Презентация, доклад по МХК на тему: Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского Востока. Работа ученицы 10 класса гимназии №405 Анастасии Агалаковой

Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского Востока

Слайд 1Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского Востока
Презентация ученицы 10 б класса

гимназии №405
Агалаковой Анастасии

Санкт-Петербург, 2015

Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского ВостокаПрезентация ученицы 10 б класса гимназии №405Агалаковой АнастасииСанкт-Петербург, 2015

Слайд 2Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского Востока

Арабески и каллиграфия в культуре мусульманского Востока

Слайд 3Средневековому искусству арабов свойственна ярко выраженная декоративность. Она является основой образного

строя живописи и породила замечательное искусство узора. Арабам принадлежит первенство в создании арабески – нового типа узора, состоящего из пересечения и переплетения стилизованных растительных мотивов и различных геометрических фигур.
Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque – "арабский") – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

Арабески

Средневековому искусству арабов свойственна ярко выраженная декоративность. Она является основой образного строя живописи и породила замечательное искусство

Слайд 4Арабески состояли из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического

и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: "куфическим", прямоугольными буквами арабского письма и "насх" (скорописным почерком).
Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.

Арабески

Арабески состояли из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями,

Слайд 5Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора.

Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения.

Арабески

Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение

Слайд 6Каллиграфия – искусство художественного письма, один из главных видов художественного творчества

в мире ислама. Развитие каллиграфии и искусства абстрактного растительного и геометрического орнамента тесно связано со строгим монотеизмом ислама.
В Коране отсутствует прямой запрет на изображения живой природы и человека, но в Сунне имеются рассказы о том, что Мухаммад требовал уничтожить изображения, считая их идолами.
И все же запрет на изображения не был абсолютным. Степень нетерпимого отношения к живописи и, особенно, к скульптуре в разных областях мусульманского мира и в различные исторические периоды была не одинакова.


Бахрам Гур убивает дракона Фирдоуси, "Шахнаме" 1371г.
Стамбул, Топкапы-сарай.

Каллиграфия

Каллиграфия – искусство художественного письма, один из главных видов художественного творчества в мире ислама. Развитие каллиграфии и

Слайд 7Очень немногие цивилизации смогли поднять искусство каллиграфии на ту высоту, которой

достигли мусульмане. Писцы были уважаемыми людьми, их труд высоко ценился. Тростниковые перья (калам), ниточки для их чистки, чернила хранили в специальных шкатулочках – пеналах (каламданах).
В странах ислама, прежде всего в Иране, создаются многочисленные почерки, отличающиеся друг от друга начертанием букв: их величиной и формой, наклоном и толщиной линий. Общепринято считать основными почерками шесть, их называют аль-аклам ас-ситта – «шесть перьев».

Каллиграфия

Адам и Ева.
Миниатюра. «Манафи аль Хайаван» Ибн Бахтишу. Марага, 1294 – 1299 гг.
Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк.

Очень немногие цивилизации смогли поднять искусство каллиграфии на ту высоту, которой достигли мусульмане. Писцы были уважаемыми людьми,

Слайд 8

Почерк, называющийся куфическим («куфи») по имени основанного арабами в Ираке города

Куфа – это монументальное письмо прямыми линиями, загибающимися под углом, с подчеркнутыми вертикальными стволами букв и строгими горизонталями, часто встречается в наружном декоре мечетей, особенно на барабанах куполов. Куфический почерк нес в себе монументальную строгость и давал возможность дополнительного украшения. Концы букв каллиграфы стали часто превращать в растительные узоры и даже в человеческие фигурки.

Каллиграфия

Переписчики Корана чаще всего использовали почерк мухаккак.


Для типографской печати Коранов в XIX в. был выбран почерк насх.

Почерк, называющийся куфическим («куфи») по имени основанного арабами в Ираке города Куфа – это монументальное письмо прямыми

Слайд 9Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочнению власти халифа,

расширилась каста писцов (куттаб), каллиграфов – секретарей и администраторов.
Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию.

Страница из Синего Корана – тунисской куфической рукописи, созданной в IX-X вв.

Каллиграфия

Сакральный куфи отошел в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов», Ибн лы, Мук, Ибн ал-Бавваба и Йакута ал-Муста'сими.

Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочнению власти халифа, расширилась каста писцов (куттаб), каллиграфов –

Слайд 10В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство

передачи текста, и просто для украшения.
Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаханских мечетей, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы.

Каллиграфия

В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения.

Слайд 11Источники
Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый

уровень: учебник/ Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2014.
http://informsky.ru/arab-iskusstvo-1.html
http://bibliotekar.ru/culturologia/31.htm
http://waking-up.org/iskusstvo/iskusstvo-musulmanskogo-vostoka-prodolzhenie/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

ИсточникиМировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учебник/ Г. И. Данилова. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть