Слайд 1Предмет: Мировая художественная культура
Класс: 11
Тема: Архитектура XX века. Конструктивизм. Ле Корбюзье
Выполнил: учитель МХК ГБОУ Школы №1394 Вяльцева М.В.
Слайд 3
Ле Корбюзье
(Шарль Эдуар Жаннере)
(1887—1965)
Слайд 4
В 1916 г. молодой архитектор переезжает в Париж.
Первые пять лет служит
управляющим на заводе строительных материалов.
Свободное время под влиянием своего друга французского художника Амеде Озанфана посвящает занятиям живописью и теорией искусства.
Слайд 6Ле-Корбюзье
в своей мастерской
Слайд 7Ле-Корбюзье
в своей квартире
в Париже
Слайд 8
В 1918 году Амеде Озанфан и Ле Корбюзье
пишут программную статью «После кубизма».
Оба мастера
требуют в ней категорической отмены в творчестве всех чувственно-декоративных
и эмоциональных элементов кубизма. Художественная продукция должна быть рационалистически уравнена с продуктами индустриального производства.
Ле Корбюзье. Натюрморт
Амеде Озанфан. Натюрморт
Слайд 9
Дом-ателье Амеде Озанфана.
Париж, Франция
В 1920— 1925 году
Амеде Озанфан и Ле
Корбюзье
издают литературно-художественный журнал «Эспри Нуво»
(франц. «esprit nouveau»-«новый дух»).
На страницах журнала «Эспри Нуво» Жаннере впервые подписался
«Ле Корбюзье»,
вспомнив фамилию одного из предков матери.
Слайд 10
Главной темой творчества Ле Корбюзье стала разработка принципов строительства современного города
и жилища.
Ещё в 1914 году архитектор выдвинул идею дома с ячейками, стандартизированными, как костяшки домино (проект «Дом-Ино»). На плане такое здание напоминало выстроенные в этой игре цепочки, а колонны - очки на костяшках.
Это был первый в истории зодчества проект каркасного дома для серийного производства.
Ле Корбюзье и Пьер Жаннере.
(первый слева), двоюродный брат Корбюзье, его "правая рука 1935г
В 1922 году Ле Корбюзье
вместе с двоюродным братом
Пьером Жаннере
открывает в Париже
проектную мастерскую.
Слайд 11
Исследования, начатые
в проекте «Дом-Ино»,
получили развитие
в проекте
«Вуазен» -
плане перестройки Парижа, разработанном в 1925 году;
в «городах-садах» Льеже
и Пессаке близ Бордо
разработанном в 1926 году.
Модель. План реконструкции Парижа
В начале 1920-х
Ле Корбюзье окончательно сформулировал принципы домостроения, которые оформились под названием пуризма.
Слайд 12
Свою позицию
Ле Корбюзье пропагандировал
в журнале «Экспри нуово»,
где и
сформулировал свои знаменитые
«Пять принципов
современной архитектуры»
Вилла Савой. Пуасси, Франция
Ле Корбюзье
с макетом виллы Савой
Слайд 13
«Пять принципов
современной архитектуры»
I. Столбы-опоры.
Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах,
при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада
или стоянки автомобиля.
Вилла расположена на ухоженном газоне,
с трех сторон окружена деревьями,
с четвертой открыта к долине Сены.
Благодаря удачному расположению недалеко от Парижа, в Иль-де-Франс, вилла -идеальное место для отдыха хозяев, Пьера и Эмили Савой, и их гостей, которые могли любоваться загородной природой.
Вилла Савой. Этот памятник архитектуры и сегодня выглядит невероятно современным благодаря своим чистым линиям и бетонным фасадам, окрашенным в белый цвет.
Слайд 14
Вилла Савой выглядит как бетонная коробка, свободно парящую над землей.
Проект
изобилует оптическими эффектами.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что свободно парящая структура опирается на удивительно тонкие поддерживающие колонны, которые Ле Корбюзье называл «пилотис».
Первое впечатление от формы здания обманчиво.
В плане оно представляет квадрат, а иллюзия прямоугольного силуэта создается благодаря навесным консолям на переднем и заднем фасадах, а также за счет ленты окон, которые визуально увеличивают виллу по горизонтали.
Динамические характеристики постройки определяются изогнутыми частями, контрастирующими с четко геометрическим периметром, - такой подход позаимствован с полотен кубистов.
Слайд 15
«Пять принципов
современной архитектуры»
II. Плоские крыши-террасы.
Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком
под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад
или создать место для отдыха.
Слайд 16
На крыше находится место для приема солнечных ванн. Терраса на крыше
отделена сплошной стеклянной стеной. Ле Корбюзье высчитал, что сплошная лента окон дает
в восемь раз больше дневного света в жилой зоне,
чем традиционные вертикальные окна.
Слайд 17
Макет крыши-террасы
Плоская крыша-террасса
Слайд 18
«Пять принципов
современной архитектуры»
III. Свободная планировка.
Поскольку стены больше не являются несущими
(в связи с применением железобетонного каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается.
В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.
Слайд 19
Внутреннее пространство определяется пандусом, поднимающемся от портика над входом к жилой
зоне
и выше, на крышу.
Идея Ле Корбюзье заключалась в том, чтобы перемещение по дому давало бы постоянно меняющиеся виды статичного окружения.
Пандус виллы доходит до крыши, с которой сквозь незастекленное окно в солярии, как и в раме, открывается на эффектный вид на долину Сены. Природа, окружающая среда - важный компонент полноценного отдыха на загородной вилле.
Слайд 20
Бытовые удобства выглядят обманчиво простыми.
Покои владельцев окружены обращенной на юг застекленной
террасой, сквозь которую в комнаты проникает естественный свет в течение всего дня.
Основной этаж оформлен как парадное помещение в стиле классических вилл 18 века.
Приемные апартаменты подняты
над нижним этажом.
Слайд 21
Три спальни с ванными комнатами,
будуар и большой салон - гостиная
на верхнем этаже,
а также комната для шофера и
помещения для прислуги на первом.
Слайд 22
«Пять принципов современной архитектуры»
IV. Ленточное остекление.
Благодаря каркасной конструкции
окна можно сделать
практически любой величины и конфигурации, в том числе, свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
Слайд 23
Свободно стоящие опоры поднимают основное здание, а также поддерживают несущую конструкцию,
а фасады освобождаются от какой бы то ни было нагрузки.
Внутреннее пространство довольно большое и светлое. Считается, что длинные горизонтальные окна более равномерно пропускают свет, нежели вертикальные, а также выравнивают фасад.
Плоское перекрытие делает возможным обустройство сада на крыше, а участок спланирован так, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть архитектуру здания.
Слайд 24
«Пять принципов
современной архитектуры»
V. Свободный фасад.
Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри
дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.
Слайд 25
Вилла Савой почти целиком построена из армированного бетона, который в
то время был дорогостоящим материалом.
Опоры расставлены с определенным интервалом, каждая на своей базе.
Их отлили для несущей конструкции, которая должна была выдержать вес всего здания. На несущей системе лежит промежуточное перекрытие, поднимающаяся до крыши. Несущие стены становятся ненужным и необязательным элементом, и перегородки, членящие внутреннее пространство, могут быть из любого материала.
Потому и стало возможным целиком застеклить первый этаж по всему периметру.
Раздвижные стеклянные двери открываются легким движением руки.
Вес стен-перегородок на крыше распределен неравномерно по балкам и пилотисам.
Слайд 26
Вилла Roche была построена в 1923-1925 годах в качестве резиденции для
швейцарского банкира Raoul La Roche.
Слайд 27
Вилла Roche является квинтэссенцией современного подхода к частному жилью.
Здание представляет
собой набор пространственных объемов с функцией галереи авангардного искусства
и жилья.
Слайд 28
«Жилище - это возможность свободно двигаться... отдыхать,
погружаться в раздумье;
возможность
испытывать или вызывать присутствие среды:
солнце - хозяин всего живого,
движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства».
Слайд 29
В соответствии с цветовыми предпочтениями Ле Корбюзье интерьер виллы выполнен в полихромной гамме.
Слайд 30
«Живописная и полная движения, но требующая классической иерархи и дисциплины» —
так говорил Ле Корбюзье, описывая дом Roche.
Слайд 31
Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из
первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие.
В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
Поселок Фруже, Пессак, Бордо, Франция
Слайд 32
Швейцарский павильон Suisse de la Cite internationale universitaire, Париж, Франция
Павильон Хейди
Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих, Швейцария
Павильон Philips для Expo'58, Бельгия
Слайд 33
Ле
Музей и галерея, Чандигарх, Индия
Художественный музей в Токио, Япония
Здание Ассамблеи, Чандигарх,
Индия
Слайд 34
В 1928—1930 годах Ле Корбюзье совершил три поездки в Россию,
найдя
здесь единомышленников и друзей.
Слайд 35
Ле Корбюзье победил в конкурсе и получил заказ на проектирование здания
Центросоюза (Центрального союза потребительских обществ СССР).
Это был его первый реализованный проект большого общественного сооружения.
Слайд 36
Макет Дома Центросоюза в Москве
Здание, выходящее на параллельные транспортные магистрали
(Мясницкая,
дом 39 и проспект Академика Сахарова),
имеет два различных фасада
Слайд 37
Ле Корбюзье тонко обыгрывает сочетание тёплых по тону шероховатых поверхностей, облицованных
фиолетово-розовым туфом, и стеклянной
«навесной стены».
Слайд 38
На этом гигантском «экране» - стеклянной «навесной стене», отражается ежеминутно меняющаяся
картина московского неба, разрушая впечатление сухого геометризма
и делая здание одним из самых поэтических произведений функциональной архитектуры.
Слайд 39
Снимок мэтра Ле Корбюзье на строительстве здания "ЦЕНТРОСОЮЗА" сделан мартовским утром
1930 г.
Слайд 41
Перспектива фасада с Мясницкой улицы
Пандус внутри Дома
Слайд 42
Проект Дворца советов
Ле Корбюзье участвовал в конкурсе на строительство Дворца Советов
(проект супер небоскреба так и остался на бумаге).
Слайд 43
Вскоре архитектор выступил против рационального производства и им же самим провозглашённого
лозунга «Дом — это машина для жилья».
Ле Корбюзье принадлежат слова: «Нет человеческих сил, чтобы уничтожить лиризм. Нельзя было бы пустить в ход эту „жилую машину", если бы она не удовлетворяла духовным запросам. Где начинается архитектура? Она начинается там, где кончается машина».
В свои работы он стал вводить формы, характерные для традиционного народного жилища, тонко учитывая окружающую природу.
В подобных постройках Ле Корбюзье стремился прежде всего к образной выразительности.
Вилла Фалле в Ла Шо-де-Фон, Швейцария (1905 г)
Слайд 44
Многие годы Ле Корбюзье занимался исследованием пропорций.
Эта работа завершилась в
1945 году изобретением модулора - универсального измерительного масштаба, основанного на средних размерах человеческого тела и на «золотом ряду»
(в котором каждое последующее число равняется сумме двух предыдущих).
«Модулор — это гамма. Музыканты располагают гаммой и создают музыку по своим способностям - банальную или прекрасную», — писал архитектор.
В соответствии с модулором были рассчитаны пропорции большого жилого дома в Марселе
(1947—1952 гг.).
Слайд 45
Дом, поднятый на столбы-опоры,
включал триста тридцать семь двухэтажных квартир, магазины,
отели, крышу-палубу с садом, беговую дорожку, бассейн, детский сад, спортзал.
«Марсельский блок». Марсель, Франция
Слайд 46
«Марсельский блок». Марсель, Франция
Внутри здания в середине по его высоте -
расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее.
На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета - полихромия.
Слайд 47
"Марсельский блок" –
многоквартирный дом
в Марселе - был построен в
1950-х годах и задумывался как своего рода коммуна
Жители "Марсельского блока"
могли прогуливаться по крыше здания
Макет "Марсельского блока"
Слайд 49
Детский сад на крыше "Марсельского блока"
Слайд 50
Еще в конце 1940-х годов Ле Корбюзье создал "Марсельскую жилую единицу"
- "ячейку" многоквартирного дома будущего
Кухня в квартире "Марсельского блока" воплощала идею рационального использования пространства
Слайд 51
Ле Корбюзье разработал сложную систему конструирования, основанную на золотом сечении и
пропорциях человеческого тела.
Он назвал систему модулором, приняв в ней за отправные три анатомические точки - макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека
Слайд 52
Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане. 1955 год
Слайд 53
Церковь Сен-Пьер представляет собой усеченный конус длиною 33 метра на прямоугольном основании,
каждая из сторон которого равна 25,50 метра), увенчанный маленькой колокольней.
Слайд 54
Корпус здания венчает неф, его восточная сторона прорезана световыми отверстиями в
форме созвездия Ориона.
Слайд 55
Залы первого этажа, соединенные лестничными переходами и коридорами, перетекают один в
другой.
Слайд 56
Верхнюю секцию полностью занимает неф с двумя часовнями. Здесь находятся алтарь
и напротив него деревянные скамьи для прихожан, устновленные полукругом на двух разных уровнях.
Слайд 57
Внешне грубое, однотонно-серое сооружение внутри преображается. Мастер контрастов создал в своей
церкви потрясающий эффект игры света и цвета.
Слайд 58
По периметру нефа вместо окон сделаны отверстия, выкрашенные изнутри яркими цветами.
Слайд 59
Когда свет проникает сквозь эти лазейки в помещение, создается эффект искусственной
подсветки:
красный, желтый, зеленый, синий струями переливаются на бетонных стенах нефа.
Слайд 60
Тон задают два основных луча, идущих с крыши – в куполе
сделаны два отверстия-трубы. Этот прием – визитная карточка архитектора.
Тон задают два основных луча, идущих с крыши – в куполе сделаны два отверстия-трубы.
Этот прием – визитная карточка архитектора.
Слайд 61
Дополняет картину созвездие Ориона - можно бесконечно смотреть на эти маленькие
звезды, так искусно размещенные на бетонном небе.
Слайд 63
Поворотная дверь Ле Корбюзье, установленная в его Парижской квартире
Слайд 64
Деятельность Ле Корбюзье занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия.
О нём спорили при жизни и после смерти.
Его называли самым великим
и самым нелюбимым зодчим века.
И он с горечью и достоинством признавал
за своим искусством способность вызывать
«в одних случаях гнев, в других — энтузиазм».
Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист
и теоретик, он смотрел на современность словно из будущего.