Слайд 1Художественная культура XIX века
Романтизм и реализм, как основные художественные стили XIX
Слайд 2Это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию
и искусство
это один из самых драматичных периодов в истории Европы ( глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны.)
XIX век очень сложен и противоречив ( в нём представлен необычайно широкий спектр философских идей – от идеализма до марксизма, многообразие худ. течений и стилей – от классицизма до модерна.)
XIX век время сосуществования прочных традиций и безудержного экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах.
в XIX веке закладываются основы современной индустриальной цивилизации.
2
Слайд 4ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА
Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus – римский, то
есть возникший на основе римской культуры.
Позднее соотнесено с жанром романа, описывающего возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев.
В средние века указывало на принадлежность к языкам романской группы ( тогда сложился романский архитектурный стиль).
В кон. XIX века стал названием новой литературной школы
4
Слайд 5ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА
Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики. Между
ними много общего ( восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворённость жизнью и оторванность от неё, устремлённость к несбыточному идеалу).
Романтика – основа романтизма в искусстве, а потому более широкое понятие.
5
Слайд 6ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА
Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет
основу создания его произведений. В этом смысле романтизм это некое качество, пронизывающее различные эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и худ. стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).
Романтизм это не только худ. стиль, но и особый способ познания и отражения действительности.
Шарль Бодлер говорил, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов».
Мы ограничимся пониманием романтизма как художественного стиля.
Слайд 7Философия и эстетика романтизма
Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких
философов (И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля…)
Они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.
Искусство должно было запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного я
7
Слайд 8При большом многообразии творческих манер и течений внутри романтизма он представлял
собой единый стиль художественной культуры, отвечающий общим эстетическим требованиям:
Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное
идеи романтизма возникли на почве неприятия действительности, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний.
эстетические требования
8
Слайд 9эстетические требования
Свободные от всяких догм, доктрин и школ, художники подчинялись только
зову собственной души.
Любимыми выразительными средствами живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.
9
Слайд 10Эжен Делакруа
Свобода, ведущая народ
(Свобода
на баррикадах)
Слайд 112. Исключительность романтического героя
Героями романтических произведений становятся не обычные люди в
их повседневной обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. В реальном мире они чувствуют себя одиноко. Личность героя находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим миром. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. В произведениях искусства индивидуализм становится формой протеста и самозащиты.
эстетические требования
10
Слайд 13эстетические требования
если человеку не суждено изменить жестокий мир, он может
уйти в мир фантазий. В отличие от человека просвещения, творца своей судьбы, мы видим жертву рокового стечения обстоятельств, живущего в сфере эмоций и чувств. Это человек остро чувствующий свою раздвоенность и неустойчивость в мире. Он гордится внутренней свободой и страдает от неё. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению.
Многие художники романтизма считали, что к пониманию сущности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека.
11
Слайд 14Эжен Делакруа
"Фредерик Шопен". 1838 г
Слайд 15"Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий
в атаку"
1812, Лувр, Париж
Эжен Делакруа
Слайд 16Портрет Марии Бикнелл" 1816
Эжен Делакруа
Слайд 17эстетические требования
3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы.
в
жизни природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природой характерно для него. Природа, как никогда раньше оказалась созвучной переживаниям и чувствам героев.
именно романтики научились видеть в природе нечто одухотворённое – не просто среду человеческого существования, а зеркало космоса, частица которого – человек. В тоже время природа противостоит человеку с его суетностью бытия и тщеславными желаниями.
12
Слайд 18Теодор Жерико Сцена кораблекрушения"
1820, Лувр, Париж
Слайд 20Джон Констебл
"Вид на собор в Солсбери" 1823
Музей Виктории, Лондон
Слайд 28эстетические требования
4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
в далёком прошлом романтики стремились найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма.
В XIX веке становится очень модно наводить искусственную патину на бронзу, у мраморных статуй отбивать руки, на картинах изображать античные руины.
Слайд 29Эжен Делакруа
"Греция на руинах Миссолонги". 1826 г.
Слайд 30эстетические требования
средневековая культура увлекала выдуманной идиллией, яркими характерами, сильными и
пылкими страстями.
наиболее отчётливо средневековая традиция проявила себя в архитектуре романтизма. Её идеалом стала неоготика с её утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей.
Слайд 33эстетические требования
5. Экзотика дальних стран
Элементы восточной культуры использовались во многих видах
искусства: литературе и музыке, живописи и архитектуре.
Восточный колорит, основанный на смутных, порой мистических представлениях о далёких и загадочных странах, будил воображение и вдохновлял художников.
Слайд 34Эжен Делакруа
"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г.
Холст, масло. 180х229
см.
Лувр, Париж.
Слайд 35Эжен Делакруа
"Львиная охота в Марокко". 1854 г.
Холст, масло.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 36Романтизм начала XIX века сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи
от классицизма к реализму
Романтизм неоднородное художественное направление.
Слайд 37РЕАЛИЗМ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ
Слайд 38ТЕРМИН
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся
прежде всего к литературе и изобразительному искусству
Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни такой, какой она реально видится человеку; и в более узком смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
Слайд 39эстетические принципы
а) типизация фактов действительности, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных
характеров в типичных обстоятельствах
б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;
в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
Слайд 40В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень"
художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности.
В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
Слайд 41Термин «реализм» впервые употребил Жан Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму
и символизму.
Всё же истинную дату рождения реализма связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819 - 1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную Выставку под названием «Павильон реализма».
Слайд 42
Гюстав Курбе
(1819 - 1877)
Автопортрет с черной собакой
Слайд 43Сутью реалистического направления в живописи стало пристальное внимание к окружающему миру,
природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека.
Реализм подвергал критике многие стороны окружающей действительности:
Антигуманность эксплуататорского строя
Бедствия и страдания обездоленного народа
Нравственность, политику и жизненную философию власть имущих
Именно поэтому реализм XIX века называют «критическим реализмом»
Слайд 44Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты утверждали гуманистические идеалы Добра, Счастья, Справедливости,
Равенства.
Наиболее ярко критический реализм выразился в произведениях литературы и изобразительного искусства ( бытовая и историческая живопись, сатирическая графика, книжная иллюстрация).
Слайд 45Интерес к жизни простого человека
На первый план выходит не идеализация, а
художественное познание народа, его истории, условий, обстоятельств бытия.
Слайд 47Дробильщики камня
В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников,
передаёт тяжесть их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы.
Слайд 48Франсуа Милле
Милле не стремился вложить в свое искусство социальный протест.
Его
живопись прежде всего выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве художников Барбизонской школы.
Слайд 49ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ
Слайд 50А.Г. Венецианов
Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически
сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. Русские крестьяне в изображении Венецианова -- это люди, преисполненные душевной красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности. В стремлении к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот крепостного труда. Но самый факт обращения к такой "низменной", с точки зрения официальной эстетики, теме крестьянской жизни заслуживает особого внимания. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян.
Слайд 52А.Г. Венецианов. Жница. 1820-е годы
Слайд 54ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ
Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития
передовой русской живописи 1860-1870-х годов.
Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род".
Слайд 56"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная
тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей.
Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина "Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить.
Слайд 58Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может,
ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость.
Слайд 59Портрет императрицы Марии Федоровны
Слайд 61БЫТОВЫЕ КАРТИНЫ ЖИЗНИ
Интерес к повседневной жизни человека нашел яркое и образное
воплощение в бытовом жанре живописи.
Слайд 62По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что
изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением.
Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
Федотов П.А.
Слайд 64Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
Слайд 65ПЕРОВ В.Г.
Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у
него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как Проводы покойника (1865) и Тройка. Ученики-мастеровые везут воду (1866), впечатляют силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М.Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в Утопленнице и особенно в Последнем кабаке у заставы (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности.
Слайд 67Мастера реалистического пейзажа
реалистические пейзажи, погружают зрителей в мир глубоких размышлений о
сущности бытия и вечных духовных ценностей. Несмотря на то, что жанр пейзажа издавна считался академическим и далёким от реальной жизни. Именно в нём были сделаны наиболее яркие открытия.
Слайд 68КОРО, ЖАН БАТИСТ КАМИЛЬ
Представитель так называемой «Барбизонской школы».
Создал свой особый,
оригинальный стиль.
Он не гонится за эффектностью мотива, а ищет живописные средства, созвучные природе. Тогда это уже стало чем-то забытым. мастер стремится передать поэтическое очарование, отдавая предпочтение мягким, текучим формам, туманным атмосферным эффектам.
Слайд 72Васильев Ф. А. Мокрый луг
70 × 114 Холст, масло 1872
Слайд 73Мокрый луг
Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и
настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.
Слайд 74Васильев Ф.А. Деревенская улица (деревня)
Слайд 76Васильев Ф.А. Заброшенная мельница
Слайд 77Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)
Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа.
Безграничность
просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.
1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.
Слайд 78Левитан И,И. Мостик. Саввинская слобода
Слайд 86ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ
воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы
и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя… (начальная строка песни на слова А.Ф.Мерзлякова; 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Слайд 87ШИШКИН И.И. СОСНОВЫЙ БОР. МАЧТОВЫЙ ЛЕС В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
Слайд 88НАТУРАЛИЗМ
Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники-реалисты всё же не стремятся
к её точному копированию.
Натурализм – точное копирование явлений действительности.
До середины XIX века эти два термина употреблялись как синонимы. С 70-х годов натурализм стал выделяться в особое литературно-художественное течение.
Слайд 89Эмиль Золя (1840 -1902), наиболее известный сторонник натурализма, подчёркивал, что художник
должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может изображать только то, что сам видел и изучил. Место сюжета занимает описание и анализ, автор остаётся эстетически нейтральным.
Мир становится нагромождением деталей не разграниченных на красивое и безобразное. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралиста эстетическую ценность.