Слайд 1Тема: Художественная культура XVII в.
Тема урока: Искусство классицизма
МХК 11 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ
СШ № 1
г.Вилючинск
Слайд 2Цель урока:
дать характеристику искусства классицизма
Слайд 3План урока:
Общая характеристика искусства классицизма.
Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
Классицизм
в изобразительном искусстве Франции.
Слайд 4Общая характеристика искусства классицизма.
Классицизм (лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль
и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков.
основа - идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца
образец - культура античного мира
правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.
Слайд 5История возникновения.
Классицизм, как стиль, сменил пышный и помпезный стиль рококо.
Идеи просвещения (к. XVIIв.), нашли ото-бражение в культуре и искусстве. Внимание мастеров привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры (древнегреческой). Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Открытие в 1755 году Помпеи, раскопки в Геркулануме, изучение архитектуры юга Италии повысили интерес к античности.
Новый стиль - классицизм - унаследовал, возродил и трансформировал идеи античности, а также развил архитектурный стиль эпохи Возрождения.
Слайд 6Хронология классицизма:
Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х)
Строгий классицизм (1780-е – 1790-е)
Поздний
классицизм - ампир (первые 30 лет XIX в.)
Триумфальная арка в Париже – один из первых образцов архитектурного ампира
Слайд 7Крыша дворца в Версале
Характерные черты классицистической архитектуры:
конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной
и арочной формы; чётко спланированы, строго симметричны
формы: чёткая геометричность, объёмность и монументаль-ность; статуи, колонны, ниши, ротонды, полусферы, фронтоны, фризы
линии: строгие; регулярная система планировки; барелье-фы, медальоны, плавный рисунок
материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина
крыша: сложная, замысловатая форма
Слайд 8Дворец Мезон – Лафит. Архитектор Никола Франсуа Мансар.
1642–1651 гг.
колористика: насыщенные
белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой
характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы
окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные
двери: прямоугольные, часто украшены статуями (льва, сфинкса)
декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация
Слайд 9 Характерные черты интерьера - благородство, сдержанность и гармоничность:
все
предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина
помещения правильной формы, наполнены атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружены деталями
Интерьер в
стиле ампир
Слайд 10 потолки: светлые, высокие, многоуровневые, с лепниной
стены: декорированы тканями, светлые,
возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись
освещение: позолоченные люстры из хрусталя или дорогого стекла
обязательные атрибуты: зеркала, камины, невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры, картины с антич-ными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под антич-ность напольные вазы,
треножные подставки для
цветов
Гостиная в стиле классицизма
Слайд 11Мебель:
добротная, респектабельная из дорогих материалов
фактура дерева - декоративный элемент
декорирована резьбой, позолотой, инкрустацией, драго-ценными камнями и металлами
форма простая: строгие линии, чёткие пропорции
важнейший атрибут - секретер с кубическим корпусом на высоких ножках
столы и стулья - с изящными резными ножками
посуда - фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой
Секретер
стиля ампир
Слайд 122. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
классицизм использовал закономерности
античной архитектуры в конструкции:
ордер со строгой симметрией, пропорциональностью, регу-лярной планировкой и чёткостью объёмной формы
полная противоположность вычурности барокко с декоратив-ными излишествами
неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли - основа французского сада - выпрямленные аллеи, подстриженные газоны, деревья в форме конусов и шаров
типичные детали – акцентированные лестницы, класси-ческий античный декор, купол в общественных зданиях.
Слайд 13 Идея создания дворцового ансамбля Версаля принадлежа-ла Людовику XIV -
«Королю-Солнце». Правитель отождеств-лял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.
«Король – Солнце»
Слайд 14 Причины переноса королевской резиденции в Версаль:
неприятные воспоминания короля о
резиденции в Париже в связи с восстанием Фронды в момент его коронации
желание создать дворец, превосходя-щий красотой все существовавшие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля
на роль архитектора был приглашен Луи Лево, зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.
Изначально с 1623г. на месте Версаля был небольшой феодальный замок – охотничий домик коронованных особ.
Луи Лево,
архитектор
Слайд 15Шарль Лебрен,
архитектор
Жюль Ардуэн - Мансар,
архитектор
Андре Ленотр,
архитектор, создатель
парка Версаля
В течение всей жизни
Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал, а также Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.
Слайд 161-Большой Версальский дворец 2- Парковый комплекс,
3- Большой Трианон
4- Малый Трианон
5- Деревня
Марии-Антуанетты
Слайд 18 Задание: проанализировать материал учебника стр. 90-95 1 абз, заполнить
таблицу «Воплощение образа «короля-солнце» в дворцово-парковом комплексе Версаля».
Слайд 193. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
в живописи классицизм характеризуется сдержан-ностью
и строгостью
основные элементы формы – линия и светотень
локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины.
Жан Рау. Обоняние (из серии пяти чувств). 1720-е гг.
Слайд 20 Однако создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был
Никола Пуссен.
Сюжеты для своих полотен он черпал из античной мифоло-гии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность человека, мужественного и прекрасного, величие его благородных и героических поступков.
Слайд 21 Наиболее значительные произведения Никола Пуссена, которым присущи все черты
классицизма.
Ринальдо и Армида. 1625 – 1627гг.
Слайд 22Танкред и Эрминия. 1625 – 1627гг.
Слайд 26Крупнейший мастер XVII в. – Клод Лоррен, известный своими «идеальными пейзажами».
Клод Лоррен. Неизвестный худ.
Слайд 27Отплытие царицы Савской. 1648г.
К.Лоррен
Слайд 28Морская гавань при заходе солнца.
К.Лоррен
Слайд 29Пейзаж с поклонением золотому тельцу.
К.Лоррен
Слайд 30 Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейза-жах» французского
живописца Жака Луи Давида (XVIII в.).
Ж.Луи Давид.
Автопортрет.
Слайд 32Ж.Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву. 1799г.
Слайд 33Домашнее задание:
§ 14 .
Презентация-исследование:
«Версаль и интересные эпизоды истории».