Презентация, доклад по МХК на тему Русский драматический театр (11 класс)

Содержание

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны длани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой

Слайд 1 Русский драматический театр

МХК 11 класс

Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ», Костомукшский ГО

Русский драматический  театр          МХК 11

Слайд 2
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый

властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны длани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил…
…………………………………………........
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
А.С.Пушкин
Волшебный край! Там в стары годы,  Сатиры смелый властелин,  Блистал Фонвизин, друг свободы,

Слайд 3 Сравнительно недолгий период (до 30-40-х

. годов) был временем господства в театре . романтизма.
Основной репертуара русского драматического . театра составляли мелодрамы, созданные по западноевропейскому образцу. Их замысловатые сюжеты уводили зрителя в мир невероятных конфликтов, показывали жизнь, «вывороченную наизнанку», представляли безвкусные пародии на произведения Шекспира и Шиллера.
Н.В.Гоголь устами одного из героев очень метко охарактеризовал репертуар романтического театра: «Поезжайте только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стул, а другой вытащил его оттуда за ногу».
С возмущением писал Н.В.Гоголь о мелодраме: «… какое странное чудовище, под видом мелодрамы, забралось между нас! Где жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь отражение ее видели мы в нашей драме!...»
Сравнительно недолгий период (до 30-40-х

Слайд 4 В то же время мелодрама сыграла и прогрессивную роль в

развитии русского драматического театра. Она разрушила каноны классицизма, от актеров потребовала большей естественности и простоты. На смену переводным пьесам пришла мелодрама русских авторов, прежде всего Н.В.Кукольника и Н.А.Полевого.

Значительные изменения претерпело декорационное оформление спектакля: грандиозные готические соборы, восточные дворцы с фонтанами…

Портрет Н.В.Кукольника. К.П.Брюллов, 1836 г.

Мелодрама требовала различных постановочных эффектов: пожаров, наводнений и др.

Портрет Н.А.Полевого

В то же время мелодрама сыграла и прогрессивную роль в развитии русского драматического театра. Она разрушила

Слайд 5 Не менее популярным жанром русского театра стал водевиль –

небольшая пьеса с остроумным сюжетом, комическими ситуациями, нелепыми случайностями и путаницами, с вставными музыкальными номерами и танцами.

Наибольшим успехом у зрителей пользовались водевили «с переодеванием» (фр. travesti) молодой героини в мужское платье или военный мундир.

В актерском амплуа травести прославилась Варвара Николевна Асенкова , обладавшая незаурядным музыкальным и драматическим талантом. Многие современники были восхищены ее игрой перевоплощения.

В.Н.Асенкова – Габриэль («Девушка-гусар». Ф.А.Кони)

Не менее популярным жанром русского театра стал водевиль – небольшая пьеса с остроумным сюжетом, комическими

Слайд 6Кроме мелодрам и водевилей, на сцене русских театров продолжали ставить трагедии,

популярные в эпоху классицизма. Но и в этот жанр были внесены романтические коррективы.

Особенность русского драматического театра: практически не знал режиссуры. В первой половине XIX века роль режиссера выполняли драматурги, авторы пьес ( известны указания А. С.Грибоедова актеру М.С.Щепкину в работе над ролью Фамусова, Н.В.Гоголя по поводу постановки «Ревизора»).

Нередко функции режиссера брали на себя известные актеры: В.А.Каратыгин,



М.С.Щепкин.

Кроме мелодрам и водевилей, на сцене русских театров продолжали ставить трагедии, популярные в эпоху классицизма. Но и

Слайд 7 Русский драматический театр прославили немало талантливых актеров: П.С.Мочалов, актер

Московского Малого театра, В.А.Каратыгин, игравший на сцене Александринского театра в Петербурге.

П.С.Мочалов. Худ. В.А.Тропинин

Мочалов Павел Степанович родился в семье крепостных артистов. Его родители играли в домашнем театре Н. Демидова, потом его отец стал выступать в Московском театре, труппа которого через некоторое время вошла в группу императорских театров. Последнее обстоятельство способствовало тому, что через шесть лет семья была выкуплена и получила вольную. Расцвет сценической деятельности артиста пришелся на эпоху романтизма. Мочалов (актер) воплотил на сцене людей с сильными характерами и страстями. Роли артиста были многогранны: Отелло, Ричарда III и др. Самой главной и лучшей ролью актера считается роль шекспировского Гамлета. Еще одной его важной работой была роль Чацкого.


Русский драматический театр прославили немало талантливых актеров: П.С.Мочалов, актер Московского Малого театра, В.А.Каратыгин, игравший на

Слайд 8Василий Андреевич Каратыгин - знаменитый трагик. 3 мая 1820 г. он

дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. В.Г. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял абсолютно противоположные по характеру роли.
Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники.


В.А.Каратыгин в роли Гамлета

Василий Андреевич Каратыгин - знаменитый трагик. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра

Слайд 9
Екатерина Семеновна Семенова. Имя Семеновой было в начале XIX века

на устах у всех любителей российского театра. В глазах современников актриса была не только создательницей образов Антигоны и Моины, Ксении и Клитемнестры, заставлявшей зрителя «участвовать душою в представляемом происшествии», но и самим олицетворением Мельпомены, одним из творцов русской стихотворной трагедии. Именно так оценивал ее творчество в своей неоконченной статье о русском театре А.С.Пушкин. Он отмечал, что «говоря о русской трагедии, говоришь о Семеновой и может быть, только о ней». Новое прочтение ролей, прекрасное владение жестом и голосом, чувство музыки стиха и «порывы истинного вдохновения» снискали актрисе корону «единодержавной царицы трагической сцены», которая принадлежала ей на протяжении почти четверти века.

Е.С.Семенова. Худ. К.Брюллов.

В роли Клитемнестры

Екатерина Семеновна Семенова. Имя Семеновой было в начале XIX века на устах у всех любителей российского

Слайд 10Русский реалистический театр
Основа русского реалистического

театра – драматургическая деятельность А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.

«Истина страстей, правдоподобие чувствований
в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя», – писал А.С.Пушкин.

Отражением «судьбы человеческой, судьбы народной»
стала трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Существенный вклад в отечественную драматургию был сделан Н.В.Гоголем. В истории театра Гоголь известен не только как великий комедиограф, но и блестящий теоретик. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Комедия «Ревизор» – вершина драматического творчества Гоголя – действительно стала «картиной и зеркалом общественной жизни нашей жизни». «Тут всем досталось, а больше всего мне», - сказал после представления царь Николай I.

Русский реалистический театр Основа русского реалистического

Слайд 11 Утверждению реалистических принципов на театральной сцене способствовало актерское творчество

великих мастеров сцены.

Михаил Семенович Щепкин. С 1824 года - в Малом театре. В первые московские годы Щепкину приходилось часто играть в пьесах невысокого художественного уровня. В январе 1830 года Щепкин поставил в собственный бенефис одну сцену из "Горя от ума" А.С.Грибоедова. А на следующий год ему удалось показать всю комедию, хотя и с большими цензурными пропусками.

Работая над ролью Фамусова, Щепкин сетовал иногда, что в нем самом нет ничего барского и потому играть ему будет трудно. Но замечатель- ная творческая интуиция, наблюдательность, ум и талант актера позволили ему не только передать внешние приметы старого московского барина, но и создать сложный характер. Щепкин так играл эту роль, что можно было совершенно безошибочно представить себе прошлое человека, не брезговавшего никакими средствами для достижения своих жизненных вершин. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие.

Утверждению реалистических принципов на театральной сцене способствовало актерское творчество великих мастеров сцены.  Михаил Семенович

Слайд 12 Когда Н.В. Гоголь написал свою гениальную комедию "Ревизор",

Щепкин активно содействовал ее постановке на московской сцене. Он, недавно жаловавшийся на крайнюю усталость, на изменяющийся от постоянного напряжения голос, разом помолодел, взбодрился.


Щепкин превосходно играл и в других пьесах Гоголя - "Женитьбе" и "Игроках". Его также привлекали пьесы о жизни и обычаях народа, с поэтическим сюжетом, с шутками и песнями. Он открыл для русского театра богатство украинских пьес, был выдающимся исполнителем классических ролей драматургии Мольера и Шекспира.

Гоголь писал Щепкину в мае 1836 года: "Во-первых, вы должны непременно из дружбы ко мне взять на себя все дело постановки ее... Сами вы, без сомнения, должны взять роль городничего, иначе она без вас пропадет". Щепкин в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь.

Когда Н.В. Гоголь написал свою гениальную комедию

Слайд 13Экземпляр «Ревизора» с дарственной надписью Н.В.Гоголя М.С.Щепкину
Афиша первого представления «Ревизора»

Экземпляр «Ревизора» с дарственной надписью Н.В.Гоголя М.С.ЩепкинуАфиша первого представления «Ревизора»

Слайд 14 Михаил Семенович Щепкин стал не только лидером складывающегося театрального

ансамбля, но и организатором, своеобразным режиссером целостного художественного мира, теоретиком и практиком театрального искусства. Его творчество указывает направление развития русского театра.

Щепкин практически шестьдесят лет играл на сцене. Он принес в театр не только свое глубокое дарование, человеческое обаяние, ум, но и талант наблюдателя и аналитика действительности.

«Простота» и «естественность» — вот что стало сценической и жизненной задачей Щепкина. Каждый созданный им сценический образ был правдив и надолго запоминался зрителям.
«Жизнь в образе» стала творческим кредо великого актера. При этом он не допускал чисто внешнего копирования жизни, простого «подражания внешним привычкам, голосу и ухваткам различных сословий».
Щепкин очистил стиль актерской игры, он утвердил культуру актера, он научил использованию внутренней техники.

Михаил Семенович Щепкин стал не только лидером складывающегося театрального ансамбля, но и организатором, своеобразным режиссером

Слайд 15Александр Николаевич Островский
Драматург, сделавший новый шаг в развитии реалистического искусства.

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Л.П.Никулина-Косицкая, А.Е.Мартынов, С.Васильев, Е. Самойлов, П.М. Садовский, Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова.

Александр  Николаевич ОстровскийДраматург, сделавший новый шаг в развитии реалистического искусства.  Именно с Островского начинается русский

Слайд 16 Актеры, театральная среда – новый жизненный материал, который

освоен Островским, – все, что связано с театром, представлялось ему очень важным.

Пров Михайлович Садовский – актер Малого театра, сыграл почти во всех спектаклях А.Н.Островского и в каждом из персонажей мог донести до зрителя «самую душу».
Творческий триумф П.Садовского – роль Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок» .
Игра актера вызывала слезы, а зрители забывали, что находятся в театре:
«Комедия ль в нем плачет перед нами,
Трагедия ль хохочет вместе с ним…» . (Ап.Григорьев)


В роли Чацкого

Актеры, театральная среда – новый жизненный материал, который освоен Островским, – все, что связано

Слайд 17 Вместе с П.Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская

трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868). Она была первой и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в пьесе «Гроза» Островского. В ее даровании сочетались черты романтической приподнятости и глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.

Полина Антипъевна Стрепетова (1850-1903), крупнейшая провинциальная трагическая актриса, навсегда запомнила ее игру на сцене. Встреча с Никулиной-Косицкой помогла Стрепетовой стать большой актрисой. Традиции искусства Никулиной-Косицкой сказались также в творчестве великой трагической актрисы Малого театра М. Н. Ермоловой (1853 – 1928).

Вместе с П.Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868).

Слайд 18Гликерии Николаевна Федотова (1846--1925)--ученица Щепкина, она еще подростком выходила на подмостки

вместе со своим учителем Щепкиным в «Матросе», с Живокини в водевиле «Аз и Ферт», усваивая уроки не только профессионального мастерства, но и высочайшей актерской этики.

Федотова являла собой редкое сочетание ума и эмоциональности, виртуозного мастерства и искреннего чувства. Ее сценические решения отличались неожиданностью, исполнение яркостью, ей были подвластны все жанры и все краски. В отечественном репертуаре любовь актрисы была отдана Островскому, в пьесах которого она сыграла девять ролей. Ее Лидия Чебоксарова в «Бешеных деньгах» свою неотразимую женственность и обаяние умело использовала для достижения корыстных целей - прежде всего богатства, без которого не представляла себе «настоящей» жизни.

Гликерии Николаевна Федотова (1846--1925)--ученица Щепкина, она еще подростком выходила на подмостки вместе со своим учителем Щепкиным в

Слайд 19Почти вс
Почти все великие актрисы русского драматического театра:

Л.П.Никулина-Косицкая, П.А.Стрепетова, Г.Н.Федотова и М.Н.Ермолова – воплотили на сцене образ Катерины – главной героини пьесы А.Н.Островского «Гроза»

П.А.Стрепетова в роли Катерины

Г.Н.Федотова в роли Катерины

М.Н.Ермолова в роли Катерины

Почти вс   Почти все великие актрисы русского драматического театра: Л.П.Никулина-Косицкая, П.А.Стрепетова, Г.Н.Федотова и М.Н.Ермолова –

Слайд 20 Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова (1816-1860), создателя целого

ряда образов «маленьких людей», защищавшего их право на счастье, было исключением для Александрийского театра тех лет.

А.Мартынов играл Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Мошкина в «Холостяке» И.С.Тургенева, много ролей из репертуара А.Н.Островского. Одним из высочайших достижений артиста был образ Тихона в «Грозе» Островского. А.Мартынов был одинок в театре, ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил.

Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова (1816-1860), создателя целого ряда образов «маленьких людей», защищавшего их

Слайд 21Дом купца Варгина, в котором в 1824 году открылся Малый театр

Памятник А.Н.Островскому
Дом купца Варгина, в котором в 1824 году открылся Малый театр  Памятник А.Н.Островскому

Слайд 22 Конец XIX века в истории русского

драматического театра ознаменован драматическим творчеством А.П.Чехова и созданием в 1898 году Московского художественного театра (МХТ). Начинается новый этап в развитии русского драматического
театра.

А.П.Чехов с актерами МХТ

Конец XIX века в истории русского драматического театра ознаменован драматическим творчеством

Слайд 23
Актёр в России больше, чем актёр: Он плоть её и кровь,

мечты и доля, Морей глубины и полей простор, Её судьба: и воля, и неволя.
Сверяем с ним своей судьбы разбег, Взрослеем и стареем в чьей-то роли... Актёр России проживает век Героем удивительных гастролей:
С экрана ли, со сцены смотрит в зал, Он попадает метко людям в души: Воссоздаёт нетленный идеал, И на глазах его нещадно рушит!... . Актёрский цвет с годами не пожух – Он только ярче светит с каждым годом... Не потому ль России вечен дух – Загадка на века для всех народов?

И.Фетисова-Мюллерсон

Актёр в России больше, чем актёр:  Он плоть её и кровь, мечты и доля,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть