Презентация, доклад по МХК на тему Софийский собор в киевской Руси

Содержание

Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурный путь. Это включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей. Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со

Слайд 1Культура Древней Руси
МХК 10 класс.
Разработала учитель искусства и МХК МБОУ

СОШ №95
г.Воронеж
Павлова Л.Н.
2018

Культура  Древней Руси  МХК 10 класс. Разработала учитель искусства и МХК МБОУ СОШ №95 г.Воронеж

Слайд 2Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую

судьбу, ее культурный путь. Это включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей.
Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром.
Православие стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно становление единого государства

Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурный путь. Это включило

Слайд 4 Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Слайд 5

Дата основания: 989-991
Основатель: Владимир I Святой
Правитель: Владимир I Святой


Автор: греческие зодчие
Местоположение: Киев, Украина
Другие названия: церковь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Дополнительно: первая каменная церковь на Руси, воздвигнута на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян.
По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов

Десятинная церковь

Дата основания: 989-991 Основатель: Владимир I Святой Правитель: Владимир I Святой Автор: греческие зодчие Местоположение: Киев,

Слайд 6Отличительные признаки русского деревянного зодчества
В основе конструкции сруб в виде четырехугольника

(четверик) или восьмиугольника (восьмерик)
Двускатные, шатровые (высокая восьмигранная пирамида), бочкообразные (двускатное криволинейное покрытие с острым гребнем) или луковичные покрытия
Сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом
Соизмеримость с размерами человека
Использование резьбы по дереву
Покрытие крыш деревянной «чешуей»
Многоярусность построек
Наличие разного рода пристроек

Отличительные признаки русского деревянного зодчестваВ основе конструкции сруб в виде четырехугольника (четверик) или восьмиугольника (восьмерик)Двускатные, шатровые (высокая

Слайд 7 Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. В основе его лежит

четырёхстенный сруб – четверик, на него поставлен восьмигранный – восьмерик, а венчает сооружение восьмигранный шатёр с главкой. В старину было принято считать: чем выше здание, тем красивее

Успенская церковь из села Курицко. 1595

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. В основе его лежит четырёхстенный сруб – четверик, на него

Слайд 8 Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху

частей-клетей, называются в архитектуре ярусными

Церковь Вознесения. Торжок. 1653

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей-клетей, называются в архитектуре яруснымиЦерковь Вознесения.

Слайд 9Великий князь Ярослав Мудрый
Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления

Ярослава Мудрого (1019—1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.)
Великий князь Ярослав МудрыйВысшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Главным культовым и

Слайд 10Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София

— Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде
Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы

Слайд 11Софийский собор в Киеве

Время основания – 1037 г.

На протяжении нескольких веков

София Киевская была средоточием политической и культурной жизни страны.

Софийский собор в КиевеВремя основания – 1037 г.На протяжении нескольких веков София Киевская была средоточием политической и

Слайд 12 Строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров.

Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры.

Строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. Предполагается, что перед византийцами была поставлена

Слайд 14Архитектурные особенности
Длина собора без галерей 29,5 м
ширина — 29,3 м;
с

галереями: 41,7м и 54,6м

Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м

Архитектурные особенностиДлина собора без галерей 29,5 мширина — 29,3 м; с галереями: 41,7м и 54,6мВысота до вершины

Слайд 15Архитектурные особенности

.
Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный

храм с 13 главами.
С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями.
Сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей

Ныне у храма 19 глав.

Архитектурные особенности.   Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный храм с 13 главами.

Слайд 16 Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была

так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера
Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали

Слайд 17Плинфа
тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. 

Плинфа тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. 

Слайд 18 Первоначально собор не был оштукатурен: для

того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки ( зондаж)
Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его

Слайд 20 Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные

помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой
Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены

Слайд 21Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель

(Пантократор)
Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор)

Слайд 22Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну

в молитве за род людской находится в апсиде.
Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится

Слайд 23ОРАНТА- «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

ОРАНТА- «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Слайд 24Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками –

канонический тип Оранты (молящейся), -- воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной».
По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев
Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), -- воспринималась

Слайд 25Евхаристия

Евхаристия

Слайд 26Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как

апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб -Евхаристия

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к

Слайд 27Евхаристия

Евхаристия

Слайд 28Григорий Чудотворец
Григорий Нисский

Григорий ЧудотворецГригорий Нисский

Слайд 29Архангел

Архангел

Слайд 30Ярослав
Апостол
Павел
Портрет семьи Ярослава Мудрого
Архангел
Фрески
Святой Софии

ЯрославАпостол ПавелПортрет семьи Ярослава МудрогоАрхангелФрески Святой Софии

Слайд 31Благовещение

Благовещение

Слайд 32В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе

место и тот реальный мир, который окружал человека.

Семья Ярослава Мудрого

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который

Слайд 33ФРЕСКА « СКОМОРОХИ»

ФРЕСКА « СКОМОРОХИ»

Слайд 34 Софийский собор в Киеве
1.Время основания храма – 1037 г.по случаю победы


русского войска над печенегами.
2. Основатель – князь Ярослав Мудрый.
3. Пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью
ассиметрично расположенными главами.
4. Центральный купол выражал идею учения Христа,
а остальные символизировали 12 его учеников.
5. Внешний облик: стены храма выложены
красным кирпичом и серым гранитным камнем
(плинфой), чередующимися с розовой цемянкой
– раствором извести, песка и толченого кирпича,
что придавало фасаду нарядный вид.
6. Внутреннее убранство: красочные фрески,
искрящиеся золотом мозаики придавали храму
торжественность и парадность. Обилие пролетов,
арок создает впечатление монументальности,
пышности.
7. В соборе находилась резиденция главы русской церкви митрополита киевского, хранились государственные документы, имелась древнейшая на Руси библиотека, мастерская рукописных книг
При Софии была создана одна из первых на Руси школ.
Софийский собор в Киеве1.Время основания храма – 1037 г.по случаю победы русского войска над печенегами.2. Основатель

Слайд 35Тест на повторение

Тест на повторение

Слайд 361.
 Создание на Руси купольных храмов свидетельствует:
1) о влиянии Византии                  
2)o преобладании

языческих традиций
3) об отсутствии строительного камня 
4) об отсутствии мастерства у древнерусских зодчих

1. Создание на Руси купольных храмов свидетельствует:1) о влиянии Византии                   2)o преобладании языческих традиций3) об отсутствии строительного камня 

Слайд 372.
Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?
1) Рюрик  
2) Ярослав Мудрый    

3) Владимир Святославич   
4) Владимир Мономах

2.Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?1) Рюрик   2) Ярослав Мудрый     3) Владимир Святославич    4) Владимир Мономах

Слайд 383.
Развитию древнерусской культуры способствовало:
1) нашествие гуннов                 
2) зарождение земледелия и скотоводства
3)

возникновение неравенства       
4) принятие христианства

3.Развитию древнерусской культуры способствовало:1) нашествие гуннов                  2) зарождение земледелия и скотоводства3) возникновение неравенства        4) принятие христианства

Слайд 394
Что является лишним в ряду?
1)многоярусность строений,
2) наличий разного рода пристроек,
3)резьба

по камню,
4)огромные окна с витражами,
5)увенчание строений башенками и теремами

4Что является лишним в ряду?1)многоярусность строений,2) наличий разного рода пристроек, 3)резьба по камню, 4)огромные окна с витражами,

Слайд 405.
Христианизация Руси дала мощный толчок к
1)формированию постоянного войска
2)развитию письменности
3)развитию гончарного ремесла
4)борьбе

с печенегами

5.Христианизация Руси дала мощный толчок к1)формированию постоянного войска2)развитию письменности3)развитию гончарного ремесла4)борьбе с печенегами

Слайд 416
Раньше других построен
1)Софийский храм в Киеве
2)Софийский храм в Новгороде
3)Спасо-Преображенский собор в

Чернигове
4)Десятинная церковь в Киеве

6Раньше других построен1)Софийский храм в Киеве2)Софийский храм в Новгороде3)Спасо-Преображенский собор в Чернигове4)Десятинная церковь в Киеве

Слайд 427.
Тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине называется
1)зондаж
2)плинфа
3)

известняк
4)цемянка

7.Тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине называется1)зондаж2)плинфа3) известняк4)цемянка

Слайд 438.
К числу былинных богатырей не относится
1)Микула Селянинович
2)Вольга Святославич
3)Алёша Попович
4)Игорь Святославич

8.К числу былинных богатырей не относится1)Микула Селянинович2)Вольга Святославич3)Алёша Попович4)Игорь Святославич

Слайд 449.
Какую крепость, согласно летописным источникам, захватил Владимир с целью давления на Византию?
1)Саркел (Белая

Вежа)
2)Херсонес (Корсунь)
3)Тмутаракань
4)Итил

9.Какую крепость, согласно летописным источникам, захватил Владимир с целью давления на Византию?1)Саркел (Белая Вежа)2)Херсонес (Корсунь)3)Тмутаракань4)Итил

Слайд 4510.
Иконографический тип Богоматери в полный рост называется
1) Умиление
2) Оранта
3) Знамение

10.Иконографический тип Богоматери в полный рост называется1) Умиление2) Оранта3) Знамение

Слайд 4611.Установите соответствие:
А) Былины
Б) Зодчество
В) Мозаика
Г) Житие
Д) Фреска
Е) Миниатюра

1) Литературное описание жизни

святых
2) Настенная живопись на сырой штукатурке
3) Небольшой многоцветный рисунок в книгах
4) Описание подвигов богатырей
5) Изображение из цветных камешков или стекол
6) Искусство построения зданий

11.Установите соответствие:А) БылиныБ) ЗодчествоВ) МозаикаГ) ЖитиеД) ФрескаЕ) Миниатюра1) Литературное описание жизни святых2) Настенная живопись на сырой штукатурке3)

Слайд 47источник шаблона:
Курбанова Ирина Борисовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ школы №

594 Санкт-Петербурга. Сайт http://pedsovet.su

источник шаблона:Курбанова Ирина Борисовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ школы № 594 Санкт-Петербурга.  Сайт http://pedsovet.su

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть