Слайд 1Становление и расцвет мирового кинематографа
Слайд 2 ЛЮМЬЕ́Р (Lumiere), братья: Огюст (19 октября 1862, Безансон, Франция — 10
апреля 1954, Лион) и Луи (5 октября 1864, Безансон — 6 июня 1948, Бандоль), изобретатели кинематографа и постановщики первых в мире фильмов.
Сыновья художника, увлекавшегося фотографией. Собственно изобретателем кинематографа (название тоже принадлежит братьям Люмьер) был Луи, владелец мелкого завода, но Огюст помогал ему и в дальнейшем был активным участником киносъемок.
Первый киносеанс состоялся после Рождества 1895 в Гран-кафе на Бульвар-де-Капюсин. За 1895-96 ими было снято около 50 коротких лент на разные темы. Братья Люмьер являются изобретателями многих приемов киносъемки, ставших ныне классическими, например, трэвеллинга, впервые использованного именно ими как проезд в гондоле по одному из венецианских каналов.
Снимали картины, являющиеся аналогами современного документального кино («Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Выход рабочих с завода Люмьер»), комедии («Политый поливальщик»), игровые и даже поэтические картины («Купание Дианы»). Киносеансы проходили под аккомпанемент пианино или саксофона.
Изобретение быстро распространялось во Франции и Европе, а братья Люмьер не могли конкурировать с пришедшими в кинематограф новыми художниками. Сняв в 1898 фильм «Страсти Иисусовы», Л. Люмьер заявил, что снимать кино — больше не его дело.
В 1919 он был избран членом Французской академии наук. В 1946, за два года до смерти, передал Французской синематеке около 1800 лент, снятых им вместе с братом.
Слайд 3 Братья ЛЮМЬЕ́Р: Огюст (1862-1954) и Луи (1864 - 1948), изобретатели
кинематографа и постановщики первых в мире фильмов.
Слайд 4Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота
Слайд 5Жорж Мельес (1861 —1938) — французский предприниматель, режиссёр, один из основоположников
мирового кинематографа. В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор , Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.
Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах.
Слайд 6Его самая знаменитая картина «Путешествие на луну» (1902) была поставлена по
роману Ж. Верна и Г. Уэллса
Слайд 8Дэвид Уорк Гриффит (1875 - 1948) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист,
продюсер, с творчества которого часто отсчитывают историю кино как особого вида искусства.
Слайд 9А. О. Дранков (1886 —1949) — фотограф, кинооператор, продюсер, один из
пионеров российского кинематографа.
Слайд 10Кадр из фильма А. О. Дранкова
«Понизова вольница»
Слайд 11С. Эйзенштейн (1898—1948), советский режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог. Заслуженный
деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).
Слайд 13Сэр Чарльз Спе́нсер «Ча́рли» Ча́плин, (1889 —1977) — выдающийся американский и
английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях,
Вместе с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбенксом и Дэвидом Гриффитом Чарльз Чаплин основал знаменитую киностудию United Artists в 1919 году.
Слайд 14Роберт Вине (1873—1938) — немецкий кинорежиссёр. «Кабинет доктора Калигари» (1920)— знаменитый
немой фильм, положивший начало немецкому киноэкспрессионизму. Первый в истории кино фильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания.
Слайд 16Луи́с Буньюэ́ль Портоле́с (1900 —1983) — испанский кинорежиссёр, крупнейший представитель сюрреализма
в кинематографии.
Слайд 17«Андалузский пёс» 16-минутный сюрреалистический немой фильм испанского режиссёра Луиса Буньюэля и
испанского художника Сальвадора Дали.
В фильме отсутствует сюжет в привычном понимании этого слова. Хронология фильма разрозненна: так, переход от первой сцены (русск. «Давным-давно») к второй сцене «Восемь лет спустя» происходит без изменения обстановки и персонажей. По сути, кинематографическое повествование Буньюэля подчиняется законам «логики» сновидений, в которых зрительные образы меняются, не подчиняясь рациональной логике и хронологической последовательности, поэтому кинокритики, анализирующие фильм, часто пользуются терминами популярной в те годы теории сновидений Фрейда.
Фактически опровергая различные интерпретации фильма, Буньюэль в своих воспоминаниях отмечал, что единственным правилом, которым они с Дали пользовались при написании сценария, был запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение».Кроме того, он утверждал, что «в фильме нет ничего, что бы символизировало что-то. Единственным методом исследования символов, возможно, является психоанализ».
Слайд 19Роберто Росселлини (1906 —1977) — итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму
в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим, открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948).
Слайд 20"Рим, открытый город". Действие происходит в Риме в 1943-1944 годах. В
борьбе за освобождение страны объединяются коммунисты, руководители римского Сопротивления, католики. Манфреди - лидер Сопротивления, которого разыскивают немцы, должен доставить деньги своим соратникам. Он прячется в квартире Франческо и его беременной невесты Пины, а деньги рассчитывает доставить через католического священника дона Пьетро. Но фашисты совершают облаву на здание, и Франческо уводят. Пина с криком бежит за ним, ее убивают прямо на улице. Манфреди скрывается на квартире своей любовницы Марины. Она - наркоманка и тайно "стучит" своей поставщице, лесбиянке и агенту гестапо...
Слайд 21Акира Куросава (1910 1998) — японский кинорежиссёр, продюсер и сценарист.
Слайд 22Расёмон
Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году
на экран фильма «Расёмон» , поставленного по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще», снятого в жанре «дзидайгэки» (фильмы о воинах феодальной Японии — самураях). Оценки критиков во всём мире были более чем доброжелательные. Этот фильм, тщательно спланированный и наполненный философским смыслом, перенося зрителя в прошлое и будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх точек зрения. О появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом этого фильма
на кинофестивале в Венеции — получением Гран-При «Золотой Лев» и специальной премии Американской Академии Киноискусства «Оскар» (1951) за лучший иностранный фильм года.