Слайд 1Барокко
Урок МХК 11 класс
Автор учитель истории и обществознания МОУ «СОШ
№ 20» г.Ухты РК
СТРАХОВА Нина Павлиновна
Слайд 2Барокко – европейский стиль XVIII века
Слайд 3Этот стиль связан с именем императрицы Елизаветы Петровны, его называют «елизаветинским
барокко».
Слайд 4А так же с именем лучшего архитектора России- Франческо Барталамео Растрелли,
чьи творения восхищают потомков.
Слайд 8Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора
и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.
Слайд 9Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт,
согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет.
Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.
Слайд 10Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец,
выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина. В 1721 - 1727 гг.
Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.
Слайд 11Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна
стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли – старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово.
Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал.
Слайд 12Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо
Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.
В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети – погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 - 1738 гг.
Растрелли много строит для Бирона в его резиденциях, перемены во власти не слишком влияют на его карьеру. В 1738 году он становится обер-архитектором , ему положено жалование в 1200 рублей в год, служебная квартира в бывшем Зимнем дворце.
Слайд 13Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий
приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.
Слайд 14Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Но Франческо Растрелли не отчаивался, он видел пристрастие
новой императрицы и ее двора к изысканности и роскоши и понимал, что никто, кроме него, соответствовать запросам императорского двора не сможет. Так и вышло: вскоре императрица уже поручает архитектору закончить строительство Летнего дворца, начатого им для Анны Леопольдовны, затем, в 1744 году, - еще одно строительство нужно доводить до конца. На этот раз речь идет о начатом Земцовым Аничковом дворце, продолженном после него не угодившем вкусу императрицы Дмитриевым.
В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством
Слайд 15Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Архитектор выполняет огромнейший объём работ, но Елизавета не
спешит возвращать ему звание обер-архитектора, да и жалование остается прежним. Растрелли решается на хитрость, - объявляет о своём отъезде из России, и только после этого он возвращает себе желанное звание и теперь уже 1500 рублей жалования в год.
Слайд 16В последующие годы им создаются такие шедевры
дворец Воронцова (1749 - 1752
гг.),
Строгановский дворец (1753 - 1754 гг.),
Екатериненский дворец перестройка (1752 - 1757 гг.),
павильон «Эрмитаж» (1748 - 1752 гг.),
грот (1755 - 1762 гг.) в Царском селе (г. Пушкин),
дворец в Ропше.
Самые известные работы Растрелли тех лет, - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 1757 гг.) и
Зимний дворец (1754 - 1762 гг.) с его знаменитой Иорданской лестницей.
Слайд 18Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского
барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше.
Слайд 19Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора
на год в отпуск для лечения в Италию.
Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего.
24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона.
В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве.
Увы, ни точная дата смерти, ни место упокоения великого зодчего не известны.
Слайд 22Екатериненский дворец. Бальная зала.
Слайд 25Творения великого зодчего пережили многое, в том числе и разрушения Великой
Отечественной войны.
Слайд 34Проверочный тест
1. Периодизация эпохи барокко:
а) 14-16 в.
б) 15-16 в.
в) 17 в.
(конец 16-середина 18 в).
Слайд 352. Выбрать барочные элементы:
а) пилястры
б) колонны
в) овальные окна
г) треугольные фронтоны
д) диагональная
волюта
е) неправильные фронтоны
Слайд 36Проверь себя
3. . Причины возникновения русского барокко?
а) очередная закономерная смена стилей
б)
для противостояния реформации
в) для утверждения могущества католической церкви
г) барокко воспевает главное творение Бога – человека
Слайд 37Проверь себя
4. Страна- родина барокко:
а) Франция
б) Италия
в) Голландия
г) Германия
Слайд 38Проверь себя
5. Особенности барокко (убрать лишнее):
а) театральность
б) бутафорность
в) тяжеловесность
г) строгая геометричность
линий
д) церковный стиль
е) возврат к античности
Слайд 39Проверь себя
6. Почему московское барокко называют «нарышкинским»:
а) многие здания в Москве
и Подмосковье строились по заказам бояр
Нарышкиных.
б) Нарышкин- это архитектор
Слайд 40Проверь себя
7. Что барокко роднит с ренессансом:
а) ничего не роднит
б) эти
оба стиля используют элементы классического ордера в архитектуре
в) общее мировоззрение
г) обращение к античным и библейским сюжетам
Слайд 41Проверь себя
8. Почему барокко господствует только в Европе?
9. Какой город России
можно назвать энциклопедией Русского барокко
а) Москва
б) Санкт – Петербург
Слайд 4210.Опишите архитектурный памятник по памятке.
Слайд 44Домашнее задание
1.Творческая биография Лоренцо Бернини.
2.Особенности скульптуры барокко.