Св. Петра (см. т. 2, рис. 422, 424). Названа по имени Папы Римского Сикста IV из семьи делла Роверепримыкает с северной стороны к собору Св. Петра (см. т. 2, рис. 422, 424). Названа по имени Папы Римского Сикста IV из семьи делла Ровере (1471—1484), который решил укрепить старую средневековуюпримыкает с северной стороны к собору Св. Петра (см. т. 2, рис. 422, 424). Названа по имени Папы Римского Сикста IV из семьи делла Ровере (1471—1484), который решил укрепить старую средневековую постройку (зал конклава), превратив ее в крепость и сделав, одновременно, папской капеллойпримыкает с северной стороны к собору Св. Петра (см. т. 2, рис. 422, 424). Названа по имени Папы Римского Сикста IV из семьи делла Ровере (1471—1484), который решил укрепить старую средневековую постройку (зал конклава), превратив ее в крепость и сделав, одновременно, папской капеллой во имя Успения Девы Марии.
Вид на Сикстинскую капеллу сверху
Потолок Сикстинской капеллы
Слайд 51Роспись свода Сикстинской капеллы
в Риме.
Площадь 600 м
работа - 4 года
Фреска «Страшный
суд»
на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541)
Слайд 53Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. в возрасте
89 лет после.
С великими почестями он был похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.