Слайд 1Художественная культура
Древнего Рима
Слайд 2
Более 12 столетий (с 8 в. до н.э. по 5 в.
н. э.) насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства.
Слайд 3Периодизация
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают следующие периоды:
1. эпоха этрусков
(7 – 4 вв. до н. э.) – древних племен, населявших северо-западные земли Апеннинского полуострова.
2. эпоха Римской республики (конец 6 – первая половина 1 в. до н. э.)
3. эпоха Римской империи (вторая половина 1 в. до н. э. – 4 в. н. э.).
Слайд 4
Архитектура периода Римской республики
В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных
сооружений: общественные здания, базилики и храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении.
Слайд 5Римский Форум
С 6 в. до н.э. центром деловой и общественной жизни
города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки. На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений.
Слайд 7Колонна Траяна
Позднее, в эпоху Римской империи, Марком Ульпием Траяном был сооружен
самый грандиозный Форум.
Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков.
Разбивка военного лагеря, осада города, сцены сражений – вот их основные сюжеты.
Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.
Слайд 10Памятники архитектуры
Из памятников архитектуры республиканского периода почти ничего не сохранилось. Лучшими
сооружениями этого времени считаются храм Фортуны Вирилис (конец 2 – начало 1 в. до н.э.) и храм Весты на Бычьем рынке в Риме (1 в. до н.э.)
Слайд 12
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. В особую
группу можно выделить инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги.
Вызывает восхищение строительство дорог, служивших средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи.
Слайд 13Аппиева дорога
Знаменитая Аппиева дорога хорошо сохранилась до нашего времени. Она была
проложена из Рима в Капую. Начало строительства – 312 г. до н.э. Названа по имени своего строителя – цензора Аппия Клавдия Цека.
Слайд 16
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи
Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес
представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них – Колизей (лат. колоссальный). Колизей имеет форму эллипса. Его размеры с наружной стороны составляют 188*156, а с внутренней – 86*54 м. Высота достигает 49 м.
Колизей был главным зрелищным центром Рима. На его арене проводились бои гладиаторов и состязания человека с хищными животными.
В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.
Слайд 18Храм Пантеон
Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме –
«храм всех богов». Неоднократно реконструировавшийся, он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м.
Слайд 20Триумфальная арка Тита
Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок,
воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах.
Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей.
Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через неё имели право проезжать в колесницах только одержавшие победу военачальники.