Слайд 1Примитивизм: будьте как дети
Моя галерея
Слайд 2Нико Пиросмани (Пиросманашвили).
Лев и солнце
Слайд 3К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная
живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных.
Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.
Слайд 4Различаем понятия
В искусствоведческой теории «примитивизм» и «наивное искусство» считаются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями: это
стили, к которым относятся как полотна профессиональных художников, обладающих академическим художественным образованием , но сознательно идущих на упрощение стилистических и технических приемов для подражания первобытному искусству, так и работы хоть и непрофессиональных, но очень талантливых художников.
«Неопримитивизм» - наследие искушенных мастеров, со знанием дела подходящих к стилизации того или иного вида примитивного искусства (древней иконописи, этнических мотивов или лубка). Именно так поступали в начале прошлого века члены русских художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Слайд 5Казимир Северинович Малевич. Дети, 1908
Наталья Сергеевна Гончарова. Беление льна, 1908
Слайд 6Различаем понятия
В Западной Европе художники лишь частично использовали приёмы наив-арта в своих работах, разрабатывая
на их основе такие направления как фовизм, кубизм или экспрессионизм.
В России неопримитивизм стал значительным течением, из которого вырос и оформился супрематизм.
Авангардисты Казимир Малевич, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова черпали вдохновение в народном творчестве, также относящемся к примитивному искусству.
Слайд 7По замечанию Александра Бенуа: «Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию
народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Здесь наиболее показательным примером оказывается творчество Ларионова, который — в соответствии с народной эстетикой — уравнивает важное и неважное, высокое и низменное, доходя в этом до крайности — культивируя принципы заборного рисунка и „казарменной живописи“».
М.Ф. Ларионов. Венера и Михаил, 1912
Слайд 8Назад к истокам
Путь через тернии к звездам примитивистам расчистили признанные творцы Гоген, Пикассо и Матисс.
Гоген отправился на Таити в стремлении слиться с природой и наивными образами местной культуры вдали от благ цивилизации и там обогатил свой стиль яркими красками экзотического острова. Вслед за ним потянулись и другие.
Немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде и Макс Пехштейн тоже пытали счастья на просторах Океании. Их соратники Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель реконструировали первобытные декорации прямо у себя в мастерских.
Французским художникам за вдохновением не приходилось ездить далеко. Из колоний Франции на Западе Африки торговцы привозили в столицу всевозможные этнические поделки, которые потом расселялись по музеям и мелким лавочкам.
Слайд 9Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1898 г.
Слайд 10Назад к истокам
Художник Морис де Вламинк нечаянно становится катализатором вспышки интереса к примитивному искусству и как
следствие — возникновения такого направления как фовизм. В 1905 году он увидел в одном из парижских кафе три резные африканские маски. Под влиянием экспрессии «инстинктивного искусства», как он его называл, Вламинк выкупил маски у владельца заведения и поспешил показать добычу своим друзьям-художникам.
А. Матисс и А. Дерен разделяли увлечение Вламинка экпрессивной палитрой Ван Гога и экзотическими исканиями Гогена. Приятели расценили приобретённые артефакты как проявление свободы мышления, сохранившего детскую непосредственность и наивность. Художники сделали вывод, что цвет и эмоции на холсте имеют доминирующее значение в отличие от реалистичности и достоверности изображения.
В результате на свет появились картины, где они попытались максимально воплотить в жизнь свои новые художественные принципы. Расцвеченные безумными для того времени сочетаниями чистых, несмешанных цветов, нанесённых резкими раздельными мазками, полотна были настолько вызывающими, что организаторы Салона 1905 года отказывались принимать работы для показа. Лишь благодаря личному авторитету Матисса удалось продавить участие экспериментов троицы в Салоне.
Слайд 11Морис де Вламинк. Уличная сцена. Начало XX века
Потом будут бурные и полные возмущения отзывы
искусствоведов, один из которых подарит название новому авангардному течению — фовизму: маститый критик Луи Восель скажет, что брызжущие цветом картины нарисовали дикие звери — «les fauves» по-французски.
Но это уже другая история.
Слайд 12Андре Дерен. Порт Кольюр. 1905
Анри Матисс. Женщина в шляпе. 1905
Слайд 13Влияние примитивного искусства на Пикассо
Живопись молодого многообещающего испанца также проделала выдающийся
кульбит под непосредственным влиянием примитивного искусства.
Когда Пикассо увидел последний писк авторства Матисса — кричащие, ни на что не похожие холсты, свободные от каких бы то ни было академических предрассудков, он потерял покой и сон. Недолго думая, Пикассо отправляется в этнографический музей с обширным собранием африканских масок.
Из воспоминаний художника: «Я был совсем один. Хотелось бежать оттуда. Но я остался. Просто не мог уйти. Я понял нечто очень важное; что-то происходило со мной. Я смотрел на эти фетиши, и мне вдруг стало ясно, что я тоже против всех. Я тоже ощущаю, что вокруг - неведомое и враждебное. Когда я стоял один в том ужасном музее в окружении масок, индейских кукол, пыльных манекенов, мне, должно быть, и явились «Авиньонские девицы»; не то, чтобы их подсказали увиденные формы: та картина стала моим первым опытом экзорцизма — да, именно так!»
Так несколько племенных артефактов заставили Пикассо написать картину, ставшую прародительницей кубизма, футуризма и еще доброй дюжины разных -измов.
Слайд 14Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
Слайд 15Как Пикассо отрыл Руссо
Поддавшись очарованию первобытного искусства, Пикассо не смог пропустить феномен восходящей
звезды наив-арта, и весомо приложил руку к тому, чтобы Париж всерьез отнёсся к непрофессиональным творениям скромного работника таможни Анри Руссо.
Не имея художественного образования, Таможенник (как его прозвала парижская богема), тем не менее, имел серьезные амбиции в отношении живописи. Детская непосредственность сыграла на руку Руссо, - иначе он вряд ли бы осмелился представить свои неловкие эксперименты на суд взыскательной публики Салона независимых 1986 г.
Слайд 16Как Пикассо отрыл Руссо
Чуда не произошло. Критики всячески изощрялись в насмешках над
начинающим творцом сорока лет от роду, не имеющим понятия о линейной перспективе или принципах композиционного построения.
Из стройного хора издевательств выбивался голос мэтра Камиля Писсаро, отметившего богатство тонов картины Руссо.
Анри Руссо. Карнавальный вечер, 1886
Слайд 17Как Пикассо отрыл Руссо
Провал на Салоне независимых не смог сломить целеустремленного Таможенника. Он оставляет
свою работу, чтобы всё время посвятить карьере художника.
Верил в него и главный его поклонник — Пикассо. Однажды он встретил в захолустной лавке картину Руссо, которая продавалась по стоимости использованного холста. Испанец купил её и впоследствии хранил до конца своих дней, отвечая, что она его «захватила как наваждение … это один из наиболее правдивых психологических портретов во французской живописи».
Более того, он закатил званый ужин в честь странноватого портрета, куда позвал весь парижский бомонд и самого виновника торжества — первую суперзвезду наивного искусства. Картину Таможенника Пикассо повесил на самом видном месте в собственной мастерской, а её автора усадил на кресло, больше смахивающее на трон.
Анри Руссо. Портрет женщины. 1895
Слайд 18Как Пикассо отрыл Руссо
Пикассо приписывают высказывание, что четыре года он учился писать, как Рафаэль, но целая
жизнь ушла у него на то, чтобы научиться рисовать, как ребёнок.
Поэтому он восхищался даром Руссо, который позволил тому сразу приступить к созданию примитивистских шедевров.
Анри Руссо. Тигр в тропическую бурю. 1891 г.
Слайд 19Признаки произведений наивного искусства
Нико Пиросмани (Пиросманашвили).
Медведица со своими медвежатами.
1917 г.
Слайд 20Признаки произведений наивного искусства
Отсутствие линейной перспективы: предметы на переднем плане равновелики объектам
на заднем плане, из-за чего становится непонятным их соотношение в пространстве, а изображение теряет объём.
Детали фона прорабатываются с такой же тщательностью, как и предметы вблизи.
Бабушка (Анна Мэри) Мозес. Застолье
Слайд 21Признаки произведений наивного искусства
Цвета не теряют яркости и насыщенности пропорционально удалению объектов от переднего
края полотна. Изображение становится плоским и напоминает открытку.
Отсутствуют признаки каких бы то ни было источников освещения: даже при наличии на картине солнца все поверхности равномерно освещены, люди и предметы не отбрасывают теней, нет световых бликов.
Камиль Бомбуа. Удивлённые купальщицы. 1930
Слайд 22Признаки произведений наивного искусства
Нарушение анатомии – в пропорции человеческого тела, ошибки в изображении
животных.
Примитивисты не делают различий между реальностью и фантазией. На их картинах благополучно сосуществуют в качестве обыденности люди и единороги, львы не являются угрозой для человека, а олень может походить на сказочное существо.
Изображение предметов степени реалистичности, доступной непрофессиональным художникам в силу ограниченных знаний, навыков и умений.
Иван Генералич. Единорог
Слайд 23Художники, работавшие в стиле примитивизма
Анри Руссо
Нико Пиросманишвили
Иван Генералич
Бабушка
Мозес
Мария Примаченко
Камиль Бомбуа
Никифор Крыницкий
Екатерина Билокур
Полина Райко
Серафина Луи
Олесь Семерня
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Ортачальская красавица. Правая часть диптиха. 1905 г.
Слайд 24Знаковые картины примитивистов
Анри Руссо. Сон. 1910
«Сон» - одна из лучших картин
Руссо.
Комментарий автора: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зелёные деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».
Полотно впечатляет технической сложностью и богатством палитры - больше двух десятков оттенков одного только зелёного!
Соотечественник и современник Руссо литератор Андре Бретон заявил, что картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».
Слайд 25Знаковые картины примитивистов
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Актриса Маргарита. 1909 г.
Мария Авксентьевна Примаченко.
Рыбный царь поймал удода и рад. XX век