Слайд 1
Художественная
культура
КИТАЯ
Учитель МХК
СОШ №1 ст. Архонская
Мычкина Т.Н.
Слайд 2Китай все страны мира превзошел,
Во всех искусствах до вершин дошел.
/Алишер Навои/
Китайская цивилизация, одна из самых древних на земле, достигла успехов во всех видах искусства.
На культуру Китая повлияло отношение к природе как к органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы. Её циклами, ритмами, состояниями.
Значительное влияние на развитие китайской культуры оказали религиозно – философские учения, и в первую очередь конфуцианство и буддизм.
Слайд 3Прежде всего отметим характерные особенности китайского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое
производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное, и в то же время естественное место.
ШЕДЕВРЫ КИТАЙСКОЙ АРХИТЕРТУРЫ
Слайд 5 По вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его
северо – западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. По грандиозности и масштабу сравнить ее можно лишь с древними египетскими пирамидами. Образуя причудливые петли, светлой полосой она уходит в бесконечную даль горизонта.
Возведение Великой Китайской стены началось в IV – III вв.до н. э., а завершилось к XV в. Её основное назначение заключалось в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. Вот почему по её верху проложена дорога шириной 5 – 8 м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100 – 150м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника. Это грандиозное архитектурное сооружение , органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.
Великая Китайская стена входит в современный список 7 чудес света
Слайд 6
Одной из наиболее распространенных построек стала
пагода – мемориальная башня, построенная в честь деяний знаменитых людей.
Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. Внешний облик пагоды удивительно прост. В нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли.
Слайд 7
Строгая, почти лишенная украшений 64 – метровая пагода Даяньта (Большая Пагода
Диких Гусей) – один из лучших образцов китай -ского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом палом- нике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси и указали место для возведения пагоды. Даяньта торжественно возвышается над окрест-ностями г. Сиань – бывшей столицы Китайского государства. Семь этажей, отделенных друг от друга сужаются к вершине пагоды, подчеркивают устремленность к небу.
Слайд 8
Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в
труднодоступ-ных горах. По грандиозности за-мысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадле-жит к шедеврам мировой архи-тектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой 60 м. в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены вглубь скалы на 9 – 10 м. каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Буды.
Слайд 9
Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в
плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами. также поддерживающими крышу. Высокая, 2- или 4-скатная крыша – характерный элемент китайской архитектуры, не имеющий аналогов в зодчестве других народов и эпох. Подобная крыша не только защищала здание от дождя и снега, но и служила его декоративно-художественным украшением. Скаты крыши имели изогнутую форму, её концы на углах загибались вверх. Коньки и рёбра крыши украшались керамическими фигурками фантастических животных и драконов, а позднее к краям крыши стали подвешивать колокольчики.
Слайд 10
Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. Грандиозный комплекс посвящён древнейшим
религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесенный стенами комплекс включает 3 основные святыни: круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном ансамбле много символики: квадратная в плане территория дворца символизирует Землю, здания храмов и алтарь, обрамленные круглой террасой, знак Солнца.
Слайд 11Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая. Подлинным шедевром является садово-парковый комплекс
Бейхай в Пекине. В симметричную планировку Императорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников. Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс.
Слайд 12Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в IIIв. До
н. э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и власти.во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники изображены в натуральную величину, с полным военным снаряжением. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.
Скульптура Китая
Слайд 14
Особенного совершенства достигли мастера пластики в изображении животных. Их реальные и
в тоже время фантастические образы передают впечатления о дальних экзотических странах, о жизни первозданной природы. Глиняные кони, несущиеся вскачь, встающие на дыбы или бьющие копытом землю, полны удивительного изящества и свободы. Важные павлины с достоинством распускают свои пышные хвосты, а верблюды вскидывают вверх свои надменные морды.
Слайд 15
Характерной особенностью китайской скульптуры является её теснейшая связь с буддийской религией.
Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась в буддийских храмах.
Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны ( Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.
Слайд 16Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших
явлений в истории мировой культуры. С необычной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной.
Китайская живопись представлена в основном вертикальными или горизонтальными свитками из шёлка или бумаги. Вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов предназначались для долгого рассматривания и порой достигали нескольких десятков метров.
Картины обычно писали тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.
Жанры китайской живописи
Слайд 17
Китайская живопись представлена различными жан-рами: пейзажным, портретным и историко-бытовым. Особый интерес
вызывает пейзажная живопись, в которой выделяют изображения типа «горы – вода» и «цветы – птицы». Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безгранич-ности окружающего мира.
Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разно-образием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Огромного мастерства достигли художники в передаче воздушной перспективы.
Слайд 18
В пейзажах китайских худож-ников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек
символизировала семейное счастье, фазан – удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты и др.
Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (ок. 1020 –1090).
Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы.
Го Си. Ранняя весна. Свиток на шелке. Фрагмент. Ок. 1072г.
Слайд 19
Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юаня (1190 – 1224)
«Утки, скала и мейхуа». Стайка очаровательных уток ныряет в тихой заводи около скалы, в расселинах которой распустились нежные цветы мейхуа. Скупыми живописными средствами художнику удается передать радостное ощущение весеннего дня и безмятежного покоя.
Слайд 20Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.
Написать портрет
для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека».
Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете художника Лян Кая (ХШ в.)
Портрет Ли Бо – это обобщенный образ-символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта.
Слайд 211. В чем заключается своеобразие китайского зодчества?
2. Опишите самые значительные памятники
архитектуры Китая.
3. Расскажите о скульптурных произведениях китайского искусства. О каких шедеврах погребальной пластики Китая вы могли бы рассказать?
4. что вам известно о художественном своеобразии и жанровых особенностях китайской живописи?
Вопросы и задания.