Слайд 2 Св. Иоанн укоряет Ирода (Мк., 6:17—20). Иоанн укоряет Ирода за
его женитьбу на ИродиаДе, жене его брата Филиппа. Тетрарх и его жена изображены на троне. Дочь Ирода Саломея стоит рядом с матерью. Иоанн увещевает Ирода: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Последствием этого было то, что жена Ирода уговорила мужа заточить Иоанна в темницу. 7. Пир Ирода; танец Саломеи (Мк-, 6:21—28). Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание. Иродиада, чтобы отомстить Крестителю, подговорила свою дочь попросить, чтобы на блюде ей принесли его голову. «Царь опечалился», но исполнил обещанное. В средневековом искусстве Саломея может изображаться выполняющей акробатическую стойку на руках. Позже художники изображают ее танцующей, обычно полуобнаженной, хотя на самом деле она танцевала совершенно обнаженной. Часто изображаются музыканты, играющие на флейте и тамбурине. Саломея также изображается стоящей на коленях перед Иро- диадой, получая ее фатальные указания; или она танцует, держа над своей головой блюдо с головой Крестителя. Сцена пира иногда объединяется со следующей — обезглавливанием Иоанна.
Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя. В тюремном саду Иоанн стоит на коленях перед палачом, в руке у которого меч. Его руки связаны за спиной, его глаза могут быть завязаны. На происходящее могут взирать Ирод и Иро- диада. Или же палач преподносит отсеченную голову Саломее, которая подставляет поднос. 9. Саломея преподносит голову Иоанна Крестителя Иродиаде. Саломея вновь в зале, где происходит пир, она, отведя взгляд, предлагает блюдо Ироду и Иродиаде, которые в свою очередь могут закрывать глаза от ужаса. Другой вариант: Ирод проты' кает голову или язык ножом или вилкой. Голова сама по себе на большом плоском блюде — частый сюжет во все периоды, начиная с конца средневековья. Этому образу поклонялись, как символу святого, и считалось, что он обладает целительной силой. Многие церкви утверждали, что голова Крестителя, как святая реликвия, хранится именно у них.
Слайд 3Монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет
изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью («царицы Саломеи»).
Слайд 5Пир Ирода (средневековая фреска)
Слайд 6Саломея.
Фонтан Маджоре
в Перудже
Слайд 7Джотто, Пир у царя Ирода, 1320
Слайд 8Донателло Бронзовый рельеф «Пир Ирода» (ок. 1423-1427) Рельеф купели в баптистерии
сиенского собора Позолоченная бронза 60 х 60 см
Слайд 9Мазолино да Паникале
«Пир у царя Ирода»
1435
фреска
Баптистерий, в Коллегиате Кастильоне Олоны
(Castiglione Olona) Южная стена
Слайд 10Рогир ван дер Вейден, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1446—1453
Алтарь святого Иоанна
Крестителя (The Altar of St. John)_ок.1445 Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Слайд 11Джованни ди Паоло Ироду приносят Голову Иоанна Крестителя, 1454
Эта картина является
частью группы: баптисты Пределла
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Слайд 12Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479
музей Мемлинга в синт-Ян, Брюгге.
масло
на дубовой панели, 173.6 х 173.7 см, Центральная, 176 х 78.9 см каждое крыло
Слайд 13Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1477-1480, деталь алтаря, серебро, Флоренция
Слайд 14Саломея с головой Иоанна Крестителя Пределла алтаря Св. Варнавы
Сандро Боттичелли
Ок. 1488-1490.
Темпера, дерево. Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 15Альбрехт Дюрер, Обезглавливание Св. Иоанна, 1510
Стиль: Северное Возрождение
Жанр: религиозная живопись
Медиа: ксилография
Локация:
Британский музей
Слайд 16Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
Национальная галерея. Лондон
Дерево, масло 54.9 x
44.5 см.
Слайд 17Тициан
Саломея с головой Иоанна Крестителя. (1515)
Холст, масло, 90 x 72 см.
Галерея
Дориа-Памфили. Рим
Слайд 18Ханс Бальдунг
Усекновение Главы Святого Доротея
Оригинальное Название: Enthauptung-дер-ХЛ. Доротея
Дата: 1516
Стиль: Северное Возрождение
Жанр:
религиозная живопись
СМИ: дерево, темпера
Размеры: 61 х 78 см
Слайд 19ГАНС БАЛЬДУНГ GRIEN
Голова Святого Иоанна Крестителя, 1516
Черный мел на двух Соединенных
листах бумага верже
13 1/4 × 11 3/4 дюйма
33.7 × 29.8 см
Национальная Галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Слайд 20Чезаре да Сесто
1516-1518_Саломея (Salome)
масло, холст
136 х 79_д.,м._Вена, музей Истории искусств
Слайд 21Бернардино Луини, Иродиада, 1527—1531
Дерево темпера, галерея Уффиццы Флоренция
Слайд 22Лукас Кранах Старший
Саломея
Дата: c.1530; Germany *
Стиль: Северное Возрождение
Жанр: религиозная живопись
Медиа: масло,
дерево
Размеры: 58 x 87 см
Локация: Музей изобразительных искусств
Слайд 23Саломея С Головой Иоанна Крестителя
Караваджо
Дата: 1609
Стиль: Барокко
Жанр: религиозная живопись
Медиа: масло, холст
Размеры:
140 x 116 см
Локация: Королевский дворец в Мадриде
Слайд 24Маттиа Претти
Саломия с головой Святого Иоанна Крестителя.
Слайд 25Леонарт Бремер.
Саломея получает голову Иоанна Крестителя1630-е., Ним, Музей изящных искусств
Слайд 26Автор
Питер Пауль Рубенс
ГодПервая половина XVII века, 1633 г
МатериалХолст, масло
Размер208x269
МузейНациональная галерея Шотландии
ГородЭдинбург
Слайд 27Маттеус Мериан Старший, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1625—1630
В период с 1625 по
1630е гг. вышло первое издание иллюстрированной Мерианом Библии в переводе Мартина Лютера, в типографии Lazarus Zetzner в Страсбурге, гравюры оттиском с меди были лично созданы Мерианом
Слайд 28"Пир Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя" 1639 г.
Бартоломея Стробеля Младшего
огромнейшее, длиной 9,5 м полотно с массой исторических лиц времён Тридцатилетней войны. Хранится в Прадо.
Слайд 29Гвидо Рени . «Саломея с головой святого Иоанна Крестителя»
1639-1640
Холст, масло
Институт искусств,
Чикаго
Слайд 30The Beheading Of John The Baptist
Рембрандт
Дата: 1640
Стиль: Барокко
Жанр: религиозная живопись
Размеры: 18
x 21 см
Слайд 31Георг Швайггер, Саломея приносит Ироду голову Иоанна Крестителя, ок.1648
Собрание Скульптуры (Инв.
833, erworben 1835, Коллекция Наглер), Боде-музей в Берлине.
Слайд 32Джованни Баттиста Тьеполо
Усекновение главы Иоанна Крестителя
1732 г.
масло, холст
33х43
Национальный музей Швеции, Стокгольм
Слайд 33Гюстав Доре,
Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865
Стиль: Романтизм
Серия:
Библия
Жанр: религиозная живопись
Слайд 34Пюви де Шаванн, Пьер Сесиль (1824–1898)
Обезглавливание Иоанна Крестителя
около 1869
масло, холст
240 см.
х 316 см.
Национальная галерея, Лондон
Слайд 35Анри́ Леопо́льд Леви́ (фр. Henri-Léopold Lévy; 23 сентября 1840 года, Нанси
— 29 декабря 1904 года, Париж) — французский исторический живописец.
Голова Иоанна для Иродиады
~1870
Слайд 36Василий Суриков
Саломея Приносит Голову Иоанна Крестителя Своей Матери Иродиаде
Дата: 1872; Saint
Petersburg, Russian Federation *
Стиль: Реализм
Жанр: религиозная живопись
Медиа: масло, холст
Размеры: 71 x 89 см
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Слайд 37Гюстав Моро
Саломея, танцующая перед Иродом
1874-1876.
Холст, масло.
144 х 103,5 см
Музей
Арманда Хаммера, США
Слайд 38Обри Бёрдслей, иллюстрации к драме Уайльда «Саломея», 1893
Слайд 39Саломея, целующая отрубленную голову Иоанна Крестителя. Люсьен-Леви Дюрме, 1896 г.
Слайд 40Ловис Коринт, Саломея, 1900
Саломея
Ловис Коринт
Дата: 1900
Стиль: Академизм, Импрессионизм
Жанр: религиозная живопись
127 х
147_х.,
Лейпциг, Музей изобразительного искусства
Слайд 41Леон Бакст - Танец семи покрывал (1908)
Эскиз костюма Саломеи к драме
Уайльда
танец с семью покрывалами поставлен известным балетмейстером Михаилом Фокиным для Иды Рубинштей.
В 1909 году перекочевал в балет "Египетские ночи", как и сам костюм Саломеи, который известный театральный художник Леон Бакст (1866-1924) нарисовал тоже специально для Иды Рубинштейн.
Слайд 42М.В. Веревкина. Саломея. Ок. 1930 г. Галерея Матащи, Тенеро, Швейцария
Слайд 43Джоанна Чробак (польский, 1968 год рождения) Саломея. 2007 г.
Слайд 44Bill (Boleslav Felix Robert) Sienkiewicz (American, born 1958) Salome.
Слайд 45Gerald Brom (American, born 1965) The Servant (Слуга). 1994 г.
Слайд 46Такато Ямамото (Takato Yamamoto), родился в 1960-ом году в префектуре Акита
(Япония) - японский художник-иллюстратор
Техника, в которой выполнены его работы - литография и печать чернилами на бумаге в традиционном японском стиле.
Слайд 47Александр Шварц Танцующая Саломея
Слайд 48 Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Émile Frédéric Massenet), родился 12 мая
1842-го года в Монто, близ Сент-Этьена (Франция) - французский композитор, получивший известность благодаря своим операм: "Вертер", "Таис", "Манон", "Ариадна", "Клеопатра" и другим. Среди них и опера "Иродиада" на сюжет библейского мифа о Саломее и её матери Иродиаде.
Умер композитор 13 августа 1912-го года в Париже.
Музыка оперы "Иродиада" - лирическая и изысканная. Идея сюжета была подсказана Массне известнейшим романистом Гюставом Флобером (1821-1880). Флобер в 1877-ом году написал и опубликовал в журнале повесть "Иродиада". Сюжет повести был выдержан вполне в библейском ключе. Либретто же оперы Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Гюстава Флобера.
Сюжет либретто решен в традициях французской лирической оперы: Саломея превратилась в обыкновенную влюбленную женщину, Ирод совсем не злодей, а обычный неудачливый влюблённый. Да и сама Иродиада в опере отошла на второй план, уступив место Саломее - подлинной героине оперы.
Слайд 49Музыкальных воплощений библейской истории о Саломеи в музыке 20 века было
несколько.
Литературные основы у балета Флорана Шмитта (1907) и оперы Рихарда Штрауса (1903-06) разные, хотя сочинены они были почти в одно и то же время. Штраус сочинил свою «Саломею» по мотивам стихотворной драмы О.Уальда, написанной на французском языке и имевшей в свое время скандальный успех.
Шмитт опирался на поэму французского поэта Р.Умьера, хотя сюжет недалёк от ветхозавтного - танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание; будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.
Следуя за указаниями поэтического текста, композитор создал блестящий музыкальный комментарий к библейскому эпизоду,усиливающий его драматическую атмосферу. В танцах балета воплощается характер главной героини - беспечной и кокетливой (Танец Жемчугов), гордой и надменной (Танец Павлина), чувственной и злой (Танец Змей), холодной и жестокой (Танец Стали), похотливой и порочной (Танец Серебра), напуганной и в бреду (Танец Страха).
Балет «Трагедия Саломеи», рекомендованный Дягилеву Стравинским - близким другом Флорана Шмитта, был поставлен в «Русских сезонах» 1913 г. Помимо типично французского в музыке звучат и русские, точнее восточные ноты. Ф.Шмитт как и Равель, был "апашем" и очень любил и Римского-Корсакова и Балакирева и Бородина.
Здесь представлена полная версия балета - при постановках или исполнениях в концерте её обычно сокращаеют почти наполовину
Слайд 50«Саломея» опера Рихарда Штрауса (1903-06)
по мотивам стихотворной драмы О.Уальда
постановка Шона Каррана
и Джеймса Робинсона, 2009 г.
Слайд 51Фильм "Саломея"
Оригинальное название - Salomé (2013)
Страна - США
Жанр - драма
Производство
- Salome Productions
Режиссер - Аль Пачино
В ролях - Аль Пачино, Джессика Честейн, Ральф Гуццо, Роксанна Харт, Кевин Андерсон, Филлип Риз, Стив Роман, Джо Розето, Джек Стелин...
Сюжет фильма "Саломея":
Библейская история Саломеи, девушки, которая согласилась исполнить «танец семи покрывал» в обмен на голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде.