Слайд 1Русский авангард. Супрематизм Малевича
М.Е. Бругге. Школа №12 города Нижнего Новгорода
Слайд 2Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
Слайд 3Становление художника
Становление Малевича в искусстве живописи было ярким и стремительным. Он
неутомимо изучал и проверял традиции старых мастеров, искал и оттачивал новые возможности живописи, но как и многие крупные мастера авангарда, Малевич не получил систематического художественного образования
Слайд 4Первый этап творчества
Первый этап творчества обычно связывают с импрессионизмом, которым Малевич
увлёкся во время учёбы в Строгановском училище. Особенно сильное влияние на него оказало творчество Поля Гогена. Первые картины Малевича выполнены в яркой импрессионистической манере.
Слайд 5«Цветочница» (1903)
Этот небольшой этюд показывает, что Малевич пытался решать новые задачи:
сочетание объёмности и плоскостности, поиски декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки на первом плане написана жёстко и статично, одежда показана отдельными крупными пятнами, контуры чётко прорисованы.
Слайд 6«Крестьянский примитивизм»
В 1912-1913 годах появилась первая из «крестьянских серий». Сюжеты картин
просты: полевые работы, бытовые сцены. Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из условных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них исходит ощущение суровости и грубой земной силы.
Слайд 9Супрематизм (от лат. «высший»)
Свои первые супрематические картины Малевич показал на футуристической
выставке в Петрограде в 1915 году. Отсутствие какого-либо сюжета, неузнаваемость реальных предметов и вещей становятся основными признаками его художественного метода. Супрематичная беспредметность рассматривается как исключительно новая ступень художественного сознания. По мнению художника, в картине мог выступать один элемент (круг, квадрат, крест и.т.д.),но он не отрицал более сложных композиций с использованием нескольких геометрических фигур.
Слайд 11«Чёрный квадрат» (1913)
В этом шедевре нашли отражение взгляды Малевича на супрематическое
искусство. Чёрный квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания. Это так называемый «нуль форм», служащий первоэлементом, ядром, из которого возникают всё новые композиции супрематического мира.
Слайд 12«Красный квадрат» (1916)
С этой картины начался «цветной» период супрематизма, в котором
красочность служила знаком цветности вообще. На последней стадии супрематизма из него ушёл цвет. Остался один пустой холст без красок.
Слайд 14Значение Малевича
В целом супрематизм Малевича оказал большое влияние не только на
живопись, но и на скульптуру, архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство. У художника было немало учеников и последователей.