Слайд 1
Художественный мир Леонардо да Винчи
Слайд 2
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи родился 15 апреля 1452 года
в селении Анкиано близ городка Винчи, недалеко от Флоренции. Загадка Леонардо начинается прямо с его рождения, он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Биографы называют её молодой крестьянкой по имени Катерина. В Винчи существует традиция называть её хозяйкой таверны.
Набросок молодой женщины, 1513
Слайд 3
Отец Леонардо, Пьеро да Винчи, был потомственным нотариусом и происходил из
семьи состоятельных горожан. Он дожил до 77 лет, имел четырех жен и 12 детей, последний из которых появился, когда ему было 75 лет. В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо, Леонардо был сразу же признан своим отцом и даже крещен в его присутствии. Однако в дом отца он был взят в возрасте приблизительно четырех с половиной лет, по причине того, что первая жена Пьеро была бесплодной.
Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве
Слайд 4Легенда о щите Медузы
Однажды крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы
тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.
Слайд 5«Несчастен тот ученик, который не превзойдет своего учителя»
В 1466 Леонардо да
Винчи поступает в мастерскую Андреа дель Верроккьо подмастерьем художника. Верроккьо был талантливым скульптором и бронзолитейщиком, ювелиром, рисовальщиком костюмов и флагов.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо
Слайд 6Мадонна в скалах (Лувр), 1483
Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между
1483—86 гг. или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии. Первое упоминание об этой картине относится в 1625 году, тогда она находилась во французской королевской коллекции.
Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году.
Слайд 7Дама с горностаем, 1489–1490
По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани
— любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины. Она предстает с горностаем - одной из эмблем рода Сфорца.
Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
Слайд 8Витрувианский человек, 1490
Рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490—92 годах
как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Слайд 9Мадонна Литта, 1490-1491
Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к
миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её последнего владельца — герцога Антонио Литта (1819—1866), владельца фамильной картинной галереи в Милане.
В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.
Слайд 10Тайная вечеря, 1495—1498
Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего
ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Слайд 11Портрет госпожи Лизы Джокондо
Мона Лиза, 1503—1519
Полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы
дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях мастера, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Слайд 12Стремление объять весь мир
В его работах вопросы искусства и науки практически
неразделимы. Леонардо был первым, кто описал клапан правого желудочка сердца. Он создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Все нарисованное Леонардо было настолько убедительно, что никто больше не мог отрицать значение рисунка в преподавании медицины, ведь жившие до Леонардо преподаватели медицины мало интересовались анатомическими рисунками и были убеждены, что данные рисунки только отвлекают студентов от учебы. Анатомические рисунки Леонардо точны и выполнены настолько профессионально, что и в наши дни они используются в качестве иллюстраций в медицинских учебниках.
Плод в чреве матери
Слайд 13Изобретения
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много
рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!».
Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:
Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп
Летательный аппарат
Слайд 14Талантливый человек талантлив во всем
Леонардо был гениальным художником и непревзойдённым инженером-механиком,
хотя и далеко не самым образованным человеком своего времени. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями).
Сейчас он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете».
Леонардо да Винчи объединил в себе величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, оставив после себя огромное наследие, подтверждая своим примером, что талантливый человек талантлив во всем.