Презентация, доклад по МХК Культура Древнего Египта

Содержание

РелигияПолитеизм – многобожие, язычествоБоги зооморфны, с телом человека и головой животных и птицАмон-Ра - верховный бог Египта, бог солнца и ветра.Анубис – бог погребальных обрядов покровитель мертвых (с головой шакала)Тот - бог луны, мудрости, счета и

Слайд 1Культура Древнего Египта
Все в мире боится времени,
и только время боится

пирамид.
Египетская пословица
Культура Древнего ЕгиптаВсе в мире боится времени, и только время боится пирамид.

Слайд 5Религия
Политеизм – многобожие, язычество
Боги зооморфны, с телом человека и головой животных

и птиц

Амон-Ра - верховный бог Египта, бог солнца и ветра.

Анубис – бог погребальных обрядов покровитель мертвых
(с головой шакала)

Тот - бог луны, мудрости,
счета и письма, покровитель наук (с головой ибиса)

Бастет – богиня домашнего очага, носительница солнечного света (с головой кошки)

Атон - бог Солнца. В период правления фараона Эхнатона был единственным богом египтян. Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.

РелигияПолитеизм – многобожие, язычествоБоги зооморфны, с телом человека и головой животных и птицАмон-Ра - верховный бог Египта,

Слайд 6Осирис - владыка загробного мира, судья
в царстве мертвых,
бог умирающей

и воскресающей природы
(в виде мумии в короне, обрамленной перьями)

Сет – бог пустыни, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса
( с ослиной головой)

Исида - богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности в виде красивой женщины, часто в короне с лунными рогами)

Сехмет - богиня войны и палящего солнца

Гор - бог неба и солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса ,
царь богов, покровитель живых правителей (с головой сокола)

Осирис - владыка загробного мира, судья в царстве мертвых, бог умирающей и воскресающей природы(в виде мумии в

Слайд 7Заупокойный культ
Египтяне считали, что смерть открывала человеку путь к вечной жизни

в загробном мире.
Для благополучного пребывания в царстве мертвых тело умершего мумифицировали, чтобы
оно не подвергалось тлению.

Умерший у Анубиса в царстве мертвых.

Росписи гробницы Тутанхамона

Заупокойный культЕгиптяне считали, что смерть открывала человеку путь к вечной жизни в загробном мире. Для благополучного пребывания

Слайд 8Канопа - ритуальный сосуд, (обычно алебастровый ) кувшин
с крышкой в форме человеческой

или звериной головы,
в котором древние египтяне хранили органы,
извлечённые из тел умерших при мумификации.

Крышка канопы
с головой Тутанхамона

Канопа - ритуальный сосуд, (обычно алебастровый ) кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы,

Слайд 9Ба – крылатая душа
Ка – двойник умершего, в которого могла вселиться

душа, пока изготавливали мумию умершего.

Ка из гробницы
Тутанхамона

Ба – крылатая душаКа – двойник умершего, в которого могла вселиться душа, пока изготавливали мумию умершего.Ка из

Слайд 10Говард Картер с мумией Тутанхамона
Говард Картер – знаменитый археолог и египтолог,

открывший гробницу Тутанхамона

Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был незначительным правителем и ничем не прославился. Известно, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). «Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», — сказал однажды Говард Картер

Скальная гробница Тутанхамона

Говард Картер с мумией ТутанхамонаГовард Картер – знаменитый археолог и египтолог, открывший гробницу ТутанхамонаФараон Тутанхамон, преемник Эхнатона

Слайд 11Схема расположения залов в гробницеТутанхамона

Схема расположения залов в гробницеТутанхамона

Слайд 13Сокровища гробницы
Тутанхамона

Сокровища гробницы Тутанхамона

Слайд 14урей
клафт
нехеху
хекет
Золотой саркофаг Тутанхамона (11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней)

урейклафтнехехухекетЗолотой саркофаг Тутанхамона (11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней)

Слайд 16Модель фараона Тутанхамона, созданная художниками и учеными из Франции, США и Египта на основе реконструкций

лица, сделанных с помощью компьютерного
сканирования мумии фараона
Модель фараона Тутанхамона, созданная художниками и учеными из Франции, США и Египта на основе реконструкций лица, сделанных с помощью компьютерного сканирования мумии

Слайд 17Внешний ковчег размером  около 5.8 м в длину, 3.75 м в ширину

и в высоту 2.75м., из кедрового дерева покрытый  золотым листом.
Средний ковчег размером 3.74 м в длину, 2.35 м в ширину и в высоту 2.25м. Стороны и двери ковчега изображены сценами  и композициями  из «Книги Мертвых»
Третий ковчег с размерами 3.40 м x 1.92м. x 2.15 м похож на предыдущий.
Четвертый саркофаг из цельного куска кварцита и кальцита, 2.74 м x 1.47 м x 1.47 м. Крыша из розового гранита окрашена в цвет саркофага. По углам рельефы крылатых богинь которые раскинув свои руки-крылья вдоль стены, как бы оберегали от опасностей и заключали в объятия. Они, взмахивая своими крыльями, создавали «ветер жизни», который необходим умершему, чтобы вздохнуть и воскреснуть.

Внешний ковчег размером  около 5.8 м в длину, 3.75 м в ширину и в высоту 2.75м., из кедрового

Слайд 18Пятый: внутри кварцевого саркофага находился внешний антропоидный гроб из дерева и гипса, покрытый

золотой фольгой. Длиной 2.25м, весом 110 кг.
Шестой: средний гроб более великолепен, чем первый, сделан из дерева, длиной 2.04 м, покрытый золотым листом.
Седьмой: Внутренний гроб из массивного золота толщиной 25-30 мм.  и длиной в 1.88 м. весом 110,4 кг.  Тутанхамон в образе Осириса с атрибутами царской власти. На шее воротник из дискообразных
элементов желтого, красного золота,
темно-синего фаянса, сердолика,
лазурита, бирюзы. 
Пятый: внутри кварцевого саркофага находился внешний антропоидный гроб из дерева и гипса, покрытый золотой фольгой. Длиной 2.25м, весом 110

Слайд 19Саркофаг, украшенный бирюзой  массой 110,4 кг из чистого золота
Все учёные сходятся во мнении,

что по древнеегипетским понятиям гробница Тутанхамона была скромной, даже бедной, захоронение проводилось в спешке и чуть ли не с небрежностью. Остаётся только гадать, какими же сокровищами были наделены гробницы великих фараонов, которые готовились к переходу в мир иной десятилетиями.

1 - первый гроб (дерево) ; 2 - второй гроб (дерево,
позолота) ; 3 - третий гроб
(литое золото) ; 4 - золотая маска; 5 - мумия Тутанхамона; 6 - ковчег из красного
кварцита

Саркофаг, украшенный бирюзой  массой 110,4 кг из чистого золотаВсе учёные сходятся во мнении, что по древнеегипетским понятиям гробница Тутанхамона

Слайд 20Мастаба́ (араб. скамья) - гробницы периодов Раннего и Древнего царств, имеют

форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.

Архитектура

Мастаба

Раннее царство (до н. IV тыс. до н. э.)

гробницы
храмы

Мастаба́ (араб. скамья) - гробницы периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной

Слайд 21Пирамида фараона Джосера
Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшее из сохранившихся в мире

крупных каменных зданий. Построена зодчим Имхотепом  ок. 2650 г. до н. э. Ядро гробницы сложено из известняковых блоков. Размер пирамиды 125 метров × 115 метров, а высота — 61 метр.

Древнее царство (конец IV— III тыс. до н.э.):

Создание мощного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

В 30 в. до н.э. фараон Нармер объединил Северный и Южный Египет в единое государство со столицей в Мемфисе.

Ступенчатая пирамида фараона Джосера

Пирамида фараона ДжосераСтупенчатая пирамида в Саккаре — древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. Построена зодчим Имхотепом  ок.

Слайд 22Пирамиды в Гизе
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для

фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые ещё в древности считались одним из чудес света.
Пирамиды в ГизеСовершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые ещё

Слайд 23Пирамида Хеопса (Хуфу) . Зодчий Хемиун.
Монумент высотой 146,6 м (сегодня 137,5 м

из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного камня —пирамидиона). Пирамида сложена из 2,3 млн. известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. Каждый блок весил 2 тонны.
Пирамида Хеопса (Хуфу) . Зодчий Хемиун.Монумент высотой 146,6 м (сегодня 137,5 м из-за утраты в результате землетрясения венчающего

Слайд 25Среднее царство (к.III – н .II тыс. до н.э.): появился новый

тип погребальных сооружений, сочетавший форму пирамиды и скальную гробницу.

Новое царство (1580 - 1100 гг. до
до н.э.): распространены три основных вида храмов: наземные,
скальные
полускальные

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Сибеле

Два раза в год, 21.03(в день рождения фараона) и 21.09 (в день коронации), в 5 ч. 58 мин. луч восходящего солнца пересекает линиюв 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II. На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Через 20 минут свет исчезает.

Среднее царство (к.III – н .II тыс. до н.э.): появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший форму пирамиды

Слайд 26Заупокойный скальный
храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри в Луксоре

Заупокойный скальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри в Луксоре

Слайд 27Храм Амон в Луксоре
Луксорский комплекс - один из самых красивых храмов Египта,

сложный в архитектурном плане ансамбль, из построек различных исторических эпох. Длина сооружения 260 метров. Обрамляющие вход пилоны (массивные трапециевидные башни) - 70 м в длину и более 20 мв высоту. У входа находятся три колосса-монолита и обелиск (второй – в Париже на площади Согласия). К главному входу храма ведет аллея сфинксов, известная как Священный Путь. 
Храм Амон в ЛуксореЛуксорский комплекс - один из самых красивых храмов Египта, сложный в архитектурном плане ансамбль, из

Слайд 28 В храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой

заросли гигантских каменных папирусов.  
Стены украшают рельефы, изображающие факты из жизни фараонов, сцены из битв и религиозных праздников.
 В храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.  Стены украшают

Слайд 29Размеры храма: 1,5 км на 700 м. Храм содержит три части:

одна посвящена Амону-Ра, другая – царице Мут, жене Амона-Ра, третья – сыну царицы Мут и бога Амона-Ра – Хонусу, который является лунным божеством.

Карнак - комплекс из 33 храмов и залов (20 в. до н.э.- к. 1 тыс. до н. э.), названный по арабскому селению в др.Фивах,
главное государственное святилище Нового царства (16-11 вв. до н. э.), в 3 км от Луксорского храма. Строили 30 фараонов.

Размеры храма: 1,5 км на 700 м. Храм содержит три части: одна посвящена Амону-Ра, другая – царице

Слайд 30Раньше Карнакский и Луксорский храмы соединеялись коридором Света, от которого сейчас

осталась только аллея сфинксов с львиными телами и бараньими головами. Баран считался священным животным бога Амона.

Предназначенный прославлять могущество фараонов, Карнакский комплекс отличается сложной планировкой и пышным убранством построек. Храм бога Амона-Ра (16-12 вв. до н. э.) - святилище с большими и малыми залами и дворами, в которых находятся построенные в разное время небольшие храмы. Каждый большой строительный период заканчивался сооружением стены вокруг храма с 2 башнями-пилонами на фасаде, к которым приставляли обелиски и статуи.

Раньше Карнакский и Луксорский храмы соединеялись коридором Света, от которого сейчас осталась только аллея сфинксов с львиными

Слайд 31Главная достопримечательность карнакского храма - грандиозный многоколонный зал - гипостиль, стены

и стволы колонн которого были покрыты цветными рельефами. В площадке 103 м на 52 м 134 колонны в 16 рядов.
Центральные колонны 23 м в высоту, остальные по 13 м. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями. 
В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом
от всех святилище, в священной барке.
Главная достопримечательность карнакского храма - грандиозный многоколонный зал - гипостиль, стены и стволы колонн которого были покрыты

Слайд 32Канон:
сидящие фигуры изображались
на кубическом троне, ноги плотно


сомкнуты (колени и стопы) , спина
прямая, руки на коленях или груди.
Лица без эмоций: губы плотно
сжаты, подбородок выдвинут
вперед, глаза смотрят на горизонт,
«в вечность», с такой статуей
нельзя "встретиться взглядом". 

Скульптура

Виды:
круглая
- монументальная
- миниатюрная
рельеф

Сюжеты:
мифологические
изображение фараона
и придворных

стоящие статуи изображались с
выдвинутой левой ногой вперёд
в статичной позе.

Мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.

Статуя Осириса

Сельский староста

Правитель Сенби

Канон: сидящие фигуры изображались  на кубическом троне, ноги плотно   сомкнуты (колени и стопы) ,

Слайд 33Большой сфинкс с лицом фараон а Хефрена. 25 в. до н.э.
Длина

статуи — 72 м, высота — 20 м; высечен из цельной скалы:
между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Два гранитных сфинкса Аменхотепа III из Фив в Санкт-Петербурге на набережной Невы (куплены Россией у Франции за 64 тыс. рублей) XIV в. до н. э.

Сфинкс олицетворял мудрость, силу и загадочность египетского правителя.

Большой сфинкс с лицом фараон а Хефрена. 25 в. до н.э.Длина статуи — 72 м, высота — 20 м;

Слайд 34Статуя фараона Рамзеса II
и его жены Нефертари в Карнаке
Статуи фараона

Рамзеса II высотой 20 м у храма
в Абу-Симбеле. 14-13 вв. до н.э.

Колоссы Мемнона.  
(ок. XIV в. до н. э.)
Статуи фараона Аменхотепа III высотой 20 м

Статуя фараона Рамзеса II и его жены Нефертари в КарнакеСтатуи фараона Рамзеса II высотой 20 м у

Слайд 35Скульптурный портрет
писца из Каи
Скульптурный портрет царевича Рахотепа и

его жены Нофрет
Скульптурный портрет писца из Каи  Скульптурный портрет царевича Рахотепа и его жены Нофрет

Слайд 36Статуя фараона Тутмоса I
Статуя фараона Аменемхета III
Статуя фараона Хефрена
Статуя фараона Рамзеса

II
Статуя фараона Тутмоса IСтатуя фараона Аменемхета IIIСтатуя фараона ХефренаСтатуя фараона Рамзеса II

Слайд 37Живопись
Назначение: роспись гробниц
Сюжеты:
религиозные, обрядовые
мифологические
придворная жизнь
личная жизнь

фараона и придворных
трудовые процессы
ЖивописьНазначение: роспись гробницСюжеты: религиозные, обрядовые мифологические придворная жизнь личная жизнь фараона и придворных трудовые процессы

Слайд 38Живописный канон в изображении человека:
голова и ноги - в профиль,


глаза - анфас,
живот - в три четверти.
Фигуры делились на 21 и ¼ части (19 фигура и 2 ¼ головной убор) и очерчивалиссь контуром: мужские чёрным, женские красным.
Живописный канон в изображении человека: голова и ноги - в профиль, глаза - анфас, живот - в

Слайд 39Роспись гробницы Нефертити

Роспись гробницы Нефертити

Слайд 40Была построена новая столица Египта – город Ахетатон («Горизонт Атона»). Теперь

самого фараона называли Эхнатоном, что значит «Угодный Атону», а его супругу Нефертити – «Нефер-Нефер-Атон». Это имя переводится очень поэтично и символично – прекрасная красотой Атона, или, другими словами, ликом подобная солнцу.

Амарнский период

Аменхотеп IV (1375—1336 гг. до н. э.) провел смелую религиозную реформу:

провозгласил единым богом – бога солнечного диска Атона. На это не решался до него ни один из 350 царей, занимавших египетский престол.

Была построена новая столица Египта – город Ахетатон («Горизонт Атона»). Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит

Слайд 42Гипсовый портрет Нефертити.
Скульптор Тутмес
Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 14

в. до н.э.
Гипсовый портрет Нефертити. Скульптор ТутмесНефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 14 в. до н.э.

Слайд 44Фаюмские портреты - заупокойные живописные портреты, развивающие традицию скульптурных портретных масок.

Название получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 г. Писались в технике восковой живописи (энкаустики) или темперы на доске или на холсте.
Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III вв н.э.

Портрет девочки
н. 3 в.н.э.

Портрет мальчика

Портретное искусство

Портрет юноши
в золотом венке. II век н. э. 

Особенности:
реализм
индивидуальные
характеристики
внутренние
переживания

Фаюмские портреты - заупокойные живописные портреты, развивающие традицию скульптурных портретных масок. Название получили по месту первой крупной

Слайд 45Рельеф
Назначение: украшение гробниц, храмов
Сюжеты:
религиозно-мифологические;
сцены погребальных обрядов;
сцены

заупокойной жизни;
прославление фараона и его деяний.

Плакальщицы. 4 в. до н.э.

Палетка Нармера.
к. 4 тыс. до н. э.

Особенности :
повествовательность;
поясная композиция - горизонтальное
построчное, расположение сцен;
разномасштабность как способ
передачи социального различия. 
.

РельефНазначение: украшение гробниц, храмовСюжеты: религиозно-мифологические;  сцены погребальных обрядов; сцены заупокойной жизни;

Слайд 46Эхнатон и Нефертити
Вершина развития рельефа – Амарнский период.
Тутанхамон с женой в

саду
Эхнатон и НефертитиВершина развития рельефа – Амарнский период.Тутанхамон с женой в саду

Слайд 47О ней рассказывают другие виды искусства: живопись, рельеф, литература .
В гробницах

фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, танцоров, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать своего господина в потустороннем мире. Музыка сопровождала культовые обряды.
Музыкальными жанрами, вероятно, были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни-плачи плакальщиков на похоронах.

Музыка

Музыканты и танцовщицы.
Роспись в Фивах. XIV в. до н.э.

Образцов древнеегипетской музыки не сохранилось.

Танцовщицы и музыкантши. Гробница Накхта. Карнак. XIV в. до н.э.

О ней рассказывают другие виды искусства: живопись, рельеф, литература .В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов,

Слайд 48Цимбалы
Систр
Музыкальные инструменты Древнего Египта:
Флейта
Арфа

ЦимбалыСистрМузыкальные инструменты Древнего Египта:Флейта Арфа

Слайд 49Литература
Грамотно было менее 1 % всего населения. Литературное творчество принадлежало классу

писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе  фараона.
Древнеегипетские тексты выполнены на свитках из папируса, известняковых и керамических пластинах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.
ЛитератураГрамотно было менее 1 % всего населения. Литературное творчество принадлежало классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и

Слайд 50Литература
Жанры:
«Книга мёртвых» — сборник религиозных текстов, молитв,
гимнов и заклинаний

для похоронного обряда, помещаемый
в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности 
потустороннего мира и обрести там благополучие;
жизнеописания («Повесть о Синухете»);
повести(«Повесть о красноречивом крестьянине»);
исторические произведения;
нравоучительные сочинения;
сказки;
произведения поэтического
творчества («Разговор
разочарованного со своей
душой», «Песнь арфиста»);
ЛитератураЖанры: «Книга мёртвых» — сборник религиозных текстов, молитв,  гимнов и заклинаний для похоронного обряда, помещаемый  в

Слайд 51 Мумифицирование занимало в общей сложности 70 дней. Сначала

в боку тела делали разрез, чтобы извлечь внутренности – кишки, легкие, печень и желудок. Их бальзамировали отдельно и помещали в канопы. Сердце возвращали в тело, поскольку египтяне считали, что его будут взвешивать боги на загробном суде.
Затем мастера бальзамирования обкладывали тело натром (соль и пищевая сода). Будучи консервантом, он вытягивал влагу из кожи и всего тела. Через 35—40 дней тело полностью высыхало. Затем его наполняли льном, опилками, смолой и натром, с тем чтобы оно вернулось к прежней форме, и разрез в боку зашивали.
Потом все тело от макушки до пят оборачивали лентами в несколько слоев. Драгоценности и амулеты (обереги) помещались между слоями ткани, чтобы защитить человека в загробной жизни, и каждый такой слой также пропитывался маслами, смолами и благовониями. В конце концов на голову мумии надевалась маска. Это делал главный бальзамировщик в маске шакала, олицетворявшего Анубиса – бога бальзамирования. Наконец мумия была готова к помещению в саркофаг. С течением времени масла и смолы, пропитывавшие ткань, становились вязкими и густыми, как деготь. Египтяне называли мумии «саху», нынешнее наименование «мумия» («горная смола») восходит к греческой форме арабского слова «битум» – «лекарственная смола».

Мумификация

Мумифицирование занимало в общей сложности 70 дней. Сначала в боку тела делали разрез, чтобы

Слайд 52http://www.domashnie-posidelki.ru/forum/49-6667-1
https://ru.wikipedia.org
http://www.inomir.ru/civilization/ancient_egypt/52976.html
http://oldegypt.info/article-special-47.html
http://www.egypttravel.su/content506.html
http://yandex.ru/images/search
http://tripdragon.ru/egypt/kair/bolshoj-sfinks-v-gize-foto.html
http://www.pavluchenkov.ru/egipet/literatura/index.html

http://www.domashnie-posidelki.ru/forum/49-6667-1https://ru.wikipedia.orghttp://www.inomir.ru/civilization/ancient_egypt/52976.htmlhttp://oldegypt.info/article-special-47.htmlhttp://www.egypttravel.su/content506.htmlhttp://yandex.ru/images/searchhttp://tripdragon.ru/egypt/kair/bolshoj-sfinks-v-gize-foto.htmlhttp://www.pavluchenkov.ru/egipet/literatura/index.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть