Слайд 1 История отечественного киноискусства
11 кл.
Слайд 2Киноискусство в стране Советов начало формироваться в начале прошлого века, захватив
и немой кинематограф.
В отечественном киноискусстве (20 -50г.) можно выделить несколько тем:
1. революционная;
2. колхозная;
3. индустриальная;
4. историческая.
Слайд 3Революция в кинематографе.
Самое достойное место в немом кино, отведено гениальному Эйзенштейну.
Фильм «Броненосец Потемкин» (1925г.) - вершина мирового немого кино. Он сумел показать само предназначение немого кино – кино – плакат, кино – символ. Типажи героев стилистически едины, их взгляд устремлен в вечность, как взгляды египетских фараонов.
Слайд 4Колхозная тема в кинематографе
Довоенная и послевоенная кинематография раскрывала еще одну грань
человека – его трудовые подвиги и не только отдельно взятого героя, а целого коллектива. Фильмы «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Волга - Волга», «Кубанские казаки», можно рассматривать, как агитки, в которых сквозила идея: идите к нам, в колхозы! У нас так весело!
Слайд 5Индустриальная тема в кинематографе.
В 50 – 60 годы, в кинематографе появляется
социальный художественный конфликт. В поле зрения оператора появляются не только определенные персонажи, но и конкретные жизненные ситуации. Личность должна отстоять себя в борьбе за высокую правду. Цена была высокой: судьба Родины или личная жизнь.
Дни Журбиных
Слайд 6Персонажи возвышаются над зрителями и в силу визуального эффекта, сниженной линии
горизонта и благодаря человеческому достоинству мужественных волевых характеров. («Председатель» режиссера Алексея Салтыкова, 1952 г.).
Этически эти герои рассматриваются реалистически, как «соль земли». Представители разных персонажей преданные своему делу, призванные исполнить свой долг , они показаны нам людьми, для которых свое – это общее дело.
За «Ремонтниками», «Зверобоями», «Строителями Братска» читалось «мы».
Слайд 7С 60 – 70 годов можно выделить следующие темы кинофильмов, раскрывающие
образ идеального человека – «чудика», интеллектуала, философа, гражданина:
1. интеллектуальная;
2. психологическая;
3. мелодраматическая.
Слайд 8Интеллектуальное кино
К началу 70 годов, появляется новое кино, новый образ человека.
Это интеллектуал – физик или лирик, он не похож на всех, мыслит не стандартно, интеллигент – чудак. Несмотря на видимую пассивность «размышляющий герой» оттеснил всех своих конкурентов.
«Иду на грозу» о физиках –ядерщиках по роману Д.Гранина.
Слайд 9Отражение нравственных позиций, становится конструктивным стержнем поэтического развертывания образа в фильмах
Тарковского. В его фильмах образ героев складывается не только из того, что он говорит и как поступает, но еще, существует нечто вокруг него, что формирует для зрителя его образ. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюрреалистические сцены «Зеркало».
Слайд 10А. Тарковский. «Зеркало»
Штеренберг. Натюрморт
Слайд 11В его картинах натюрморт так же беден, как натюрморты Штеренберга. В
его пейзажах присутствует брейгелевская надмирность. В диалоговых сценах ракурс между героями развернут на 90 градусов. Мы порой не видим с кем общается герой. Такой ракурс напоминает картины – противостояния герой – антигерой Н.Н.Ге. Его героя – одиночку можно увидеть в картинах Крамского «Христос в пустыне».
Слайд 12Поворот в диалоге на 90 градусов
Слайд 13Чудаки в кинематографе
Чудак становится человеком, вступающим со стихией мещанства, отстаивая свое
право на существование. Это новый романтичный герой, который, несмотря на противоречия и ошибки, внушает доверие и симпатию. Классический пример найдем у Рязанова «Берегись автомобиля» 1967г. В конце 60-х, чудачество выступало как жизненная позиция. Оказалось, что чудаку есть, что сказать. В прокат выходят такие знаковые фильмы, как «В бой идут одни старики» Л. Быкова, 1973 г., «Обыкновенное чудо», 1964 г. по сказке Шварца.
Слайд 15Параллельно с образом чудака, выросшего до просто хорошего человека, существуют и
другие персонажи, не укладывающиеся в эту канву. Великая русская литература в кинематографе. «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, будто сошли с полотен художников – передвижников.
Слайд 16В картинах русских художников солнечное освещение русских пейзажей было либо итальянским,
либо крымским, либо ни каким. Только Поленов открывает солнечное освещение средней полосы России «Московский дворик». Пейзажи в фильме «Несколько дней из жизни Обломова», напоминают поленовские уголки русской природы с мягким солнечным освещением.
Слайд 17 Натюрморты, например, в сцене в бане, насыщены ярким колоритом от
Машкова и Кончаловского. Архиповские лучи яркого света проникают через открытую дверь в темную комнату, живописно высвечивают некрашеные деревянные полы.
Слайд 18«Неоконченная пьеса…» по живописному состоянию больше левитановская. Многофигурные композиции продуманы, кажется,
по всем законам построения академического рисунка, конечно, здесь присутствует Репин.
Слайд 19Параллельно со странным человеком, появляется лирический герой, как утверждение человеческой сердечности,
разума, сочувствия. «Баллада о солдате», «Летят журавли». Просто, «хороший человек» находит много реальных воплощений, например, Баталов в мелодраме Меньшова «Москва слезам не верит». В принципе, на образе просто хорошего человека, отечественный кинематограф заканчивает эпопею советского кино.
Слайд 20Вопросы:
Особенности отечественного кинематографа.
Типы и типажи фильмов 20-50 годов.
Типы и типажи 70
–х годов
На каком основании можно утверждать, что кино – один из видов искусства?
Если в России поэт больше чем поэт, то что можно сказать об игровом кино?