Слайд 1 Художественные открытия
Серебряного века русской культуры.
Слайд 2
Говорят, искусство - лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и
не воспроизведёт историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, её настроение.
Начало прошлого века - истинная загадка истории.
Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверно, будет переосмысливаться, пока живо человечество.
Слайд 3СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в.
традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в.
Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.
Слайд 4Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы
были высочайшей приливной волной русской поэзии, такого ”девятого вала” 20 век больше не знал.
Ни с чем не сравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Борис Пастернак,
Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры “Человеческим садом”.
Слайд 5Явлением в русской поэзии рубежа веков был символизм.
Это движение романтиков, утверждающих,
что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия.
Александр Блок
Слайд 6Акмеисты отпочковались от символистов. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей
его многоцветности и силе, звали “возлюбить землю”, возвратить слову изначальный простой смысл, освободив его от символических толкований.
“У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё,” - писал в манифесте акмеистов Сергей Городецкий.
Анна Ахматова
Слайд 7Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Объявляя классику и
всю старую литературу как нечто мёртвое отжившее, не соответствующее современности, футуристы утверждали своё право на произвольное слово, слово-новшество, над которым не тяготеет его бытовое значение, и смысл которого связан только со звучанием.
В.Маяковский
Слайд 8В представлении символистов первейшим искусством была музыка. Она, по словам символистов,
идеально выражает символ, “брызжет из него”.
В музыке тоже идёт поиск нового героя, новых форм самовыражения, нового неизведанного.
На музыкальном небосклоне загораются две звезды - Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.
А. Скрябин
С.Рахманинов
Слайд 9Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье
в имении матери под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался.
Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны. В 1885 году Рахманинов поступает в московскую консерваторию.
Слайд 10Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще
завершил занятия по классу фортепьяно. В консерватории Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.
Через некоторое время
П. И. Чайковский сказал:
«Я предсказываю ему великое будущее».
А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи.
Слайд 11На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина
«Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей.
Слайд 12Московский период Рахманинова закончился в 1917 году. Когда произошла Великая Октябрьская
социалистическая революция, Рахманинов не понял её значения. В конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. Он поехал вместе с семьёй и больше в Россию не вернулся. Он покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя…»
Слайд 13В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь
иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры.
Слайд 14В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов
и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. «Верю в полную победу», - писал он.
Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года. Перед смертью на его имя пришла телеграмма от советских композиторов, поздравлявших его с семидесятилетием. Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами.