Слайд 1Античные и библейские сюжеты
в творчестве Рубенса
Работа
Виталия Юшина, 11 "Б"
гимназии № 405
Преподаватель:
Н. В. Дудкина
Санкт-Петербург, 2011
Слайд 2Создатель нового стиля живописи
Далеко не все великие художники заслуживают чести
называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс – исключение. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко.
Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией.
Слайд 4Три грации
Грации – римское, теперь общеупотребительное название греческих богинь харит, с
именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Храмы граций находились почти во всех значительных городах. В честь их устраивались и праздники, состязались певцы и поэты. В Риме грации никогда не были предметом религиозного культа; только вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты. Их считали бессмертными, но не обладающими рангом богов.
Картина Рубенса "Три грации" написана в 1639 году, маслом по дереву и является всемирно известным шедевром живописи. Картина хранится в Мадриде (Испания), в музее Прадо.
Слайд 5Похищение Ганимеда
Ганимед – в греческой мифологии юноша, сын троянского царя Троса
и нимфы Каллирои.
Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богиней зари Эос и стал её возлюбленным.
Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.
Слайд 6Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был перенесён орлом Зевса на Олимп
(либо Зевс сам превратился в орла),
Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на горе Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.
Ему была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.
По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолея.
Слайд 7Союз
Земли и Воды
Картина ранее находилась в коллекции князя Киджи в
Риме; между 1798 – 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа.
Слайд 8Рубенс написал эту картину по возвращению на родину из Италии.
В
этом произведении фламандского живописца чувствуется сильное влияние, которое итальянские художники, в частности, Тициан и Аннибале Караччи, оказали на Рубенса.
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Собственно, в греческой мифологии богиня фригийского происхождения Кибела является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала.
Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии.
Слайд 9Вирсавия
у фонтана
Тема картины взята из Библии, где рассказывается о царе
Давиде, влюбленном в жену своего военачальника Урии. В картине несколько действующих лиц, каждый из которых на свой лад выражает восторженное отношение к красавице Вирсавии.
Слайд 10Это и негритенок, принесший любовное письмо царя, и служанка, расчесывающая дивные
золотистые волосы, и Давид, свешивающийся с балкона дворца, чтобы лицезреть купающуюся Вирсавию, и даже собачка, заботливо ее охраняющая. Но не меньшим участником сцены становится сам художник, любующийся прекрасной женской наготой.
«Свое любование Вирсавией Рубенс раскрывает в острочувственных сопоставлениях цветов, форм и поверхностей: нежной, теплой ноги и холодного твердого камня, пушистой черной шубки и гладкой светлой кожи, горение алых лент в волосах и румянца на щеках, льющихся струй воды фонтана и скользящих меж пухлых пальцев хрупких зерен жемчужного ожерелья.
Декоративность цветовой аранжировки слабеет перед силой выраженного яркого эмоционального состояния – проснувшаяся жажда любви, надежды на счастье озарившей улыбкой лицо Вирсавии. С языческой щедростью художник утверждает человеческое право на чувственные радости бытия» .
Слайд 11Источники и литература
Большая Советская Энциклопедия, том 37
http://rybens.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C