Слайд 1Художественная культура
России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа
Выполнила:
учитель МХК, ИЗО Швырова Анна Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Преображенская средняя школа»
Слайд 2Пореформенный период – это период с точкой отсчета от 1861 года.
Уникальный этап в развитии русской художественной культуры, характеризуемый народничеством.
Народничество – влиятельное общественное течение второй половины ХIХ века, распространенное в среде художественной интеллигенции и идеология образа мыслей.
«Хождение в народ»
М.А.Бакунин
Слайд 3Отличительные черты народничества:
Идеализация крестьянства;
Сочувствие нищим и бесправным слоям населения;
Неприятие западно-европейского буржуазного
пути развития;
Вера в «собственную стать» России.
Слайд 4Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)
Признанный лидер народнической поэзии, «печальник горя народного»
Крамской И.Н.
Портрет поэта А.Н.Некрасова
Слайд 5Расцвет классической литературы пореформенной эпохи связан с жанром романа, с произведениями
И. С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л .Н. Толстого
«Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества»
В.С. Соловьев о Ф.М. Достоевском
Слайд 6И. С. Тургенев. Портрет работы И. Е. Репина, 1874
Портрет И.А.Гончарова,
работа
И.Н.Крамского, 1874
Слайд 7Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872.
Портрет Л.Н.Толстого, Крамской И.Н.
1873 г.
Слайд 8По богатству литературной жизни во второй половине XIX века Россия не
знала равных: драматургия А.Н. Островского, проза Н. С. Лескова, сатирические шедевры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Позднее Г. И. Успенский, М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. П. Чехов и другие.
Слайд 9Изобразительное искусство непосредственно связано с общественной жизнью, влияло на нее, являясь
проводником важных политических идей и нравственных установок.
Во второй половине XIХ века развивается классическая реалистическая живопись, обладающая характерными чертами:
-эстетический момент в картине не является главным;
-важно правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь;
-глубоко выразить чувство и переживания разных сословий;
-неприятие общественных порядков.
Слайд 10Объединение «Товарищество передвижных выставок»
Художники-передвижники:
И.Н.Крамской
Н.Н. Ге
И.Е. Репин
В.И. Суриков
А.К. Саврасов
И.И. Шишкин
А.И. Куинджи
И.И. Левитан
В.Г.
Перов и др.
Слайд 11Архитектура
Господство архитектурной эклектики – смешение мотивов европейского и древнерусского зодчества. Одна
из разновидностей эклектики – «псевдорусский стиль» - направление, имитирующее архитектурные элементы древних изб с резными украшениями; наличие древнерусского узорочья.
Например, церковь в Абрамцеве архитектора В.М. Васнецова, В. Д. Поленова. Здание Исторического музея (архитекторы А.А.Семенов,В.О.Шервуд). Городской музей (проект Д.Н.Чигагова)
Они построены в Москве в 80-90 гг. ХIХ века.
Слайд 12Здание Исторического музея (архитекторы А.А.Семенов,В.О.Шервуд).
Городской музей (проект Д.Н.Чигагова)
Слайд 13Храм Вознесения «На Крови» 1882 год в Санкт-Петербурге. Архитектор А.А. Порланд
Слайд 14Храм Христа Спасителя в Москве . Автор проекта К.А.Тон
В работе принимали
участие выдающиеся художники и зодчие. Скульпторы Лугановский, Рамазанов, Клодт, Толстой. Художники А.И.Резанов, Даль, Крамской, Суриков, Верещагин и др.
Слайд 15Скульптура
Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде (1862 г), Богдану Хмельницкому в Киеве
(1888) – скульптор М.О.Микешин (1835-1896)
Скульптор А.М. Опекун (1838-1923): памятник А.С. Пушкину
Александру II в Москве
Лермонтову в Пятигорске
Скульптор М.М.Антокольский (1843 - 1902): «Христос», «Смерть Сократа», «Спиноза», «Иван Грозный» и др.
Слайд 16Музыка
На основе музыкальных классов Русского музыкального общества появились первые русские консерватории
в Петербурге и в Москве.
Бесплатная музыкальная школа в Петербурге, основанная М.А.Балакиревым. Им же основан кружок композиторов «Могучая кучка». В него входили Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский –Корсаков. Балакирев и его ученики находились под сильным влиянием народнических идей. «Кучкинисты» считали, что путь русского композитора связан прежде всего с с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок. Идейный вдохновитель: В.В. Стасов – критик, историк искусства.
А.П.Бородин(1833-1887) – первая симфония, вторая симфония. Опера «Князь Игорь», завершенная Римским-Корсаковым и Глазуновым.
М.П.Мусоргский – опера «Борис Годунов», «Хаванщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Н.А.Римский –Корсаков – опера «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко»
П.И.Чайковский – балет «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», цикл фортепианных пьес «Времена года», опера «Евгений Онегин», симфония №4 и многие другие.