Презентация, доклад по МХК на тему Экспрессионизм: предчувствие катастрофы (9 класс)

Содержание

Эрнст Людвиг Кирхнер. Дом на острове Ферман, 1913Экспрессионизм — авангардное художественное направление, свежее трагическое миропонимание и весь свод многозначительных мотивов, знаков и легенд. Экспрессионизм явился революционной реакцией и на классическое академическое искусство, и на идиллическое импрессионистское отображение мира.

Слайд 1Экспрессионизм: предчувствие катастрофы
МОЯ ГАЛЕРЕЯ

Экспрессионизм: предчувствие катастрофыМОЯ ГАЛЕРЕЯ

Слайд 2Эрнст Людвиг Кирхнер. Дом на острове Ферман, 1913
Экспрессионизм — авангардное художественное направление, свежее трагическое миропонимание и весь свод многозначительных мотивов, знаков и легенд.


Экспрессионизм явился революционной реакцией и на классическое академическое искусство, и на идиллическое импрессионистское отображение мира.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Дом на острове Ферман, 1913Экспрессионизм — авангардное художественное направление, свежее трагическое миропонимание и весь свод многозначительных мотивов, знаков и легенд. Экспрессионизм явился революционной реакцией и на классическое академическое

Слайд 3Рождение экспрессионизма
Официальный год рождения экспрессионизма - 1905-ый, - год создания художественного

объединения «Мост».
Первая экспрессионистская группа - четыре студента-архитектора: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В различное время к ним присоединялись Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и другие живописцы.
Программа группы прямо призывала к революции в искусстве: «Мы, молодые, - залог будущего, хотим добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим установкам стариков. К нам принадлежит каждый, кто непосредственно и искренне выражает то, что понуждает нас творить».
Рождение экспрессионизмаОфициальный год рождения экспрессионизма - 1905-ый, - год создания художественного объединения «Мост». Первая экспрессионистская группа - четыре

Слайд 4Э.Л. Кирхнер. Ноллендорфплац в Берлине, 1912
Э.Л. Кирхнер. Улица Фридрихштрассе в Берлине,

1914
Э.Л. Кирхнер. Ноллендорфплац в Берлине, 1912Э.Л. Кирхнер. Улица Фридрихштрассе в Берлине, 1914

Слайд 5Э.Л. Кирхнер. Портрет женщины возле деревянной скульптуры, 1912
Эмиль Нольде. Смерть в

пустыне, 1912
Э.Л. Кирхнер. Портрет женщины возле деревянной скульптуры, 1912Эмиль Нольде. Смерть в пустыне, 1912

Слайд 6Рождение экспрессионизма
Каждое авангардное движение, противопоставлявшее себя классической живописи, находило свою дорогу. Экспрессионисты

ушли в архаику, экзотику и мистику.
«Видимый мир виден каждому, - считали они, - нет смысла его изображать. Важно лишь эмоциональное состояние автора, и его способность при помощи формы, цвета, штриха передать это состояние зрителю».
Из готического искусства они со смаком забирают вытянутые отвесно формы и повторяют древнюю иконографию в построении лиц и фигур. Им очень близки гротесковые видения Босха и Гойи, им по душе мистичные, непонятные ожидания и поклонение эмоциям эпохи романтизма, они любят барокко за мрачную патетику и напряженность линий.
Экспрессионисты возрождают гравюру, нарочито дерзко режут на дереве фигуры, оставляя видимыми зазубрины, шероховатости. За пределами европейской цивилизации - в колониях, в Африке - они восторгаются простыми, но невероятно выразительными формами масок, ритуальных статуй, цветовой простотой гравюр.
Рождение экспрессионизмаКаждое авангардное движение, противопоставлявшее себя классической живописи, находило свою дорогу. Экспрессионисты ушли в архаику, экзотику и мистику. «Видимый мир виден

Слайд 7Участники «Моста» пишут обнаженных женщин, - скорее, варварок и диких животных, чем цивилизованных немок, пишут друг

друга и не питают иллюзий, передавая на собственных полотнах звериное, голодное, порочное, воинственное. 

Э.Л. Кирхнер. Спящая Милли, 1911

Рождение экспрессионизма

Участники «Моста» пишут обнаженных женщин, - скорее, варварок и диких животных, чем цивилизованных немок, пишут друг друга и не питают иллюзий, передавая на собственных

Слайд 8Первая выставка художественного объединения «Мост» прошла в выставочном зале электролампового завода.
Афишу выставки придумал

Фриц Блейль.
Немецкая полиция запрещала ее как неприличную и направленно уничтожала.

Рождение экспрессионизма

Первая выставка художественного объединения «Мост» прошла в выставочном зале электролампового завода.Афишу выставки придумал Фриц Блейль. Немецкая полиция запрещала ее

Слайд 9Постепенно участники «Моста» расстаются с прежними сюжетами и надеждами на спасение в дикой природе и начинают

создавать значимые и эмоционально острые работы. Но уже каждый сам по себе.
Изначально постулированный экспрессионистами художественный вызов «писать эмоции художника, а не внешний мир», «искать собственную душу» привел к творческому одиночеству и непохожести всех на всех.
Экспрессионизм не предусматривает единство.

Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет), 1915

Рождение экспрессионизма

Постепенно участники «Моста» расстаются с прежними сюжетами и надеждами на спасение в дикой природе и начинают создавать значимые и эмоционально острые работы. Но уже

Слайд 10Академизму противостояли и австрийские живописцы Оскар Кокошка и Эгон Шиле.
Эротизм и мистицизм экспрессионизма — это

пугающие и раздражающие не по-человечески заломленные руки и ноги, мир, разобранный на простейшие кусочки, насыщенные до ядовитости или же до грязноты краски, ощущение обреченности.
Эгон Шиле писал вызывающие ню, обнажая уже не тело, а душу модели. Кокошка — гротескные, будто недолепленные фигуры в нелепых театральных позах.

Оскар Кокошка. Орфей и Эвридика, 1917

Австрийские одиночки

Академизму противостояли и австрийские живописцы Оскар Кокошка и Эгон Шиле.Эротизм и мистицизм экспрессионизма — это пугающие и раздражающие не по-человечески заломленные

Слайд 11Эгон Шиле. Автопортрет, 1914
Австрийские одиночки
Эгон Шиле. Мужчина и женщина, 1913

Эгон Шиле. Автопортрет, 1914Австрийские одиночкиЭгон Шиле. Мужчина и женщина, 1913

Слайд 12Экспрессионисты теоретизируют свое искусство — и теоретизируют довольно внушительно. Особенно там, где к истории движения

подключаются русские.

Русский экспрессионизм в Мюнхене

Василий Кандинский. Гора, 1909

Экспрессионисты теоретизируют свое искусство — и теоретизируют довольно внушительно. Особенно там, где к истории движения подключаются русские.Русский экспрессионизм в МюнхенеВасилий Кандинский.

Слайд 13В декабре 1911 г. в Мюнхене русским художником и теоретиком изобразительного искусства Василием Кандинским и ярким

представителем немецкого экспрессионизма Францем Марком было основано  творческое объединение «Синий всадник» - одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года.
«Название Синий всадник мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само». (В. Кандинский)
Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее.

Русский экспрессионизм в Мюнхене

Франц Марк. Башня синих коней, 1913 г.

В декабре 1911 г. в Мюнхене русским художником и теоретиком изобразительного искусства Василием Кандинским и ярким представителем немецкого экспрессионизма Францем Марком было

Слайд 14Художественный мир Франца Марка — это философский анимализм: он смотрит на окружающую действительность глазами

животных.
С одной стороны — получает от такого взгляда свежие художественные формы, откровения, с другой — под грязью и мишурой наружного пытается разглядеть «мечту», «внутреннюю истину».

Духовность искусства
«Синего всадника»

Франц Марк. Лисицы, 1913

Художественный мир Франца Марка — это философский анимализм: он смотрит на окружающую действительность глазами животных. С одной стороны — получает от такого взгляда

Слайд 15Предчувствия их не обманули…
Та катастрофа, которую в своих работах предсказывали художники-экспрессионисты, взорвалась

войной, эпидемиями, бедностью. И каждый из экспрессионистов очутился в эпицентре этой бури.
Август Маке и Франц Марк были убиты в Первой мировой совсем молодыми. Эгон Шиле вместе с беременной супругой скончался от испанского гриппа, когда ему было 28. Оскар Кокошка возвратился с войны, получив несколько ранений и потеряв память, Людвиг Кирхнер вернулся с войны с тяжелым психическим расстройством. Василию Кандинскому пришлось возвратиться в Россию.
И каждый экспрессионист, доживший до второй немецкой катастрофы, смог увидеть собственные картины на выставке «Дегенеративное искусство».
Предчувствия их не обманули…Та катастрофа, которую в своих работах предсказывали художники-экспрессионисты, взорвалась войной, эпидемиями, бедностью. И каждый из экспрессионистов очутился

Слайд 16Предчувствия их не обманули…
Джеймс Энсор. Автопортрет с масками, 1899
Эвард Мунк. Красный

плющ, 1900
Предчувствия их не обманули…Джеймс Энсор. Автопортрет с масками, 1899Эвард Мунк. Красный плющ, 1900

Слайд 17Предчувствия их не обманули…
Э.Л. Кирхнер. Уличная сцена в Берлине, 1914
Эвард Мунк.

У смертного одра, 1895
Предчувствия их не обманули…Э.Л. Кирхнер. Уличная сцена в Берлине, 1914Эвард Мунк. У смертного одра, 1895

Слайд 18Художники, работавшие в экспрессионистском стиле
Эдвард Мунк
Джеймс Энсор
Эмиль Нольде
Эрнст Людвиг Кирхнер
Оскар Кокошка
Эгон

Шиле
Алексей Явленский
Марианна Веревкина
Василий Кандинский

Франц Марк
Август Маке
Габриэль Мюнтер
Макс Пехштейн
Отто Дикс
Эрих Хеккель
Карл Шмидт-Ротлуф
Фриц Блейль
Ловис Коринт

Художники, работавшие в экспрессионистском стилеЭдвард МункДжеймс ЭнсорЭмиль НольдеЭрнст Людвиг КирхнерОскар КокошкаЭгон ШилеАлексей ЯвленскийМарианна ВеревкинаВасилий КандинскийФранц МаркАвгуст МакеГабриэль

Слайд 19«Крик» Эдварда Мунка - возможная отметка начала экспрессионистского движения: первобытный, инстинктивный страх,

мистическое предчувствие неотвратимого, природа как стихия, природа, которая больше не приносит успокоения и душевного отдыха.

ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ

Эдвард Мунк. Крик, 1893

«Крик» Эдварда Мунка - возможная отметка начала экспрессионистского движения: первобытный, инстинктивный страх, мистическое предчувствие неотвратимого, природа как стихия, природа, которая больше

Слайд 20Картина «Семья» написана Шиле незадолго до смерти - это автопортрет с женой Эдит и с их

ребенком, который так и не успеет родиться.
Странный и страшный семейный портрет: печаль, обреченное смирение, предчувствие и принятие грядущего.
Нагота у Шиле выражает незащищенность.

ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ

Эгон Шиле. Семья, 1918

Картина «Семья» написана Шиле незадолго до смерти - это автопортрет с женой Эдит и с их ребенком, который так и не успеет родиться. Странный и

Слайд 21Кирхнер ушел на войну добровольцем и вернулся уже год спустя.
Кровавая культя, напоминающая срез

окорока в мясном магазине, — это символ бессилия.
Безрукий художник — это не только физиология (у Кирхнера парализовало руки от нервного срыва), это еще и невозможность высказаться.

ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме, 1915

Кирхнер ушел на войну добровольцем и вернулся уже год спустя. Кровавая культя, напоминающая срез окорока в мясном магазине, — это символ бессилия.

Слайд 22Любовь в системе ценностей экспрессионизма не приносит счастья — лишь только недолговременные призрачные надежды.


Влюбленные на картине О. Кокошки не борются с бурей, не побеждают ее силой любви, а замирают в объятиях среди непредотвратимой стихии, надвигающегося хаоса.

ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ

Оскар Кокошка. Невеста ветра, 1914

Любовь в системе ценностей экспрессионизма не приносит счастья — лишь только недолговременные призрачные надежды. Влюбленные на картине О. Кокошки не борются с бурей, не побеждают ее силой любви,

Слайд 23Христианские мотивы у экспрессионистов — способ говорить о страдании и боли раздраженно, максимально громко, способ приблизиться к архаическому,

средневековому переживанию мирозданья и возможность использовать примитивную живопись. 
«Распятие Христа» Э. Нольде напоминает алтарную картину из крестьянской церкви.

ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ

Эмиль Нольде. Распятие Христа, 1912

Христианские мотивы у экспрессионистов — способ говорить о страдании и боли раздраженно, максимально громко, способ приблизиться к архаическому, средневековому переживанию мирозданья и возможность использовать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть