Слайд 2Экспрессионизм
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве,
получившее развитие в конце ХIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Слайд 3«Экспрессионизм как одно из наиболее влиятельных художественных движений XX века формировался
преимущественно на немецкой и австрийской почве. Возникнув в изобразительном искусстве (группы „Мост“, 1905; „Синий всадник“, 1912), он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие „экспрессионизм“ распространилось на литературу, кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли, крика, и, таким образом, принцип выражения преобладает над изображением».
Слайд 4Хроника группы «Мост» Л. Кирхнера. 1913.
Франц Марк. Башня синих коней (1913)
Слайд 5Экспрессионизм в литературе
Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений
и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.
Слайд 7В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. При этом
предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).
Слайд 12Экспрессионизм в архитектуре
В архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в
искусстве, объединившего литературу, музыку, изобразительные искусства. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 гг. Крупнейшие представители — Эрих Мендельсон, финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утцон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кендзо Танге).
Слайд 14Эрих Мендельсон. Башня Эйнштейна в Потсдаме (1917, либо 1920—1921).
Слайд 15Текстильная фабрика «Красное Знамя», 1926.
Слайд 16Универмаг Шоккена, Хемниц —Schocken department store, Chemnitz (1927—1930). Архитектор Эрих Мендельсон
(Erich Mendelsohn)
Слайд 17Дом Коэна, Челси, Лондон — Cohen house, Chelsea, London (1934—1936). Архитектор
Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn)
Слайд 18 Здание Второго Гётеанума. Дорнах. Швейцария.
Слайд 19 Здание Второго Гётеанума. Дорнах. Швейцария.
Слайд 20Экспрессионизм в музыке
Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов
нововенской школы: прежде всего у ее основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна.
Тенденции:
1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность;
2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм;
3) безудержная эмоциональность;
4) абстракционизм.
Слайд 21А. Шёнберг. Лос-Анджелес, 1948
Альбан Берг в 1935 году
Слайд 22Антон Веберн, Штеттин, октябрь 1912
Слайд 23Изобразительное искусство
Х.Арп. Пастух облаков. Венесуэльский университет. Каракас
Гондольер, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Александр
Архипенко
Слайд 24Эрнст Барлах Духоборец, Берлин
Макс Бекман Дансинг-бар в Баден-Бадене 1923 г.
Слайд 25Кино
Пауль Вегенер и Лида Салмонова в фильме «Голем» (1920)
Слайд 26Кабинет доктора Калигари. Роберт Вине
Слайд 2713:20 "М" - значит убийца" (Фриц Ланг, 1931 год)
Слайд 28Спасибо за просмотр
Презентацию подготовила Неверковская Марина