Слайд 1Древняя Америка.
Храмовая архитектура индейцев Месамерики.
Слайд 2Искусство Древней Америки характеризуется в целом как этнографическое. При этом формы
и общая направленность были настолько специфическими, что оно не могло оказать серьёзного влияния на европейскую культуру. Однако красочная орнаментальность изобразительного искусства в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце 16 века. В начале 20 века она послужила могучим импульсом к зарождению яркого, самобытного явления, как мурализм (монументальная живопись на стенах общественных зданий). В 1920 – 1930-е годы культура Месамерики стала одной из главных составляющих стиля Ар Деко, её влияние прослеживается в декоративном оформлении зданий и интерьеров в США и большинстве европейских стран.
Слайд 3Диего Ривера
«Карнавальная мексиканская жизнь»
Хосе Клемента Ороско
«Американская цивилизация»
Давид Сикейрос
Слайд 4Проектная деятельность
Проследите влияние древних образов на современную жизнь. Как проявляется эстетика
египетской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах, оформлении интерьера, дизайне одежды, украшений?
Найдите предметы быта, модные аксессуары, архитектурные элементы декора, соответствующие одному из стилей.
Слайд 5Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н. э.
на территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально – Мексиканского плато и полуострова Юкатан: науа, ацтеков, майя.
Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана
(I тыс. до н. э. – VIII в.), майя (II тыс. до н. э. – XVв.), ацтеков (XIII – XVIв.).
Слайд 6Теотиуакан – «город богов»
Пирамида Солнца
Экономической основой существования теотиуаканского общества являлось орошаемое
земледелие. Орошение осуществлялось в виде строительства чинамп,
т. е. насыпных островков среди озёр и болот. Общественный строй - теократия
Слайд 8Пирамиды Луны и Солнца возводились на высоких многоступенчатых платформах. Она представляет
собой четырёхступенчатый блок, сложенный из земли и камней, с периметром основания тысяча метров. Все храмы расписаны фресками и покрыты нарядным каменным рельефом, отштукатуренным и ярко раскрашенным. Декор выполнял религиозную функцию.
Слайд 9Наиболее часто встречается бог дождя Тлалока («заставляющий расти»). Культ существует
со
2 века до н. э. По природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки.
Слайд 10Скульптурные и живописные изображения, жестко очерченные и, как правило, сделанные в
профиль, походят на плакаты, а слабо проявленный антропоморфизм придаёт им абстрактно-символическое звучание, не лишая их при этом своеобразной прелести.
Слайд 11Ометеотль – божество противоположностей (совмещает женское и мужское начало)
Бог двойственности у
науа. Автохтонный оберег народов науа.
Автохтоны (от греческого-коренной) – вид организмов, обитающих в данной местности со времени своего становления.
Слайд 12Фреска с изображением подземного рая Тлалока. В ветвях гигантского дерева толуач,
усыпанного жёлтыми и розовыми цветами и растущего прямо из головы бога влаги с глазами совы, клыками ягуара и завитками змей под носом, сидят птицы. Из их клювов торчат крючки, похожие на вопросительный знак, означающий пение. В воде плавают моллюски с ручками и ножками, намекающими на движение. Под головой бога Тлалока, множество людей, окружённых порхающими бабочками, бегают, болтают, демонстрируя счастливую жизнь.
Слайд 13Теотиуаканский тип культовых сооружений стал определяющим в архитектуре индейцев Центральной Америки.
Так же строили в середине 13 века ацтеки, основавшие город Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико. Там они увидели орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Возвеличили своего бога - покровителя Уицилопочтли до уровня бога солнца, они отождествили его с пятым Солнцем. Жизнедеятельность Солнца обеспечивалась кровью жертв и погибших в ритуальной войне воинов. Смерть порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия.
Храм Уицилопочтли. 13 в. Для совершения жертвенного ритуала.
Теночтитлан. Реконструкция.
Слайд 14«Обитель тех, кто знает дорогу к богам».
Слайд 15Змея – означает 5 день календаря. Имеет высокое религиозное значение. Соединяет
в себе качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.
Слайд 16«Восьмерица». Такие круги часто применялись в качестве знаков на барельефах.
Слайд 17Пернатый змей – главный символ Звёздного неба.
Это знаки божественного закона,
единого для неба и земли.
Слайд 18Солнце - огромный раскалённый шар, дающий жизнь.
Руины храма бога Кецалькоатле.
(Сочетание образа
птицы и змеи). Творец мира, бог мудрости.
Атланты. Прежде они поддерживали часть свода.
Слайд 19Чудовищный пёс. Сопровождает души воинов, погибших в бою.
Жрец и владыка Кецалькоатля.
Версия: он строит плот из змей и уплывает по морю в блаженный край, где пребывают боги.
Слайд 20Ритуальный нож.
Бог Кецалькоатль
Солнечный камень
Слайд 21Комплекс Паленке: дворец Правителей, храм Солнца,
храм Надписей.