Слайд 2 слово «театр» произошло от греческого «театрон» —
«место, где
собираются, чтобы посмотреть».
Слайд 3ТЕАТР - (греч. θέατρον —место для зрелищ) — одно из направлений
искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актёров
Слайд 4Древнегреческий театр один из
древнейших театров на территории Европы.
Он достиг своего расцвета
в V в. до н. э.
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь
бога Диониса.
Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии.
Слайд 5Театр Древней Греции родился из дифирамбов –хвалебных песен в честь Диониса.
Слайд 6Почвой древнегреческого искусства считают мифологию.
В ходе развития греческой трагедии в
круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Геракла, Феспида и других.
Слайд 7Со временем спектакли стали играть, располагая зрителей на склонах холмов.
Слайд 8Вскоре традиционным стал большой полукруг зрительских мест - амфитеатр.
Слайд 9Мраморные кресла первых рядов – для почетных граждан это были жрецы
Диониса, стратеги, олимпионики.
Каждый полис имел свой театр.
Он строился у подножия холма под открытым небом.
Слайд 10Простые каменные скамьи были предназначены для рядовых граждан.
Слайд 11Постепенно сложилась четкая схема греческого театра.
Слайд 13Театрон – это места для почётных зрителей.
Орхестра – круглая или полукруглая
площадка, на которой выступали актёры и хор.
Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре.К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.
Слайд 14От древнегреческих скен сегодня остались лишь руины.
Слайд 15В древности же между колонн скены располагали декорации.
Слайд 16Даже сегодня развалины скены используют для тех же целей.
Слайд 17Пароды, через которые актеры и хор выходили на орхестру, строили в
виде красивого колонного портика.
Слайд 18Античный театр вмещал огромное количество
зрителей (Афинский театр, до 17 тыс.чел).
Слайд 19Входными билетами на театральные представления в античном театре служили жетоны.
Буква
на билете означала сектор, а мест не было, можно было занять любое
место , начиная со второго ряда.
Феорикон - «ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ»
Слайд 20Театр в ту пору был не развлечением, а священным делом: это
был способ чтить бога Диониса. Государство выплачивало зрителям (заметьте, не актерам) их дневной заработок, чтобы они могли 4 дня спокойно сидеть в театре.
До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера.
Слайд 21Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Жанр - вид
художественного
произведения
Слайд 22
КОМЕДИЯ - ( от греч. komos – весёлая толпа и oide
–песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии - действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей .
ТРАГЕДИЯ-(от греч.tragos – козёл и oide – песнь - буквально «козлиная песнь») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в
отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.
Слайд 23Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в
творчестве трех великих трагиков -Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана.
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.
Слайд 24Софокл написал 125 драм, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс»,
«Эдип-царь», «Электра» и др.
СОФОКЛ
Слайд 25Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э.
В
своих трагедиях Еврипид отразил поиски новых основ мировоззрения. Его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э.
Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду, до нас дошло 18 трагедий. Лучшие драмы Еврипида потеряны. Из уцелевших увенчан «Ипполит». Популярны «Алкеста» и «Медея».
Слайд 26Подлинным основоположником трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений, из
которых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством, в их основе — конфликт между человеческими страстями и духовностью.
Эсхил
Слайд 27Самым известным автором комедии был Аристофан. Наиболее яркие его произведения —
«Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата». Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.
Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис.
АРИСТОФАН
Древнегреческая скульптура
Слайд 29Актеры (по греч. – протагонист) игравшие в спектаклях главной задачей считали
заучивание текста. Его как правило произносили со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев.
Этой же цели служили маски -они отражали радость, горе и другие эмоции.
Слайд 30Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена.
Тем
больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
Слайд 31Со времен древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его
символом. При огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.
Поэтому у каждого актера были две-три большие маски: одна изображала спокойное лицо, вторая - встревоженное, третья - искаженное ужасом…
Слайд 32Для актера комедии важнее была пластика тела.
Ею он передавал забавные ситуации,
в которые попадал его персонаж.
Слайд 33Актеры очень тщательно подбирали маски. Поскольку лицо было закрыто, то именно
маска показывала зрителям эмоциональное состояние актера.
Эрипид подбирает
маску
Слайд 35Поэтому одна и та же маска могла пригодиться для исполнения разных
ролей.
Слайд 36Маски комических актеров часто очень натуралистичны.
Слайд 38Нередко актерам комедии приходилось одеваться в лошадей, лягушек и даже изображать
облака.
Слайд 39Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир
— это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.
Мировоззрение
Слайд 402. Как называли учителя музыки в афинской школе:
Педотриб.
Кифаред.
Грамматик.
1. Самым известным автором
комедии был:
Аристофан.
Софокл.
Эсхил.
Еврипид.
Викторина
4. Котурны это…
Музыкальный инструмент.
Прощальные песни по умершему.
Обувь актёра.
5. Место для зрелища это…
Орхестра.
Театр.
Театрон.
3. Главный актёр в греческом театре назывался…
Одеон.
Протагонист.
Эдип.
6. Кто из мифических героев стал героем трагедии Эсхила:
Медея.
Прометей.
Дионис.
Слайд 41
Говоря о феномене античного театра, имеется в виду прежде всего «греческое
чудо» и молодость греческой цивилизации. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура.