Слайд 1 Шедевры классицизма в архитектуре России
Мальцева Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства,
МХК
МБОУ «СОШ № 88 с кадетскими классами»
г. Барнаул
Слайд 2Цели и задачи урока:
- формирование целостного представления о мире и формах
искусства;
- формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений;
- развитие умения определять стилевые особенности архитектуры классицизма, соотносить с определенной исторической эпохой; умения выявлять характерные особенности национальной школы, индивидуального авторского стиля; реализовывать свой творческий потенциал;
- уважение и осознание ценности отечественной архитектуры эпохи классицизма, проявление устойчивого интереса к ее художественному наследию.
Слайд 3Как вы думаете, когда на смену барокко в России придет классицизм?
Обоснуйте свое мнение.
Какие черты и идеи были выражены
в архитектуре русского классицизма?
?
Слайд 4Сложение классицизма в России прошло несколько этапов:
Ранний классицизм (1760 — начало
1780 г.). В нем еще сохранялись черты и отдельные признаки барокко.
Строгий или зрелый классицизм (середина (1780 г. и начало 1800-х гг.). Стиль обрел ясность и чистоту форм.
Высокий классицизм (1800–1810 гг.). Вершина расцвета классицизма, создание лучших творений стиля.
Поздний классицизм (ампир) (1810–1830 гг.). Патриотический подъем после победы над Наполеоном, выразившийся в усилении художественных средств, и влияние западноевропейских тенденций эпохи Наполеона.
Слайд 5Каждый архитектор имел черты индивидуального стиля, но общим является:
• господство
ордерной системы;
• кубическая форма в решении объема здания;
• аркады и колонны применяются в оформлении фасада;
• портик с колоннами в парадном входе здания;
• лаконизм в оформлении окон и дверей;
• античные элементы в орнаменте и декоре интерьера;
• скульптура как часть архитектуры.
Слайд 7Ива́н Его́рович Старо́в (1745—1808) — русский архитектор, академик и профессор Императорской
Академии художеств.
Таврический дворец - петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического.
Возведена в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова..
Слайд 9Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни
скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.
Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.
Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.
С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.
Слайд 10Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в
русско-турецкой войне, предназначалась для торжественных праздничных приёмов.
Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчленены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на лаконизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит нарядно и торжественно.
В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.
Планировка дворца была достаточно сложной. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпуса соединялись многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств.
Слайд 11Прекрасны и торжественны были ближайшие окрестности Таврического дворца архитектора Старова. Прямо
перед парадным фасадом в первые десятилетия лежала тихая небольшая гавань шарообразной формы на р. Неве с надежной пристанью (ликвидирована в 1860-е гг. по техническим причинам). Около нее находились и швартовались достаточно вычурные прогулочные суда хозяев и очередных прибывших гостей усадьбы.
Слайд 12Залы и вестибюль.
«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни.
Очень богато его внутреннее оформление.
Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина. При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.
Слайд 13Купольный зал
Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые
печи, декорированные глазурью и золотом.
Слайд 14Большая галерея (Екатерининский зал)
Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца.
В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.
Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала. Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.
Слайд 15Зимний сад
Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего
мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.
Слайд 16Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761- 1811) - русский архитектор.
Создатель комплекса зданий Адмиралтейства
в Санкт-Петербурге
Портрет работы С. С. Щукина.
Около 1804 года
Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года по плану самого Петра I.
Слайд 17А. Д. Захаров. Адмиралтейство. 1806 — 1823 гг. Санкт-Петербург
Слайд 18К началу XIX в. здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция.
В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. Свою задачу он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания, разработке и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми некогда проходил канал от Невы.
Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом города — столицы морской державы.
Слайд 19По обе стороны от центральной башни расположены два двенадцатиколонных портика, выдержанных
в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, выходящую к Неве, Захаров украшает двумя павильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гармонии.
Слайд 20А. Д. Захаров тщательно продумал скульптурные украшения архитектурного комплекса. Они также
были призваны оживить общий вид монументального здания. Для этих целей были привлечены лучшие скульпторы того времени.
Феодосий Фёдорович Щедрин (1751 — 1825) изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все океаны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами.
Слайд 21Иван Иванович Теребенёв (1780 — 1815) украсил здание двумя летящими фигурами
Славы со окрещёнными знамёнами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять Россию как морскую державу.
Слайд 22Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759 - 1814) - русский архитектор и живописец.
Главным
творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, работы были завершены в 1811 году.
Слайд 23Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор
является украшением Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега. Его оригинальный замысел отличался смелостью решения и выверенностью математических расчётов.
Гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего здания. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, прорезанный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купола впервые в строительстве были применены металлические конструкции из железа и чугуна. Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда.
Слайд 24Карл Ива́нович Ро́сси, урождённый Карло ди Джованни Росси
(1775 - 1849) -
русский архитектор итальянского происхождения.
Арка Главного штаба и здания министерств на Дворцовой площади (1819 — 1822)
Слайд 25Триумфальная арка служит парадным входом на Дворцовую площадь.
Слайд 26Идея встроенной триумфальной арки в центре административного здания Главного штаба на
Дворцовой площади появилась у архитектора не сразу.
По первоначальному замыслу проезд предполагалось украсить двойной колоннадой, затем ее сменил проект арки с центральной проезжей частью и двумя боковыми проходами.
Окончательный вариант появился у архитектора при завершении строительных работ над вторым корпусом здания. Росси расширил арку на весь проезд улицы, и под углом к ней установил одну за другой еще две параллельные арки таким образом, чтобы главная из них выходила на площадь строго напротив парадного въезда во двор Зимнего дворца (сейчас в нем располагается Эрмитаж).
Слайд 27Арке как смысловому и связующему композиционному центру Росси уделил особое внимание.
Чтобы она оказалась точно напротив фасада Зимнего дворца, зодчий немного укоротил крыло Министерства иностранных дел, берущее начало от набережной реки Мойки. Оно разбито только на 25 осей, в то время как здание Главного штаба - на 31 ось (т.е. один этаж протянулся на 31 окно). Однако зритель не замечает этой асимметрии, потому что Росси устроил на крыльях здания, на уровне второго и третьего этажей, портики разного размера: на Главном штабе портик украшают 14 коринфских колонн, а на корпусе министерства - всего 12. Такие же портики, но десятиколонные, примыкают к арочному пролету, подготавливая переход от строгой глади стен к нарядной и величественной Триумфальной арке Главного штаба.
Слайд 28На вершине арки символом победы русского оружия в войне 1812 года
мчится крылатая Ника в колеснице, запряженной шестеркой горячих коней, схваченных под уздцы римскими воинами. В руках богини ее атрибуты – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Стены арки на разных уровнях украшают орнаменты, горельефы, фигуры часовых, поддерживающие основной мотив прославления воинской отваги и триумфа победителей.
Слайд 29На мощных гранитных пьедесталах у основания арки устроены горельефы из оружия
и доспехов - арматуры. Над ними высятся фигуры воинов и рельефные изображения летящих гениев Славы. Великолепным завершением этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит скульптурная группа - колесница, запряженная шестеркой коней, в которой стоит во весь рост богиня победы Ника с эмблемой государства и лавровым венком в руках, словно осеняя им Дворцовую площадь. Скульптуры, выполненные из листовой меди, изготовили В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, много работавшие вместе с Росси.
Слайд 30Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в
Отечественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Росси оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамблей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.
Слайд 31Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1737 - 1799) - усский архитектор, теоретик архитектуры
и педагог, представитель классицизма
В. И. Баженов. Пашков дом. 1784-1786
Слайд 32Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы.
Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма.
Слайд 33 Дом Пашкова выстроен во время господства стиля классицизма, когда так
ценили ясно очерченный, хорошо видный в окружающем пространстве цельный блок сооружения. Действительно, четко построенный объем здания воспринимается сразу же в его трехмерном измерении, поскольку примыкающие к нему низкие галереи и флигели расположены так, что дают возможность сразу же охватить взглядом центральную часть. Однако при подобном построении можно было легко нарушить цельность и единство общей композиции. С целью устранения этого недостатка архитектор прибегнул к ряду приемов, которые не позволяли распасться архитектурной композиции на отдельные обособленные друг от друга части. Именно поэтому он применил в цоколе мотив аркады, проходящей по всему фронту здания. Она связывает между собой все части сооружения, хотя из-за различной толщины стен и опор-простенков она на отдельных участках получает особые оттенки.
Слайд 34Общий композиционный треугольник уличного фасада, как и фронтоны флигелей, должен был
быть поддержан аналогичным приемом в архитектуре самого главного здания, без чего оно выглядело бы несколько чужеродным, оторванным от всего остального. Поэтому архитектор рассчитывает цоколь портика дома на шесть колонн, а ставит лишь четыре, заменяя крайние статуями. Благодаря такому приему в центре дома зрительно образуется новый равнобедренный композиционный треугольник, наклонные стороны которого отмечены статуями на углах портика. Следует также иметь в виду, что статуи перед портиком перекликались со статуей бельведера.
Баженов ставит ионические колонны портиков флигелей прямо на землю, в то время как колонны композитного ордера главного здания вознесены на высокий цоколь. Это пристрастие известного мастера к зрительным, как бы наслаивающимся друг на друга композиционным треугольникам в построении фасада меньше всего следует считать лишь изощренною игрою или прихотью. Наоборот, тут следует видеть искушенного в своем искусстве зодчего, хорошо связавшего все отдельные части здания в цельную архитектурную композицию, привлекающую нас как своим единством, так и разнообразием форм.
Слайд 35На каждом простенке помещена пилястра. Естественно, что вертикальные линии пилястр вторят
колоннам портика и вместе с тем зрительно облегчают весь блок здания. С этой же целью колонны и пилястры покрыты каннелюрами — полукруглыми выемками, которые не только усиливают вертикальную направленность стен, но и наделяют их тонкой светотеневой игрой, придающей блоку здания определенное чувство пластичности.
Естественно, что орнаментальная лепнина антаблемента и тумбы с декоративными вазами венчающего парапета находятся строго над каждой колонной и пилястрой, образуя совместно стройную и нарядную архитектурную систему членения стен.
Для усиления праздничности архитектуры зодчий помещает в филенках над окнами цоколя и в верхних частях наличников окон верхнего этажа лепные гирлянды. Орнаментальная лепнина антаблемента, орнаментированные шишечки, подвешенные у волют капителей ионических колонн, как и декоративные вазы парапета, служат этой же цели. Крупно рустованный цоколь, воспроизводящий кладку большими блоками камня, оттеняет народную легкость верхней части сооружения. Львиные маски на замковых камнях окон цоколя, как и их полукруглые арочные завершения, призваны образно передать впечатление прочности и силы этой части здания.
Слайд 36Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 - 1812) - русский архитектор, разработчик проектов
типовой застройки.
Здание Сената в Московском Кремле. 1776—1788
Слайд 37Его архитектура отражает поиски характерного для эпохи Просвещения образа административного здания
– символа государственности. Казаков хотел, чтобы дворец символизировал гражданские идеалы, законность и правосудие, что и воплотил в жизнь в форме античной архитектуры.
Проект М.Ф. Казакова был архитектурным новшеством: равнобедренный треугольник со срезанными углами, украшенных ризалитами в виде триумфальных арок.
Композиционным акцентом стала ротонда с Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом, возвышающимся над Кремлевской стеной. В прошлом ротонду именовали даже русским пантеоном по пышному скульптурному украшению.
Слайд 38 Монументальное здание-квартал с необычным треугольным планом (что обусловлено сложной формой
участка) и тремя внутренними дворами разной конфигурации олицетворяет мощь и порядок регулярного государства. Несколько монотонный ритм фасадов четырёхэтажного сооружения, расчленённых лопатками и филёнками, оживляется ионическим портиком по середине и римско-дорическими пилястрами по краям.
Слайд 39Фасад ротонды украшен римско-дорической колоннадой. Величественный купол типа Пантеона осеняет здание
Сената и парит над всем ансамблем Кремля и Красной площади, как яркий символ имперской власти. Ротонда, ради которой, как будто, существует вся постройка, расположена на основной оси треугольного плана в самой его вершине и является образным и семантическим центром сооружения, внося в композицию чёткую иерархию. Верхушку купола украшала позолоченная конная статуя Георгия Победоносца, украденная во время нашествия французов в 1812 году. Над въездом во двор со стороны главного фасада, обращённого к площади, возвышается ещё один овальный купол, который как бы замещает собой главный купол ротонды, не видный со стороны Сенатской площади (на нём установили копию статуи Георгия при последней реставрации XX века).
Слайд 40В интерьере ротонды сохранился прекрасный Екатерининский зал с окнами в три
яруса, окружённый роскошной коринфской колоннадой и богато декорированный лепниной. Между окнами помещены замечательные рельефы, прославляющие деяния императрицы Екатерины Великой.
Скульптурные работы выполнял австрийский мастер Иоганн Юст, а фигуративные рельефы – молодой выпускник петербургской Академии художеств Гавриил Замараев.
Слайд 41Интернет ресурсы
https://fb.ru/article/353951/tavricheskiy-dvorets-arhitektor-opisanie-i-interesnyie-faktyi
https://architectureguru.ru/tauride-palace/
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st007.shtml - Дом Пашкова