Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ», Костомукшский ГО
Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ», Костомукшский ГО
Значительные изменения претерпело декорационное оформление спектакля: грандиозные готические соборы, восточные дворцы с фонтанами…
Портрет Н.В.Кукольника. К.П.Брюллов, 1836 г.
Мелодрама требовала различных постановочных эффектов: пожаров, наводнений и др.
Портрет Н.А.Полевого
Наибольшим успехом у зрителей пользовались водевили «с переодеванием» (фр. travesti) молодой героини в мужское платье или военный мундир.
В актерском амплуа травести прославилась Варвара Николевна Асенкова , обладавшая незаурядным музыкальным и драматическим талантом. Многие современники были восхищены ее игрой перевоплощения.
В.Н.Асенкова – Габриэль («Девушка-гусар». Ф.А.Кони)
Особенность русского драматического театра: практически не знал режиссуры. В первой половине XIX века роль режиссера выполняли драматурги, авторы пьес ( известны указания А. С.Грибоедова актеру М.С.Щепкину в работе над ролью Фамусова, Н.В.Гоголя по поводу постановки «Ревизора»).
Нередко функции режиссера брали на себя известные актеры: В.А.Каратыгин,
М.С.Щепкин.
П.С.Мочалов. Худ. В.А.Тропинин
Мочалов Павел Степанович родился в семье крепостных артистов. Его родители играли в домашнем театре Н. Демидова, потом его отец стал выступать в Московском театре, труппа которого через некоторое время вошла в группу императорских театров. Последнее обстоятельство способствовало тому, что через шесть лет семья была выкуплена и получила вольную. Расцвет сценической деятельности артиста пришелся на эпоху романтизма. Мочалов (актер) воплотил на сцене людей с сильными характерами и страстями. Роли артиста были многогранны: Отелло, Ричарда III и др. Самой главной и лучшей ролью актера считается роль шекспировского Гамлета. Еще одной его важной работой была роль Чацкого.
В.А.Каратыгин в роли Гамлета
Е.С.Семенова. Худ. К.Брюллов.
В роли Клитемнестры
«Истина страстей, правдоподобие чувствований
в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя», – писал А.С.Пушкин.
Отражением «судьбы человеческой, судьбы народной»
стала трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Существенный вклад в отечественную драматургию был сделан Н.В.Гоголем. В истории театра Гоголь известен не только как великий комедиограф, но и блестящий теоретик. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Комедия «Ревизор» – вершина драматического творчества Гоголя – действительно стала «картиной и зеркалом общественной жизни нашей жизни». «Тут всем досталось, а больше всего мне», - сказал после представления царь Николай I.
Михаил Семенович Щепкин. С 1824 года - в Малом театре. В первые московские годы Щепкину приходилось часто играть в пьесах невысокого художественного уровня. В январе 1830 года Щепкин поставил в собственный бенефис одну сцену из "Горя от ума" А.С.Грибоедова. А на следующий год ему удалось показать всю комедию, хотя и с большими цензурными пропусками.
Работая над ролью Фамусова, Щепкин сетовал иногда, что в нем самом нет ничего барского и потому играть ему будет трудно. Но замечатель- ная творческая интуиция, наблюдательность, ум и талант актера позволили ему не только передать внешние приметы старого московского барина, но и создать сложный характер. Щепкин так играл эту роль, что можно было совершенно безошибочно представить себе прошлое человека, не брезговавшего никакими средствами для достижения своих жизненных вершин. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие.
Щепкин превосходно играл и в других пьесах Гоголя - "Женитьбе" и "Игроках". Его также привлекали пьесы о жизни и обычаях народа, с поэтическим сюжетом, с шутками и песнями. Он открыл для русского театра богатство украинских пьес, был выдающимся исполнителем классических ролей драматургии Мольера и Шекспира.
Гоголь писал Щепкину в мае 1836 года: "Во-первых, вы должны непременно из дружбы ко мне взять на себя все дело постановки ее... Сами вы, без сомнения, должны взять роль городничего, иначе она без вас пропадет". Щепкин в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь.
Щепкин практически шестьдесят лет играл на сцене. Он принес в театр не только свое глубокое дарование, человеческое обаяние, ум, но и талант наблюдателя и аналитика действительности.
«Простота» и «естественность» — вот что стало сценической и жизненной задачей Щепкина. Каждый созданный им сценический образ был правдив и надолго запоминался зрителям.
«Жизнь в образе» стала творческим кредо великого актера. При этом он не допускал чисто внешнего копирования жизни, простого «подражания внешним привычкам, голосу и ухваткам различных сословий».
Щепкин очистил стиль актерской игры, он утвердил культуру актера, он научил использованию внутренней техники.
В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Л.П.Никулина-Косицкая, А.Е.Мартынов, С.Васильев, Е. Самойлов, П.М. Садовский, Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова.
Пров Михайлович Садовский – актер Малого театра, сыграл почти во всех спектаклях А.Н.Островского и в каждом из персонажей мог донести до зрителя «самую душу».
Творческий триумф П.Садовского – роль Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок» .
Игра актера вызывала слезы, а зрители забывали, что находятся в театре:
«Комедия ль в нем плачет перед нами,
Трагедия ль хохочет вместе с ним…» . (Ап.Григорьев)
В роли Чацкого
Полина Антипъевна Стрепетова (1850-1903), крупнейшая провинциальная трагическая актриса, навсегда запомнила ее игру на сцене. Встреча с Никулиной-Косицкой помогла Стрепетовой стать большой актрисой. Традиции искусства Никулиной-Косицкой сказались также в творчестве великой трагической актрисы Малого театра М. Н. Ермоловой (1853 – 1928).
Федотова являла собой редкое сочетание ума и эмоциональности, виртуозного мастерства и искреннего чувства. Ее сценические решения отличались неожиданностью, исполнение яркостью, ей были подвластны все жанры и все краски. В отечественном репертуаре любовь актрисы была отдана Островскому, в пьесах которого она сыграла девять ролей. Ее Лидия Чебоксарова в «Бешеных деньгах» свою неотразимую женственность и обаяние умело использовала для достижения корыстных целей - прежде всего богатства, без которого не представляла себе «настоящей» жизни.
П.А.Стрепетова в роли Катерины
Г.Н.Федотова в роли Катерины
М.Н.Ермолова в роли Катерины
А.Мартынов играл Подколесина в «Женитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Мошкина в «Холостяке» И.С.Тургенева, много ролей из репертуара А.Н.Островского. Одним из высочайших достижений артиста был образ Тихона в «Грозе» Островского. А.Мартынов был одинок в театре, ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил.
А.П.Чехов с актерами МХТ
И.Фетисова-Мюллерсон
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть