Слайд 1История
жанра
портрета
Учитель МХК и ИЗО Боярская И.С.
Слайд 2 Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека
или группы людей.
Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.
Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету, характеру, или к портрету-биографии.
Слайд 3Древнеегипетский портрет
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели
(то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический
тип изображения проецировались индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила «ка», и его душа «ба» оставляли человека при его смерти, но «ка» могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования.
Слайд 4Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие
губы.
портрет царицы Нефертити.
Слайд 5Древняя Греция.
У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало.
У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
Слайд 6Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его
брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.
Лисипп (копия) Портрет Сократа, III в. до н. э.
Слайд 7Типы портрета Др.Греции.
в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии:
1) тип портрета эллинистических правителей,
в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели.
2) тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение
сознание противоречий реальной
действительности и бессилия преодолеть
их.
Слайд 8
Древнеримский портрет
Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герме,
прибавили новый род —бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.
В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
Слайд 9Корни реализма.
Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных
масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего
алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов.
В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода.
Слайд 10Портрет Средневековья
портретное искусство Средних веков — определенная стадия в истории развития портретного жанра,
проявившаяся в потере им реалистичности и проявлении бо́льшего интереса к духовности изображённых.
Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии.
Слайд 11Изображая лицо, средневековый мастер пользовался стереотипом, выработанным раз и навсегда, внося
в него по мере работы незначительные изменения, которые были необходимы ему для конкретизации персонажей по сюжету.
Императрица Зоя
Слайд 12Христос, императрица Зоя и Константин IX Мономах. Мозаика на хорах Софии
Константинопольской
Слайд 13Готика
В готике портрет станет более цельным и успешным явлением. Искусству готики
будет свойственен «натурализм».
Слайд 14Поздняя готика.
Церковь и городская коммуна утрачивают руководящую роль в художественной жизни,
которая переходит к светским государям. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Зарождение настоящего портретного жанра происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, которое началось в конца XII века.
Маттео Джованнетти. «Св. Гермагор с донатором». 1345.
Слайд 15В портрете эрцгерцога Рудольфа IV мастер пытается воспроизвести на плоскости трехмерное
пространство с наивной непосредственностью, не зная правил
перспективного
сокращения. Построение носа и глаз примерно соответствует повороту головы, рот передан прямо, а корона — наложена аппликацией. Портрет производит впечатление увеличенной миниатюры.
Слайд 16Этот новый тип изображения потенциально обладает более широкими возможностями в передаче
индивидуальности. Но на раннем этапе он остается примитивным, уступая в целостности традиционному профильному портрету.
Вотивный образ архиепископа Яна Очко, фрагмент с изображением императора Карла
Слайд 17Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. (дошли в
оригиналах и копиях). Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
Портрет Людовика II Анжуйского (неизв. худ., ок. 1412
Слайд 18Но реалистическая тенденция, заложенная Лимбургами, быстро растворяется в манерной готической стилизации
художников двора Иоанна Бесстрашного.
Неизвестный художник XVI века. Копия с портрета герцога Иоанна Бесстрашного работы Жана Малуэля или одного из братьев Лимбургов (1405-1419). Лувр
Слайд 19Скульптурный портрет
Произведения портретной пластики возникают одновременно с живописными в 1470-80-е в
Париже, Праге и Вене, но, в отличие от последних, они были не интимными и камерными, а более официальными и репрезентативными (статуи Карла V и его жены, ок. 1375, Лувр;
Слайд 20Портрет Проторенессанса (Предвозрождение)
Икона уступает место картине. Обращение к античному началу помогает
выработать новый стиль и по-новому, более реалистично, понять образ человека.
Симоне Мартини. «Портрет Гвидориччо да Фольяно»
Слайд 21Портрет итальянского Ренессанса
Портрет эпохи Возрождения — один из самых плодотворных периодов в
истории развития портретного жанра, время, когда в западноевропейском искусстве возник реалистический портрет. Этот новый реализм был тесно связан с новым пониманием личности и её места в действительности, с открытием мира и человека, произошедшим в этот период
Слайд 22В эпоху Ренессанса родился европейский реалистический портрет. Это произошло с признанием
ценности внутреннего мира отдельного человека.
Андреа Соларио. «Портрет мужчины с розовой гвоздикой», ок. 1495
Слайд 23Донаторский портрет
Является наиболее традиционным типом. Донаторы (заказчик произведений изобразительного искусства) изображались коленопреклоненными
и молящимися, обычно строго в профиль; мужчины — по правую руку от Мадонны или святого, а женщины — по левую; часто в сопровождении своих одноименных святых покровителей. Порой продолжает сохраняться средневековая иерархическая диспропорция между людьми и небожителями
Пьеро делла Франческа. «Алтарь Монтефельтро», 1472—1474 гг.
Слайд 24В Венеции подобные донаторские образы создавались не выходя из традиции небольших
картин с Мадонной и святыми, изображёнными полуфигурно на фоне пейзажа. Создателем этого жанра стал Джованни Беллини, именно он дополнил композицию оплечным портретом донатора.
Андреа Превитали. «Мадонна с младенцем и донатором»
Слайд 25Более новаторская трактовка, про которой дистанция между двумя мирами показана не
размерами, а композицией и психологическими нюансами. Теперь и молящиеся, и святые существуют в одной пространственной реальности, небесный мир становится осязаемо-трёхмерным.
Мазаччо. «Троица», ок. 1427. Фреска, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция
Слайд 26Перуджино. «Бальдассаре ди Антонио ди Анджело»
Слайд 27Треченто.
Художник чувствовал себя намного свободнее, изображая современников как персонажей церковной легенды —
соучастников и зрителей. Такая традиция (зародилась в треченто), в период Раннего Возрождения получает самое широкое распространение. Постепенно внедрялся ренессансный метод «портретирования с натуры» (rittrarre di naturale),
и индивидуальность
в портретах
начинает
ощущаться все
сильнее.
Слайд 28Автопортреты.
Наряду с появлением «скрытых» портретов заказчиков столь же уверенно возникают автопортреты
художников (обычно у самого края композиции, будто являясь посредником, приглашающим зрителя обратить внимание на происходящее на фреске).
Слайд 29К концу XV века, при всем стилистическом различии школ и индивидуальностей
мастеров, в развитии станкового портрета намечается определённое единство в понимании образа человека и средствах художественной выразительности. Почти повсеместно — тяготение к сдержанности, замкнутости и созерцательности портретного образа. Отдельные попытки психологического углубления на данном этапе ещё не получают полной творческой реализации — внутренний мир модели по-прежнему мыслится в своей типической цельности. Мастера используют одни и те же приемы построения портретной композиции, которая существует в нескольких типических вариантах. Модель дается в три четверти или в фас, погрудно или по пояс (с руками), на нейтральном (темном или светлом) фоне, или же в интерьере с 1—2 окнами, или же на фоне пейзажной панораме. Своеобразие местных школ проявляется лишь в колористическом строе и в трактовке пейзажа.
Слайд 30Альбрехт Дюрер,
«Автопортрет», 1500
Слайд 31Портрет XVII века
Барокко.
в портрете происходит поиск: создатели ищут бо́льшую адекватность истинному
облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно.
Диего Веласкес. «Портрет карлика дона Себастьяна Морра», 1645
Слайд 32На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные
и возрастные группы.
Франц Хальс. «Цыганка», 1628—1630
Слайд 33Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств:
«убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов».
Антонис ван Дейк. «Конный портрет Карла I», 1635—1640
Слайд 34 Портреты великого голландца Рембрандта (1606 1669) не без
основания считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов-биографий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным». По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-биографиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.
Слайд 35С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали
портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются забвению. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная передача портретных черт.
Гиацинт Риго. «Портрет Людовика XIV», 1701
Слайд 36Натье. «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы».
Слайд 37классицизм
Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению
новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным.
Ж. Л. Давид. «Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1800
Слайд 38Романтизм.
Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая
линия. Выдающимся мастером
этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV» — работу, заказанную как парадный портрет, а в итоге отразившей безобразие правящей династии. Также он создает страстные и эмоциональные портреты и автопортреты.
Слайд 39Реализм.
Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственен интерес к
социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию.
Иван Крамской. «Портрет И. И. Шишкина», 1873
Слайд 40К. Коровин Портрет Фёдора Шаляпина, 1911
Слайд 43Расширяется географический диапазон, возникает ряд портретных национальных школ, множество стилистических направлений,
представленных различными творческими индивидуальностями
Ван Гог. «Портрет доктора Рея», 1889
Слайд 44Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника —Поля
Сезанна который стремился выразить в образе некие устойчивые свойства модели. В это же время творит Винсент ван Гог, в портретах которого отражается другой аспект — жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.
Поль Сезанн. «Портрет мадам Сезанн», 1877
Слайд 45 модерн
В конце XIX—XX века на первый план выходит стиль модерн, который
придает портрету лаконичную заостренность, порой придавая характеристике модели черты гротеска.
А.Муха «Драгоценные камни – Рубин»
Слайд 46Портрет в XX в.
В XX веке портрет, как и все фигуративное
искусство, переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, формально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Они подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят её изображение к условной, отвлечённой схеме
Хуан Грис. «Портрет Пикассо», 1912
Слайд 47. «Фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для
тех или иных надобностей, художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху Модильяни и Пикассо очень важен был взгляд художника на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также соблюдала документальность и подлинность»
Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере», 1918
Слайд 48http://shedevrs.ru/portret/109-istoriya-portreta.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_портрета