Слайд 2 Более двенадцати столетий насчитывает история Древнего Рима.
( с
VIII в. до н.э. по V в. н. э.)
История Древнего Рима оставила человечеству
богатое культурное и художественное наследие:
грандиозные архитектурные ансамбли,
новые типы инженерных сооружений,
реалистические скульптурные портреты,
замечательные фрески, мозаики,
произведения декоративно-прикладного искусства,
поэтические творения, сатиры…
Слайд 3После захвата в 146г до н.э. римлянами Греции, греки взялись за
оружие. Они мужественно сражались за свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими: уцелевших жителей продали в рабство, произведения эллинского искусства вывезли в Рим. Покоренная римлянами Греция в I в. до н.э. произвела колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный, гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. В Древнем Риме существовало изречение: “Пленённая Греция пленила своих врагов».
Слайд 4эпоха Римской республики
(конец VI – первая половина I в. до
н. э.)
эпоха Римской империи
(вторая половина I в. до н. э. - IV в. н.э.)
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают два основных периода:
Слайд 5Культура этрусков
Блистательной эпохе Древнего Рима предшествовала самобытная культура этрусков (VII –
IV вв. до н. э.) – древних племён, населявших северо-западные земли Апеннинского полуострова (современная Тоскана).
У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты, в совершенстве овладели техникой бронзового литья и ювелирного искусства.
Слайд 6
На основе греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящего на
подиуме (высоком пьедестале, подножии), с глубоким передним портиком. В подобных храмах появился так называемый тосканский ордер, представлявший собой разновидность дорического. В отличие от древнегреческих прототипов, он более массивен, имеет базу, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.
Тосканский ордер
Слайд 7Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы, общественные
учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили архитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огромный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.
Архитектурные достижения Древнего Рима
Слайд 8Эпоха Римской республики
(конец VI – первая половина I в. до
н.э.)
В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики ц храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних римлян протекала не в домах - инсулах, а на улицах и площадях городов.
Слайд 9С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни
города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства... На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
«Все дороги ведут в Рим»…
Слайд 10Планировка главной площади Форума и размещение примыкавших зданий ассиметричны. В течение
нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений.
В эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Марком Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление.
Слайд 11Идеальная реконструкция Римского форума.
Слайд 12В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.
Слайд 13Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна, воздвигнутая
по приказу императора на месте холма такой же высоты и водруженная на кубический постамент.
Слайд 14Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна
против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина ленты рельефов достигает 200 м.
Слайд 15Со временем Форум был полностью заброшен, часть строительного материала обрушившихся зданий
использовалась жителями для возведения домов, а большинство строений было уничтожено навсегда. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан забвению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный комплекс, остающийся молчаливым свидетелем великолепия Вечного города Рима.
Слайд 16Храм Фортуны Вирилис
на Бычьем форуме.
Храм Богини Весты
на Бычьем форуме.
Из памятников архитектуры республиканского периода
почти ничего не сохранилось. В дошедших до нас сооружениях того времени нашли отражение традиции греческой (ионический и коринфский ордеры) и этрусской архитектуры - просторный портик и высокий цоколь.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=E5onhUNNgFE
Слайд 17https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=E5onhUNNgFE
Слайд 18Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. В особую
группу можно выделить инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги.
Слайд 19Вызывает восхищение строительство дорог, служивших средством сообщения и объединения людей, живущих
на огромных пространствах Римской империи. В то же время дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний.
Слайд 20Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для
прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.
Слайд 21Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки
водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем.
Пон – дю – Гар (Франция) Римский виадук
через реку Гар с акведуком в верхнем ярусе
Слайд 22Эпоха Римской империи
(вторая половина I в. до н.э. – IV
в. н. э.)
Отличительные черты:
- монументальность,
- распространение сводчатых конструкций,
- облицовка стен кирпичом и мрамором,
- использование бетона.
Слайд 23«Хлеба и зрелищ»…
Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют
зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, возведённый по приказу императора Веспасиана на дне искусственного водоема. Сооружение должно было носить имя новой императорской династии: Амфитеатр Флавиев.
Это огромное сооружение вместимостью около 50 000 зрителей предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3 000 пар гладиаторов одновременно.
Слайд 24Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков.
Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие.
Слайд 26Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения. Следующий
ярус предназначался для всадников, затем для римских граждан. Четвертый ярус предназначался для вольноотпущенников. Этого разделения по социальным признакам никогда не было в римском театре.
Слайд 28https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=rI_vu41AXbg
Слайд 29Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме — «храм
всех богов», строительство которого завершилось в 125 г. Неоднократно реконструировавшийся, он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м.
Слайд 30До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность пропорций храма. Диаметр
здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством.
Слайд 31Внутреннее убранство украшено сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами.
Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими квадратными углублениями.
Слайд 32Переступая порог храма, посетитель ждет торжественного полумрака, но его внутренний облик
поражает светом, наполняющим все внутреннее пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.
Слайд 33Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в
честь побед римлян в военных походах. Над аркой обычно помещали колесницу, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.
Триумфальная арка императора Тита
Слайд 34Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных
бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, в Риме их насчитывалось великое множество: 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.