Слайд 1XX век. Авангардизм в изобразительном искусстве.
Урок МХК в 9 классе
Из цикла
«Изобразительное искусство»
Слайд 2Avant-garde (передний край, передовой отдел)
Разнообразие направлений – характерная черта искусства XX
века.
Авангард начала XX века восставал против традиционных форм, но был родственен классике тем, что также стремился творчески воплотить черты материального или духовного мира, - недаром в последнее время его наследие признаётся равноправной частью мирового искусства.
Слайд 3Анри Матисс (1869-1954)
Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
Живописец окончательно отказался от смешения цветов, светотени и мелких деталей. Выразительное средство в его картинах – точно отработанная линия. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом.
Матисса называли главой «фовистов» (первое худ. течение, кот. обогатило культуру XX века, производное от слова «дикие»). Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, кот. передавал бы самую сущность формы, её «знак».
Слайд 4«Небесная лазурь, розовая свежесть тел и зелень холма»
Слайд 5«Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности»,
- сказал однажды Матисс.
Слайд 6О живописи Матисса говорят, что она музыкальна, его рисунки пером просты
и изысканны
Слайд 8Течение в искусстве начала XX века (Германия, Австрия)
Творчество группы художников, работавших
в Германии перед Первой мировой войной.
Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Художники отреклись от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились средствами живописи выразить тревогу, дискомфорт.
Слайд 9Кубизм
Смелые эксперименты с предметами, их формой. Художники предпочитали жёлтый, серый
или коричневатый цвета. Коллаж из различных сочетаний бытовых предметов, кухонной утвари, музыкальных инструментов, человеческих лиц, домов, деревьев.
Слайд 11Пабло Пикассо (1881-1973)
История искусства знает не так уж много мастеров, которые
при жизни были признаны классиками.
Испанский художник, первые уроки живописи получил от отца, учителя рисования. Учился в Королевской академии художеств. Но подлинной школой для него стала художественная жизнь Парижа, где рождалось новое искусство.
Испания и Франция с равным правом называют Пикассо «своим» мастером. Сам же он стал для современников воплощением понятия «художник XX века».
Слайд 12 «Голубой период» творчества – картины с обилием голубого цвета(линия –
главное средство выразительности)
«Розовый период» - персонажи (бродячие артисты, циркачи).
Слайд 13Творил в стиле кубизма, дробя изображение в мозаичный узор.
Слайд 14Полотно «Герника» - громадных размеров (8м в длину, 3,5 м в
высоту) – пронизано насилием, источает ужас и боль.
Слайд 15Неопластицизм (линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и жёлтым)
Слайд 17Главная идея дадаизма – последовательное разрушение какой бы то ни было
эстетики
Слайд 19Сальвадор Дали (1904-1989)
Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое
количество мифов, как о Дали. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист – действительно занимает уникальное место в художественной культуре 20 века.
В течение жизни написал великое множество картин, каждая из которых становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. Много путешествовал, всюду устраивались его выставки, ошеломляющий успех сопутствовал ему на протяжении всей жизни.
Слайд 24Поп-арт (популярное, общедоступное искусство)
Слайд 25Основные мотивы поп-арта – комиксы, яркая коммерческая реклама. В экспозициях мог
быть выставлен любой знакомый зрителю предмет: мусорное ведро, недоеденный бутерброд, чучело курицы.
Слайд 26Абстракционизм в России.
Марк Шагал (1887-1985)