Презентация, доклад по МХК на тему Шедевры русского искусства первой половины XIX века (11 класс)

Содержание

Шедевры русской культурыпервой половины 19 века

Слайд 1


Слайд 2
Шедевры русской культуры
первой половины 19 века

Шедевры русской культурыпервой половины 19 века

Слайд 3
Николай I (1825-1855)
Особенности
эпохи
Александр I (1801-1825)
Восстание декабристов на Сенатской площади
Период реакции, борьба

с крамолой
Спор западников и славянофилов
Теория официальной народности
С.С. Уварова
Крымская война.

«Дней Александровых
прекрасное начало…»
Мечты о Конституции.
Реформы М.М. Сперанского
Отечественная война 1812 года
Заграничный поход
русской армии

Николай I (1825-1855)ОсобенностиэпохиАлександр I (1801-1825)Восстание декабристов на Сенатской площадиПериод реакции, борьба с крамолойСпор западников и славянофиловТеория официальной

Слайд 4п
«Легче, кажется, познать
Вселенную, чем Россию»
В.Г. Распутин
Особенности развития русской культуры в первой

половине 19 века

Взлет общественного самосознания и патриотизма в результате победы в Отечественной войне 1812 года
Просвещение (реорганизация и расширение сети учебных заведений, открытие университетов, начальное и среднее образование)
Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением

п«Легче, кажется, познатьВселенную, чем Россию»В.Г. РаспутинОсобенности развития русской культуры в первой половине 19 века Взлет общественного самосознания

Слайд 5
Особенности развития русской культуры в первой половине 19 века
В начале XIX

века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры.
Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.
Особенности развития русской культуры в первой половине 19 векаВ начале XIX века значительно возрос интерес общества к

Слайд 6
Классическое наследие «Золотого века» русского искусства созидалось несколькими поколениями художников, каждый

из которых всеми силами своей души и таланта стремился понять и познать Россию, её историческую миссию в судьбах народов мира, её национальную специфику.
Классическое наследие «Золотого века» русского искусства созидалось несколькими поколениями художников, каждый из которых всеми силами своей души

Слайд 7
Литература
Особое место в художественной жизни России занимала литература. Литературное слово

выполняло в культуре страны не только эстетическую, но и философско-политическую миссию.
Литература Особое место в художественной жизни России занимала литература. Литературное слово выполняло в культуре страны не только

Слайд 8

Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)

Создатель философской лирики и великолепных баллад «Людмила», «Светлана».
Творчество поэта

запечатлело мир неординарной личности декабристской эпохи, убежденной в том, что счастье свое человек создает сам, и ценность человеческой личности определяется не происхождением, чинами или богатством, а нравственной свободой.

Василий Андреевич Жуковский(1783-1852)Создатель философской лирики и великолепных баллад «Людмила», «Светлана».Творчество поэта запечатлело мир неординарной личности декабристской эпохи,

Слайд 9

Константин Федорович Рылеев
(1795-1826)

Поэт - декабрист. Его лирика подчинена политическим идеалам интересам.

Широкую известность получили думы Рылеева «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», стихотворение «Гражданин», поэма «Войнаровский», созданные в традициях романтизма, прославляющие гражданственность и жертвенность во имя Отчизны.


Константин Федорович Рылеев(1795-1826)Поэт - декабрист. Его лирика подчинена политическим идеалам интересам. Широкую известность получили думы Рылеева «Смерть

Слайд 10

Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)

Пушкин – это целая эпоха в развитии русского искусства,

отголоски которой слышны и сегодня.
В 1831 г. опубликованы «Повести Белкина», проникнутые щемящим сочувствием к «маленьким людям».
В будущем тема «маленького человека» станет одной из важнейшей в русской литературе.
Другая пушкинская тема прозвучала в «Евгении Онегине» и связана она с «Татьяны милым идеалом», с русским типом любви как подвига, как меры жизни и смерти, покаяния и очищения.

Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837)Пушкин – это целая эпоха в развитии русского искусства, отголоски которой слышны и сегодня.В 1831

Слайд 11

Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841)

Взор поэта обращен то на современность («Герой нашего времени»),

то на события российской истории («Бородино»), то на «суровый край свободы» Кавказ («Кавказский пленник»).
В его творчестве сочетаются полярные образы страстного бунтарства и просветленного духовного умиротворения.
Михаил Юрьевич Лермонтов(1814-1841)Взор поэта обращен то на современность («Герой нашего времени»), то на события российской истории («Бородино»),

Слайд 12

Федор Иванович Тютчев
(1803-1873)

Тютчев был чужд злободневности и «прозе жизни», его муза

обращена к «вечным» темам и образам. Именно ему принадлежит поэтическая оценка «русской идеи»:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Федор Иванович Тютчев(1803-1873)Тютчев был чужд злободневности и «прозе жизни», его муза обращена к «вечным» темам и образам.

Слайд 13

Николай Васильевич Гоголь
(1809-1852)

Фантастику и гротеск, сатиру и религиозную проповедь, суровый морализм

и социальные утопии – все это можно найти в творчестве Гоголя.
Под влиянием его сочинений сформировались важнейшие установки русского критического реализма. Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Тараса Бульбы» создал насыщенную гротескными образами комедию «Ревизор», направленную на нравственное перевоспитание русского общества.
Николай Васильевич Гоголь(1809-1852)Фантастику и гротеск, сатиру и религиозную проповедь, суровый морализм и социальные утопии – все это

Слайд 14
Музыка
Исторические параллели зримо прослеживаются и в развитии музыки.
С творчеством М. И.

Глинки и его современников связано формирование русской музыкальной классики.
МузыкаИсторические параллели зримо прослеживаются и в развитии музыки.С творчеством М. И. Глинки и его современников связано формирование

Слайд 15

Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)

«Солнце русской музыки» - основатель русского классического музыкального искусства.
Глинка

считал своим долгом возвеличить в музыке образ русского народа, показать его духовное богатство и лучшие нравственные качества. Идеалом красоты для композитора была русская народная песня . Широко известны его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем»
Михаил Иванович Глинка(1804-1857)«Солнце русской музыки» - основатель русского классического музыкального искусства.Глинка считал своим долгом возвеличить в музыке

Слайд 16
Именно так Глинка назвал свою оперу. Но впервые она появилась на

сцене под названием

"Иван Сусанин"

"Жизнь за царя"

Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Антонида

сирота Ваня

Дума Кондратия Рылеева "Иван Сусанин"

Именно так Глинка назвал свою оперу. Но впервые она появилась на сцене под названием

Слайд 17
В 1837 – 1839 гг. Глинка занимает пост капельмейстера придворной певческой

капеллы в Петербурге и трудится над новой оперой. Первое представление «Руслана и Людмилы» (по поэме А.С. Пушкина) состоялось в 1842 году.

"Руслан и Людмила"

В 1837 – 1839 гг. Глинка занимает пост капельмейстера придворной певческой капеллы в Петербурге и трудится над

Слайд 18

Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869)
Основатель реализма в русском музыкальном искусстве.
Самые значительные его произведения

связаны с синтезом речевых и музыкальных интонаций.
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» – говорил композитор, понимая под правдой точную передачу внутренних состояний человека в его музыкальном «портрете».
Александр Сергеевич Даргомыжский(1813-1869)Основатель реализма в русском музыкальном искусстве.Самые значительные его произведения связаны с синтезом речевых и музыкальных

Слайд 19
"Русалка"


Слайд 20
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других

областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль Ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима.
Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.

Русский ампир

Архитектура и скульптура

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически

Слайд 21

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и

Москвы, а также центральной части крупных губернских городов.
Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.
Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных

Слайд 22
Захаров Андреян Дмитриевич
(1761 – 1811)
Русский архитектор, представитель ампира.
Создатель одного из

шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).


Захаров Андреян Дмитриевич (1761 – 1811)Русский архитектор, представитель ампира.Создатель одного из шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства

Слайд 23
Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной

трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии.
Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания.
Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.
Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой

Слайд 24
Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814)
Русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге

— Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814)Русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге — Казанский собор (1801-1811), положивший начало

Слайд 26
Бове Осип Иванович (1784-1834)
Русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для

восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).
Бове Осип Иванович (1784-1834)Русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При

Слайд 27
Монферан Август Августович (1786—1858)
Русский архитектор, декоратор и рисовальщик, представитель позднего классицизма.
Его

творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России.
Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.
Монферан Август Августович (1786—1858)Русский архитектор, декоратор и рисовальщик, представитель позднего классицизма.Его творчество знаменует переход от классицизма к

Слайд 29
Тон Константин Андреевич
(1794-1881)
Русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре.
В 1838-1849 под

его началом был возведен Большой Кремлевский дворец.
В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем.
В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги.
Тон Константин Андреевич(1794-1881)Русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре.В 1838-1849 под его началом был возведен Большой Кремлевский

Слайд 31
Карл Иванович Росси
(1775-1849)
Русский архитектор, внёс новый вклад в историю русского классицизма.
Его

крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой.
Карл Иванович Росси(1775-1849)Русский архитектор, внёс новый вклад в историю русского классицизма.Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне

Слайд 34
В Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа, где в 1852 открылся

первый национальный художественный музей (архитектор Л. Фон-Кленце).

В Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа, где в 1852 открылся первый национальный художественный музей (архитектор Л.

Слайд 35
Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого

века» русской художественной культуры.
Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства.

Памятник К.Минину и Д.Пожарскому. Скульптор И. Мартос

Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры.Её отличали: стремительная

Слайд 36
Усиление общественного звучания создаваемых произведений искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших

образцов западно-европейской и русской народной культуры.
Всё это делало культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.

Памятник М.И. Кутузову.
Б.И. Орловский

Усиление общественного звучания создаваемых произведений искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры.Всё

Слайд 37
Живопись
Путь к вершинам отечественной классической живописи 19 века был отмечен

освоением двух стилей - романтизма и реализма. Их сочетание открыло возможности постижения жизни и проникновения во внутренний мир человека.
Живопись Путь к вершинам отечественной классической живописи 19 века был отмечен освоением двух стилей - романтизма и

Слайд 38
Орест Адамович
Кипренский
(1782-1836)
Мастер портретной живописи, художник верил в лучшие человеческие качества, в

способность личности жить в гармонии со своим окружением. Эту веру он отразил во многих портретах, где запечатлел духовное богатство прекрасных людей вне зависимости от их сословного происхождения. Лучшим произведением художника считается портрет А.С. Пушкина (1827).
Орест АдамовичКипренский(1782-1836)Мастер портретной живописи, художник верил в лучшие человеческие качества, в способность личности жить в гармонии со

Слайд 39
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
«Себя как в зеркале я вижу,
Но

это зеркало мне льстит»
А.С. Пушкин
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина «Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит» А.С. Пушкин

Слайд 40
О.А. Кипренский. Портрет полковника Е.В. Давыдова

О.А. Кипренский. Портрет полковника Е.В. Давыдова

Слайд 41
Василий Андреевич
Тропинин
(1776-1857)
Крепостное происхождение портретиста повлияло на его судьбу. Академию художеств по

прихоти барина ему окончить не удалось.
В своих работах художник придерживается традиций классицизма, дополняя их собственным отношением к модели и детально продуманными её характеристиками.
В 1823 году Тропинин получает вольную, становится академиком, живет в Москве, где создает свои лучшие произведения.
Василий АндреевичТропинин(1776-1857)Крепостное происхождение портретиста повлияло на его судьбу. Академию художеств по прихоти барина ему окончить не удалось.

Слайд 42
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Слайд 43
В.А. Тропинин. Кружевница

В.А. Тропинин. Кружевница

Слайд 44
В.А. Тропинин. Голова мальчика (портрет Арсения Тропинина)

В.А. Тропинин. Голова мальчика (портрет Арсения Тропинина)

Слайд 45
В.А. Тропинин. Старый солдат

В.А. Тропинин. Старый солдат

Слайд 46
Карл Павлович
Брюлов
(1799-1825)
В даровании художника сошлись мощный темперамент и уникальная работоспособность. Попав

в Италию двадцатилетним юношей он навсегда привязался к этой солнечной стране. Итальянские мотивы звучат во многих его полотнах.
Главное произведение Брюлова - «Последний день Помпеи». В картине выделены две сферы. Одна из них – слепая стихия, грозный неумолимый рок, сметающий все на своем пути. Вторая – образы страданий, страха, жертвенной любви к ближнем.
Карл ПавловичБрюлов(1799-1825)В даровании художника сошлись мощный темперамент и уникальная работоспособность. Попав в Италию двадцатилетним юношей он навсегда

Слайд 47
К.П. Брюлов. Последний день Помпеи

К.П. Брюлов. Последний день Помпеи

Слайд 48
К.П. Брюлов. Итальянский полдень

К.П. Брюлов. Итальянский полдень

Слайд 49
К.П. Брюлов. Всадница

К.П. Брюлов. Всадница

Слайд 50
Алексей Гаврилович
Венецианов
(1780-1847)
Живописец, график и педагог, А.Г. Венецианов по праву считается родоначальником

бытового жанра в русском изобразительном искусстве.
Его работы имели шумный успех. Зрители чутко уловили, что с образами несколько идеализированных крестьян в русское искусство входит новое мощное направление, смысл которого – правдивое отражение жизни простых людей.
В 2830 году царь Николай I назначает Венецианова придворным живописцем.

«Крестьянский академик»

Алексей ГавриловичВенецианов(1780-1847)Живописец, график и педагог, А.Г. Венецианов по праву считается родоначальником бытового жанра в русском изобразительном искусстве.Его

Слайд 51
А.Г. Венецианов. Гумно

А.Г. Венецианов. Гумно

Слайд 52
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна

Слайд 53
А.Г. Венецианов. На жатве. Лето

А.Г. Венецианов. На жатве. Лето

Слайд 55
Александр Андреевич
Иванов
(1806-1858)
Современник К. Брюлова, Александр Иванов при жизни не получил должного

признания. По окончании Академии художеств в Петербурге уехал в Италию, где прожил до конца дней. Он возвратился на родину лишь за полтора месяца до смерти, чтобы вернуть России свое гениальное полотно «Явление Христа народу», которому отдал 20 лет жизни.
В основу картины положено евангельское предание о явлении Спасителя перед людьми, принимающими крещение в водах реки Иордан.

«Нет пророка в своем Отечестве»

Александр АндреевичИванов(1806-1858)Современник К. Брюлова, Александр Иванов при жизни не получил должного признания. По окончании Академии художеств в

Слайд 56
А.А. Иванов. Явление Христа народу

А.А. Иванов. Явление Христа народу

Слайд 57
Павел Андреевич
Федотов
(1815-1852)
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Будучи офицером он рисовал

сценки из полковой жизни, батальные эпизоды, портреты, карикатуры. Художник черпал темы из жизни, подмечая её смешные и драматичные «мелочи».
Сатира Федотова никогда не была злой, а обличительный пафос сочетается в его работах с представлениями о повседневных, порой забавных сторонах действительности.

«Гоголь русской живописи»

Павел АндреевичФедотов(1815-1852)Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.Будучи офицером он рисовал сценки из полковой жизни, батальные эпизоды,

Слайд 58
П.А. Федотов. Свежий кавалер

П.А. Федотов. Свежий кавалер

Слайд 59
П.А. Федотов. Сватовство майора

П.А. Федотов. Сватовство майора

Слайд 60
П.А. Федотов. Разборчивая невеста

П.А. Федотов. Разборчивая невеста

Слайд 61
Шедевры русской культуры
первой половины 19 века

Шедевры русской культурыпервой половины 19 века

Слайд 62

Какие «главные вопросы» русской жизни стали темой искусства первой половины 19

века?

2. Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?

3. Актуальны ли проблемы, волновавшие русское общество того времени,
в наши дни?

Какие «главные вопросы» русской жизни стали темой искусства первой половины 19 века?2. Какие основные направления в развитии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть