Слайд 2
Шедевры русской культуры
первой половины 19 века
Слайд 3
Николай I (1825-1855)
Особенности
эпохи
Александр I (1801-1825)
Восстание декабристов на Сенатской площади
Период реакции, борьба
с крамолой
Спор западников и славянофилов
Теория официальной народности
С.С. Уварова
Крымская война.
«Дней Александровых
прекрасное начало…»
Мечты о Конституции.
Реформы М.М. Сперанского
Отечественная война 1812 года
Заграничный поход
русской армии
Слайд 4п
«Легче, кажется, познать
Вселенную, чем Россию»
В.Г. Распутин
Особенности развития русской культуры в первой
половине 19 века
Взлет общественного самосознания и патриотизма в результате победы в Отечественной войне 1812 года
Просвещение (реорганизация и расширение сети учебных заведений, открытие университетов, начальное и среднее образование)
Борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением
Слайд 5
Особенности развития русской культуры в первой половине 19 века
В начале XIX
века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры.
Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.
Слайд 6
Классическое наследие «Золотого века» русского искусства созидалось несколькими поколениями художников, каждый
из которых всеми силами своей души и таланта стремился понять и познать Россию, её историческую миссию в судьбах народов мира, её национальную специфику.
Слайд 7
Литература
Особое место в художественной жизни России занимала литература. Литературное слово
выполняло в культуре страны не только эстетическую, но и философско-политическую миссию.
Слайд 8
Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)
Создатель философской лирики и великолепных баллад «Людмила», «Светлана».
Творчество поэта
запечатлело мир неординарной личности декабристской эпохи, убежденной в том, что счастье свое человек создает сам, и ценность человеческой личности определяется не происхождением, чинами или богатством, а нравственной свободой.
Слайд 9
Константин Федорович Рылеев
(1795-1826)
Поэт - декабрист. Его лирика подчинена политическим идеалам интересам.
Широкую известность получили думы Рылеева «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», стихотворение «Гражданин», поэма «Войнаровский», созданные в традициях романтизма, прославляющие гражданственность и жертвенность во имя Отчизны.
Слайд 10
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
Пушкин – это целая эпоха в развитии русского искусства,
отголоски которой слышны и сегодня.
В 1831 г. опубликованы «Повести Белкина», проникнутые щемящим сочувствием к «маленьким людям».
В будущем тема «маленького человека» станет одной из важнейшей в русской литературе.
Другая пушкинская тема прозвучала в «Евгении Онегине» и связана она с «Татьяны милым идеалом», с русским типом любви как подвига, как меры жизни и смерти, покаяния и очищения.
Слайд 11
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841)
Взор поэта обращен то на современность («Герой нашего времени»),
то на события российской истории («Бородино»), то на «суровый край свободы» Кавказ («Кавказский пленник»).
В его творчестве сочетаются полярные образы страстного бунтарства и просветленного духовного умиротворения.
Слайд 12
Федор Иванович Тютчев
(1803-1873)
Тютчев был чужд злободневности и «прозе жизни», его муза
обращена к «вечным» темам и образам. Именно ему принадлежит поэтическая оценка «русской идеи»:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Слайд 13
Николай Васильевич Гоголь
(1809-1852)
Фантастику и гротеск, сатиру и религиозную проповедь, суровый морализм
и социальные утопии – все это можно найти в творчестве Гоголя.
Под влиянием его сочинений сформировались важнейшие установки русского критического реализма. Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Тараса Бульбы» создал насыщенную гротескными образами комедию «Ревизор», направленную на нравственное перевоспитание русского общества.
Слайд 14
Музыка
Исторические параллели зримо прослеживаются и в развитии музыки.
С творчеством М. И.
Глинки и его современников связано формирование русской музыкальной классики.
Слайд 15
Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)
«Солнце русской музыки» - основатель русского классического музыкального искусства.
Глинка
считал своим долгом возвеличить в музыке образ русского народа, показать его духовное богатство и лучшие нравственные качества. Идеалом красоты для композитора была русская народная песня . Широко известны его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем»
Слайд 16
Именно так Глинка назвал свою оперу. Но впервые она появилась на
сцене под названием
"Иван Сусанин"
"Жизнь за царя"
Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина
Антонида
сирота Ваня
Дума Кондратия Рылеева "Иван Сусанин"
Слайд 17
В 1837 – 1839 гг. Глинка занимает пост капельмейстера придворной певческой
капеллы в Петербурге и трудится над новой оперой. Первое представление «Руслана и Людмилы» (по поэме А.С. Пушкина) состоялось в 1842 году.
"Руслан и Людмила"
Слайд 18
Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869)
Основатель реализма в русском музыкальном искусстве.
Самые значительные его произведения
связаны с синтезом речевых и музыкальных интонаций.
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» – говорил композитор, понимая под правдой точную передачу внутренних состояний человека в его музыкальном «портрете».
Слайд 20
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других
областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль Ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима.
Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.
Русский ампир
Архитектура и скульптура
Слайд 21
Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и
Москвы, а также центральной части крупных губернских городов.
Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.
Слайд 22
Захаров Андреян Дмитриевич
(1761 – 1811)
Русский архитектор, представитель ампира.
Создатель одного из
шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).
Слайд 23
Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной
трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии.
Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания.
Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.
Слайд 24
Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814)
Русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге
— Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
Слайд 26
Бове Осип Иванович (1784-1834)
Русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для
восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).
Слайд 27
Монферан Август Августович (1786—1858)
Русский архитектор, декоратор и рисовальщик, представитель позднего классицизма.
Его
творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России.
Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.
Слайд 29
Тон Константин Андреевич
(1794-1881)
Русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре.
В 1838-1849 под
его началом был возведен Большой Кремлевский дворец.
В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем.
В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги.
Слайд 31
Карл Иванович Росси
(1775-1849)
Русский архитектор, внёс новый вклад в историю русского классицизма.
Его
крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой.
Слайд 34
В Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа, где в 1852 открылся
первый национальный художественный музей (архитектор Л. Фон-Кленце).
Слайд 35
Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого
века» русской художественной культуры.
Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства.
Памятник К.Минину и Д.Пожарскому. Скульптор И. Мартос
Слайд 36
Усиление общественного звучания создаваемых произведений искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших
образцов западно-европейской и русской народной культуры.
Всё это делало культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.
Памятник М.И. Кутузову.
Б.И. Орловский
Слайд 37
Живопись
Путь к вершинам отечественной классической живописи 19 века был отмечен
освоением двух стилей - романтизма и реализма. Их сочетание открыло возможности постижения жизни и проникновения во внутренний мир человека.
Слайд 38
Орест Адамович
Кипренский
(1782-1836)
Мастер портретной живописи, художник верил в лучшие человеческие качества, в
способность личности жить в гармонии со своим окружением. Эту веру он отразил во многих портретах, где запечатлел духовное богатство прекрасных людей вне зависимости от их сословного происхождения. Лучшим произведением художника считается портрет А.С. Пушкина (1827).
Слайд 39
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
«Себя как в зеркале я вижу,
Но
это зеркало мне льстит»
А.С. Пушкин
Слайд 40
О.А. Кипренский. Портрет полковника Е.В. Давыдова
Слайд 41
Василий Андреевич
Тропинин
(1776-1857)
Крепостное происхождение портретиста повлияло на его судьбу. Академию художеств по
прихоти барина ему окончить не удалось.
В своих работах художник придерживается традиций классицизма, дополняя их собственным отношением к модели и детально продуманными её характеристиками.
В 1823 году Тропинин получает вольную, становится академиком, живет в Москве, где создает свои лучшие произведения.
Слайд 42
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина
Слайд 44
В.А. Тропинин. Голова мальчика (портрет Арсения Тропинина)
Слайд 46
Карл Павлович
Брюлов
(1799-1825)
В даровании художника сошлись мощный темперамент и уникальная работоспособность. Попав
в Италию двадцатилетним юношей он навсегда привязался к этой солнечной стране. Итальянские мотивы звучат во многих его полотнах.
Главное произведение Брюлова - «Последний день Помпеи». В картине выделены две сферы. Одна из них – слепая стихия, грозный неумолимый рок, сметающий все на своем пути. Вторая – образы страданий, страха, жертвенной любви к ближнем.
Слайд 47
К.П. Брюлов. Последний день Помпеи
Слайд 48
К.П. Брюлов. Итальянский полдень
Слайд 50
Алексей Гаврилович
Венецианов
(1780-1847)
Живописец, график и педагог, А.Г. Венецианов по праву считается родоначальником
бытового жанра в русском изобразительном искусстве.
Его работы имели шумный успех. Зрители чутко уловили, что с образами несколько идеализированных крестьян в русское искусство входит новое мощное направление, смысл которого – правдивое отражение жизни простых людей.
В 2830 году царь Николай I назначает Венецианова придворным живописцем.
«Крестьянский академик»
Слайд 52
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна
Слайд 55
Александр Андреевич
Иванов
(1806-1858)
Современник К. Брюлова, Александр Иванов при жизни не получил должного
признания. По окончании Академии художеств в Петербурге уехал в Италию, где прожил до конца дней. Он возвратился на родину лишь за полтора месяца до смерти, чтобы вернуть России свое гениальное полотно «Явление Христа народу», которому отдал 20 лет жизни.
В основу картины положено евангельское предание о явлении Спасителя перед людьми, принимающими крещение в водах реки Иордан.
«Нет пророка в своем Отечестве»
Слайд 56
А.А. Иванов. Явление Христа народу
Слайд 57
Павел Андреевич
Федотов
(1815-1852)
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Будучи офицером он рисовал
сценки из полковой жизни, батальные эпизоды, портреты, карикатуры. Художник черпал темы из жизни, подмечая её смешные и драматичные «мелочи».
Сатира Федотова никогда не была злой, а обличительный пафос сочетается в его работах с представлениями о повседневных, порой забавных сторонах действительности.
«Гоголь русской живописи»
Слайд 60
П.А. Федотов. Разборчивая невеста
Слайд 61
Шедевры русской культуры
первой половины 19 века
Слайд 62
Какие «главные вопросы» русской жизни стали темой искусства первой половины 19
века?
2. Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?
3. Актуальны ли проблемы, волновавшие русское общество того времени,
в наши дни?