Слайд 1Месопотамия
Передняя Азия
IV тыс.лет до н.э.
Слайд 2Реки Тигр и Евфрат
Междуречье (Месопотамия)
Шумер, Аккад, Вавилон,
Ассирия
Финикия
Палестина
Сирия
хетты
Урарту
Персия
Слайд 3КЛИНОПИСЬ
Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к
середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.
Слайд 4IV – III тыс.до н.э.
Древнейшая культура племен и народов Двуречья
Слайд 5Самый ранний центр Междуречья – ШУМЕР
Ур, Урук, Лагаш – первые города
государства
Статуя Гудеа, правителя Лагаша
Слайд 6Урук. Белый храм. Реконструкция.
в шумерском Уруке
Голова богини из Урука
Слайд 7Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика, т.е.
резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тыс. до н.э. она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции.
Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказа об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или изображение пастуха перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни, встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые печати, в верхнем уровне которых помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных.
Слайд 8XXVII –XXV вв.до н.э.
Искусство Шумера
Зиккурат- ступенчатая башня, состоящая из нескольких убывающих
к верху трапецевидных платформ, сложенных из кирпяча-сырца.
Слайд 9зиккурат царя Ур-Намму в Уре
21м
60м
черный
красный
белый
синий
Слайд 11Адорант – статуя молящихся людей
Культовый сосуд из храма богини Инанны в
Уруке. Додинастический период
Молящаяся женщина
Слайд 12XXIV-XXIII вв.до н.э.
искусство Аккада
Правитель города Аккада Саргона 1 Шаррукен создает единое
мощное гос-во шумеро-аккадское царство
Слайд 13Стела царя Нарамсина из Суз (царь считал себя «могущественным богом Аккада»
и повелел изображать себя в головном уборе с божественными символами - рогами
Слайд 14Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из
головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью
Слайд 15XXIII–XXI вв.до н.э.
Искусство Шумера
во второй половине 3 тысячелетия Аккад попадает
под зависимость горного племени гутиев.
Слайд 16XIX – XII вв.до н.э.
искусство Вавилона
Слайд 17Хаммурапи
Свод законов царя Хаммурапи
Слайд 18IX – VII вв.до н.э.
Искусство Ассирии
Дур-Шаррукин называют Версалем ассирийских царей
Слайд 21Крылатые быки с человеческими головами - ШЕДУ
Крылатые ассирийские быки
Ассирия, Хорсабад,
дворец Саргона Дур-Шаррукин
721-705 до н.э.
Алебастр
Высота 4,40 м
Слайд 22Огромные крылатые существа-полулюди-полузвери – охраняли ворота и тронные залы ассирийских городов.
(Эта культура из Нимруда). Головы могучих существ увенчаны рогатыми шлемами, олицетворяющими их божественную принадлежность, силу и могущество, которые должны были повергнуть в страх пришедшего. Существа изображались с пятью ногами: если смотреть сбоку, то создается впечатление, что они шагают, если смотреть спереди, они предстают застывшими монументами.
Слайд 23Ниневия – дворец построен при царе АШШУРБАНИПАЛЕ
Слайд 26Царь Ашшурбанипал, охота на львов.
645 г. до нашей эры
Дворец из
Ниневии
Слайд 27Шедевром ассирийского искусства называют рельеф «Раненная львица»
Слайд 28VII - VI вв.до н.э.
искусство Нововавилонского царства
Слайд 31Вавилон. VI в. до н.э. Реконструкция
Слайд 34Изразцовая плитка ворот богини Иштар из Вавилона.
Слайд 38В 538г.до н.э. Вавилон пал просуществовав всего 88 лет.
Слайд 39Достижения культуры:
Изобретение клинописи сильно повлияло на финикийское письмо, от которого берут
свое начало греческий и более поздние алфавиты.
Высокие достижения в политике, праве и военном деле усвоили потом страны Востока, древние греки и римляне.
В области строительства впервые стали применяться арочные конструкции, сводчатые перекрытия и облицовывать стены красочными изразцами.
Математика и астрономия дала вычисление процентов, измерение площади геометрических фигур. Возведение в квадратную степень и извлечение из корня, определение лунных фаз и продолжительности солнечного года, изобретение календаря, точное выравнивание горизонтального основания.
Собрание клинописных текстов – библиотек.
Слайд 45Дворец из Ниневии
Царь Ашшурбанипал и царица,отдыхающие в саду с чащей напитка.
645 г. до нашей эры
Слайд 50Письменность Хеттов
Хетты создали свою форму письменности рисунками, или иероглифическое письмо. Иероглифы
вырезались на камне. Хетты также пользовались и клинописью, которую переняли от жителей Месопотамии.