Слайд 1Портрет как жанр изобразительного искусства.
Слайд 2Портрет
Портрет – от французского – “изображение”. Один из жанров живописи, скульптуры,
графики, посвящённый изображению определённых людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.
Различают несколько видов портрета: автопортрет, групповой , камерный, парадный , и др.
Глядя на портреты, мы узнаем, какие в то время были нравы, одежда, украшения и т.д.
Художник-портретист всегда стремится не только к передаче внешнего вида, внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения.
Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей жизни – это в галереях и выставочных залах, дома (фотографии), в школе (портреты писателей, учёных, музыкантов), в книгах которые вы читаете.
Слайд 3В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым
образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи. Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии.
Слайд 4Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внес талантливый художник первой
половины XVIII века И.Н. Никитин, с мастерством психолога показавший в "Портрете напольного гетмана" (1720-е) сложный, многогранный образ человека Петровской эпохи И.Н. Никитин «Портрет напольного гетмана»
Слайд 5Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов,
как Ф.С. Рокотов, Левицкий, В.Л. Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей. Боровиковский Владимир Лукич: «Портрет Елены Александровны Нарышкиной».
Слайд 6Портрет М.И. Лопухиной. 1797 ГТГ
В портрете графини Лопухиной атрибуты и антураж
призваны играть новую, дотоле не свойственную им роль: выявлять не общественное положение изображенного лица, а его личностные качества. Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой
Слайд 71860–1870-е годы — время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко
проявившегося в творчестве художников-передвижников. В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. Образцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена. В образе Герцена Ге показал собирательный тип лучших людей своей эпохи.
Слайд 8Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н.
Толстого. Он был написан в 1873 году и считается лучшим портретом великого писателя. Ни одному художнику не удалось запечатлеть образ Толстого – великого гуманиста, мыслителя, носителя нравственных идеалов, выразителя народных интересов – глубже, чем это сделал Крамской.
Слайд 9"В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий,
Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны." (Н.А.Бенуа)