Слайд 1"Тайная вечеря", 1495 – 1497
Фреска в трапезной монастыря
Санта-Мария делле Грацие
в Милане
Слайд 2 В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие
Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495 – 1497).
Из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники – масло с темперой – роспись сохранилась в сильно повреждённом виде (в ХХ веке реставрирована).
“Тайная вечеря” знаменует собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции.
Слайд 3Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497
420 x 910
см. Фреска (масляная темпера)
Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Слайд 4Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497
420 x 910
см. Фреска (масляная темпера)
Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Иисус
Иоанн
Петр
Иуда
Андрей
Иаков
Варфоломей
Фома
Иаков Старший
Филипп
Матфей
Фаддей
Симон
Слайд 8
Фреска “Тайная вечеря” написана на тему
легенды о том, как предал Христа его ученик Иуда. По легенде, Христос, обратившись к ученикам, сказал: “Один из вас предаст меня”.
Многие художники, писавшие до Леонардо на эту же тему, старались чисто зрительски выделить Иисуса, сажая его перед столом или где-то сбоку. Композиция – построение картины – служит как бы фундаментом, на котором создаётся живописное освещение. И от художника зависит так построить картину, чтобы зритель сразу мог увидеть и понять самое главное. Это главное художник выделяет, подобно режиссёру в театре.
Леонардо изобразил комнату, где за длинным, узким столом, покрытым узорчатой скатертью и уставленном посудой, сидит Христос с двенадцатью учениками. Фигура Христа помещена в центре, на фоне окна. За окном виднеются горы, у подножия которых протекает река.
Более светлый фон сильнее выделяет и привлекает внимание к фигуре Христа и создаёт впечатление глубины.
Слайд 9
Среди учеников есть и старые, и
молодые, и суровые, и женственные. Это люди с различными характерами. Они по-разному воспринимают сказанные Христом слова “один из вас предаст меня”.
На картине Леонардо – живые люди, зарисованные им на улицах и в мастерских Милана.
В основу композиции “Тайной вечери” положено простейшее геометрическое построение – треугольник.
Голова Христа – вершина треугольника. Взоры учеников, движения их рук направлены к Христу, и это приковывает внимание к его фигуре. Где-то за головой Христа, создавая впечатление глубины, сходятся тёмные полосы пола, потолка и висящих на стене ковров.
Кажется, что помещение трапезной удлиняется, что в глубине длинного зала стоит большой накрытый стол, за ним сидят люди. Стол похож на тот, за которым обедали обычно монахи, – так же завязаны узлами концы скатерти с узорными полосками, такая же обычная, словно только что принесённая из монастырской кухни, посуда.
Слайд 10
Это впечатление достигнуто благодаря перспективе. Математические
знания дали художнику возможность разрешить ряд важнейших проблем – вопросы перспективы (от лат. – “ясно, хорошо видеть”, бывает линейная, воздушная и красочная.) и композиции.
“Перспектива есть руль живописи”, – писал Леонардо.
Три года работал Леонардо да Винчи над громадной фреской. Он закончил её только в феврале 1498 года.
А ровно через год произошло то, что послужило началом величайшей трагедии в истории живописи.
Слайд 11 Поразительно, что окружающие (кроме Иакова) не обращают
на это внимание: никто не торопится перевязать руку. Все что-то возбуждённо обсуждают...
У Христа обе кисти на столе. Протянутая к нам ладонью вверх левая рука пальцами касается стола. Из запястья бьёт вверх и в стакан неправдоподобно широкая – в полтора пальца шириной – струя крови.
Правая кисть с широко разведёнными напряжёнными полусогнутыми пальцами в очень энергичном движении двигает к нам воздух: под пальцами ничего нет!
Кровь хлещет струёй, но Христос сидит хотя и печальный, но спокойный.
Слайд 12
Обе руки Фаддея словно принимают слова Христа,
и он взглядом спрашивает у Матфея: "Разве возможно то, что он говорит"?.
Симеон правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает Матфея. Обе ладони Матфея направлены на Христа, и он возвращает его слова назад: "Это невозможно!"
Слайд 13
Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на
столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече.
Пётр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает Иоанна. В правой руке нож – он готов убить предателя.
Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.
Слайд 14
Андрей: поднятые ладони на уровне груди:
"Кто же предатель?" Взгляд скосил на нож.
Иаков-младший: правая рука на плече Андрея: он согласен с ним.
Варфоломей решительно встал и готов действовать.
Слайд 15 Фома в проёме двери на светлом фоне.
Правая кисть сжата, указательный палец вверх: "Бог не допустит такого преступления".
Иаков с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним.
Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: "Верь мне, с моей стороны это невозможно".
Слайд 16Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497
420 x 910
см. Фреска (масляная темпера)
Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Иисус
Иоанн
Петр
Иуда
Андрей
Иаков
Варфоломей
Фома
Иаков Старший
Филипп
Матфей
Фаддей
Симон
Слайд 17Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495 – 1497
420 x 910
см. Фреска (масляная темпера)
Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие
Слайд 18Презентация выполнена
учеником 9 «б» класса
Гимназии № 405
Таировым Иваном
Преподаватель:
Дудкина Н.В.
Санкт-Петербург, 2008