Слайд 1Культура Древнего Египта
Учитель Кривоносова С.А.
Слайд 2Египет - колыбель самой древней и самой развитой цивилизации, которая оказала
колоссальное влияние на развитие мировой культуры.
Слайд 4Египет располагается на территории двух континентов (юго-западе Азии и северо-востоке Африки).
Он омывается водами двух морей: Средиземным морем - на севере, а на востоке - Красным. Граничит Египет с Израилем, Суданом и Ливией.
В основном территория Египта - безжизненная пустыня с редкими оазисами, а также - горы и высокогорья. Плодородными считаются земли вокруг дельты Нила.
Слайд 5Согласно археологическим находкам, египетская цивилизация образовалась около 4000 года до н.э.
Государство Египет образовалось после объединения Нижнего и Верхнего Царств приблизительно в 3180 году до н.э, и теперь этот год считается началом настоящей египетской истории.
Слайд 6Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи
с другими людьми.
Оно открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека.
Слайд 7Древнеегипетские художники были обязаны следовать установившимся канонам. Создание канонов означало сложение
строгой и разработанной системы художественных взглядов.
изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой)
Слайд 9изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев
в виде множества условно расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев)
Слайд 10сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при
изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль)
Слайд 12Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве
рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен
Слайд 13Древнее царство
(30-24 века до н.э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начинается в
3 тысячелетии до н.э. после объединения страны.
Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства.
В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей.
Слайд 14 Особое значение в 3 тысячелетия до н.э. приобрело строительство
гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и мастабы - надземного холма, облицованного кирпичом.
Слайд 15Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в
веках жизнь правителя.
Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н.э.),возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней.
Слайд 18Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина
(28 в. до н.э.) в Гизе.
Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума.
Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы.
Слайд 20В плане каждой пирамиды - квадрат, а стороны представляют собой равнобедренные
треугольники.
Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146,6 м, длина стороны основания 233 м. (закончена около 2590 г. до н. э.)
Слайд 22Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были соединены с
Нилом длинными коридорами.
Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс широко открытым взглядом, устремленным в пространство, словно утверждал идею вечного покоя.
Слайд 24Скульптура Древнего Египта
связана с заупокойным культом,
тяготела к точному портретному изображению
Слайд 25Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.
Все они были выполнены в рамках строгих канонов.
Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.
Слайд 27 Статуя сидящего писца Каи (середина 3тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная
из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью.
Слайд 28Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом.
Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен.
Слайд 30Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена
за сценой.
Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях гробниц.
В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность.
Слайд 32 Среднее царство
(21-18 века до н.э.)
Около 24 века до н.э.
Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями.
В 21 веке вновь началась борьба за объединение.
Фиванские правители Юга снова объединили Египет.
Слайд 34Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов
в Дейр-эль-Бахри близ Фив.
Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Слайд 37 Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады,
опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их.
Слайд 38В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, обнаруживаются попытки преодолеть старые
композиционные схемы.
Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее.
Слайд 39 В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до
н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства.
Слайд 43Новое царство
(16-11 века до н.э.)
Около 17 в. до н.э. Египет
был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии.
Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э.
Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство.
Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.
Слайд 44 Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с
четким прямоугольным планом.
Слайд 46Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по
сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм.
Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине.
Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.
За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами.
Слайд 48 В Фивах были возведены колоссальные, посвященные богу Амону, храмовые
ансамбли Карнака и Луксора. Первым был построен Карнакский храм (16 в. до н.э.).
Архитектором Луксорского храма (15 в. до н.э.) был Аменхотеп Младший, который впервые ввел в архитектуру колоннаду двора.
Слайд 50 Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись
гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой.
Слайд 53 Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы
фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.
Слайд 54Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в.дон.э.)
В истории древнего Египта было
много мужчин фараонов, но лишь одна женщина - Хатшепсут.
Храм Хатшепсут был богато и разнообразно разукрашен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами.
Слайд 58В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную
реформу.
Единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце - Атон.
Фараон назвал себя Эхнатоном - "Духом Атона".
Слайд 59 Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные
портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике.
Слайд 63 Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (н.14
в.до н.э.) стал своего рода олицетворением Египта.
Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.
Слайд 64После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы.
Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы.
Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики.
Слайд 71 Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью
саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля.
Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, очень нарядны.
Слайд 74С завоеваниями Александра Македонского в 332 г. до н.э. начался эллинистический
период.
В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской империи.