Слайд 1ТЕМА:"ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»
Слайд 2
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм
Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное воззрение, согласно
которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Слайд 3
Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис:
"человек есть мера
всех вещей«
Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого
Слайд 4
Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и
физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.
Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры
Слайд 5
В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ
тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура
Слайд 6
Скульптура-
(от латин.-"высекать, вырезать) вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически
материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве
Слайд 7Виды скульптуры
станковая (круглая), рельеф
Слайд 8Станковая скульптура
(бюст, статуя, статуэтка)
Слайд 10
Рельефные изображения создаются с помощью резьбы, лепки или чеканки – в зависимости от материала, в
качестве которого может выступать глина, камень или дерево.
Их главным отличительным критерием является соотношение рабочего фона и объема изображаемых элементов.
Слайд 11
Барельеф по-другому называется «низким рельефом». Если представить себе полный объем фигур, то в
барельефе он выступает над фоном максимум наполовину, а зачастую и меньше.
Слайд 12
Горельеф же более выпуклый – зрителю видна значительная (больше половины) часть
собственного объема элементов. А некоторые фигуры могут и вовсе существовать самостоятельно, полностью отделившись от фона.
Слайд 14Материал скульптора
Камень ( мрамор или известняк)
Бронза (использовалась смешанная техника –
сочетание золота и слоновой кости)
Слайд 15
Бронзовая статуя «Возничий» ок. 470 года (Дельфы, музей)
передача мелких натуралистических
деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом
Складки хитона юноши, похожие на каннелюры колонны, также усиливают монументальность статуи.
Слайд 16Глаза изготавливали из цветного камня, стекла, слоновой кости
Слайд 17Архаический период
В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры
Теперь храмы
снаружи украшаются рельефами; внутри устанавливаются статуи богов, которым посвящены храмы
Для периода характерны
стоящие фигуры юношей (куросы) и фигуры девушек (коры).
Слайд 18КОРА (от греч. kore — девушка),
. В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей
девушки в длинных одеждах.
КУРОС
- статуя юноши-атлета (обычно обнаженного). Куросом называли подростков, но не детей, молодых безбородых мужчин.
Куросы и коры архаики
Слайд 19Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное
значение, но могли быть и культовыми образами.
Слайд 20Скульптуры куросов
Высота статуи до 3 метров;
Воплощали идеал мужской красоты,
силы и здоровья;
Фигура
прямостоящего юноши с
выставленной вперёд ногой, руки сжаты
в кулаки и вытянуты вдоль тела.
Лица лишены индивидуальности;
Выставлялись в общественных местах, в
близи от храмов;
Слайд 21Хорошо известный пример двойного куроса — «Клеобис и Битон», найденный в Дельфах.
Эти парные статуи датируются примерно 580 г. до н. э. и изображают двух легендарных героев Пелопоннесса. Хотя надпись на базе идентифицирует их как Клеобиса и Битона, они — типичные куросы, воплощающие архаические пелопоннесские добродетели сыновнего долга и физической силы, а не реальные личности.
Слайд 22
Кора в пеплосе», ок. 530 г. до н.э., Музей Афинского Акрополя
Слайд 23
Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий
рост, или немногим меньше. Кора всегда изображена с прекрасной прической и элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос. Складки тканей красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога Коры слегка выдвинутой вперед.
Слайд 24Скульптуры кор
Воплощали изысканность и утончённость;
Позы однообразны и статичны;
Хитоны и плащи с
красивыми узорами из
параллельных волнистых линий и каймой по краям;
Волосы завиты в локоны и перехвачены
диадемами.
На лице загадочная улыбка
Слайд 25Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромными. Цвет подчеркивал
жизнеподобие изображения — красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань); а также служил декоративным целям, как например в случае орнамента на текстиле. Пигмент наносился на поверхность камня с помощью энкаустики: окрашивающие гранулы смешивались с воском (служившим связующим), и получившаяся смесь в горячем виде наносилась на камень. Когда воск, покрывающий поверхность, остывал, он запечатывал таким образом все поры минерала и в некоторой степени защищал его от разрушения.
Пример реконструкции «Коры в пеплосе» в цвете
Слайд 27
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти
VI в. до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической улыбкой.
Возможно, архаическая улыбка, играющая на губах юных красавиц,– это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!»
.
Слайд 28 Акрополь. Портик храма Эрехтейон- статуи кариатид 421–407 век до н.
э.
Слайд 29Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на
голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы
Кариати́да — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.
Слайд 32
Фидий — знаменитый скультор Древней Греции V века до н.э.
Фидий родился в
Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Он работал в Афинах, Дельфах (Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона) и Олимпии.
Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах.
Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров.
Слайд 33Фидий
Скульптор , главный помощник Перикла при строительстве Акрополя
Ему принадлежит
и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос (основа статуи деревянная фигура)
была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной
На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
Слайд 35Фидий
"Зевс Олимпийский»
Но подлинную славу и величайшую известность принесла
Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии
Слайд 36
Чудо света — Статуя Зевса Олимпийского
Высота статуи превышала двенадцать метров, а богиня
Ника, которую Зевс держал в руке — была ростом со взрослого человека. В глазницы Зевса были вставлены огромные драгоценные камни, а тело великана было покрыто пластинами из полированной слоновой кости. Одеяние бога было покрыто золотом, общая масса которого была более двухсот килограммов.
Слайд 38Фидий -рельеф "Битва с кентаврами" (храм Парфенон)
Слайд 39Рельеф
« Дионисовские процессии»
Слайд 40Рельеф "Рождение Афродиты из моря"
Слайд 41
В скульптурах Фидия особенно отражено то, что в Греции боги -
это образы идеального человека
Слайд 43
Эфе́б — в древнегреческом обществе — юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (16 лет,
в Афинах — 18), становясь членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса. С этого времени молодой человек становился военнообязанным и привлекался к военной службе
Слайд 44Скульптуры периода ранней классики
Слайд 45Мирон
Поликлет
Скопас
Пракситель
Лисипп
Леохар
Фидий
Великие греческие скульпторы :
Слайд 46
Основной темой
становится образ
человека, восхищение
красотой
человеческого
тела.
создание статуй богов и
героев для украшения храмов;
к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на знаменитых
Олимпийских играх
Слайд 48Поликлет
Работы Поликлета стали
настоящим гимном величию
и духовной мощи Человека.
Излюбленный образ
–
стройный юноша
атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего,
«ничего сверх меры»,
Духовный и физический
облик гармоничен.
«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т.н. Канон Поликлета.
Слайд 49Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской
фигуры.
Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении.
"Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник.
Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.
Канон Поликлета
Слайд 50 Хиазм - изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу;
при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено и наоборот.
Прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела, который сохранял подвижное равновесие симметричных частей тела (перекрестное равновесие)
Поликлет "Канон"
идеально правильные пропорции человеческого тела в скульптуре
Голова составляет 1/7 часть всего роста;
Лицо и кисти руки 1/10 часть
Ступня – 1/6 часть
Слайд 51Пропорции идеального мужчины при росте 178
Объем шеи 44 см
Груди 119 см
Бицепса
38 см
Талии 92 см
Предплечья 33 см
Запястья 19 см
Ягодиц 108 см
Бедро 60 см
Голени 42 см
Лодыжки 25 см
Ступни 30 см
Слайд 52Мирон
Мирон — греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор
эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI — нач. V в.)
Воплотил идеалы силы и красоты Человека.
Был первым мастером сложных бронзовых отливок.
Мирон. Дискобол.450 лет до н.э.
Римская копия. Национальный музей, Рим
Слайд 53
Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности.
Движение передается только при
рассмотрении фигуры спереди
Слайд 54Слава победителям!
Награда победителям в Олимпии
Оливковый венок
Прижизненная статуя (для победителей 3
Олимпиад)
Почести в родном городе
Пожизненная пенсия
Пожизненное питание
Освобождение от налогов
Почетное место в театре
Слайд 56IV в. до н.э.
1. Стремились к передаче энергичных действий;
2. Передавали чувства
и переживания человека:
- страсть
- грусть
- мечтательность
- влюблённость
- неистовство
- отчаяние
- страдание
- горе
Скульптурные творения Скопаса и Приксителя
Слайд 57Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), Скопас продолжил традиции
высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.
Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса.
Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Скопас
Слайд 59 Скопас.
Битва греков с амазонками.
Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.
Слайд 60
Пракситель вошел в историю скульптуры как
вдохновенный певец женской красоты.
По преданию,
Пракситель создал две
статуи Афродиты, запечатлев на одной
из них богиню одетой, а в другой —
обнаженной. Афродиту в одеждах
приобрели жители острова Коса, а
обнаженная была установлена на
одной из главных площадей острова
Книд, куда со всех концов Греции
стали съезжаться поклонники
прославленного творения скульптора,
преумножая славу города.
Слайд 62Греческий профиль
Греческий профиль — особая трактовка профиля человеческого лица, являющаяся частью канона
древнегреческой скульптуры классической и эллинистической эпох Отличительными чертами является линия носа, прямо переходящая в лоб практически без какого-либо выделения переносицы. Если голова увенчана шлемом, то эта линия также сливается с ним. Также заметен относительно тяжёлый подбородок.
Слайд 63Скульптурные творения Праксителя
Слайд 64Пракситель "Атлант", "Гермес с младенцем Дионисом"
Слайд 65Лисипп
Великий скульптор IV в. до н.э. (370—300 гг. до н. э.).
Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве.
Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность
В подлиннике до нас не дошли.
Придворный скульптор А.Македонского
Мраморная копия головы А.Македонского
Слайд 66Лисипп.
Голова Александра
Македонского Около 330 до н.э.
Лисипп -
мастер поздней классики
Слайд 67Реалистический бюст Сократа, предположительно работа Лисиппа, IV в. до н. э. (эллинизм)
Слайд 68Скульптуры периода поздней классики (эллинизм)
Слайд 69 ЭЛЛИНИЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени
походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта.
В скульптуре:
1. Взволнованность и напряжённость лиц;
2. Вихрь чувств и переживаний в образах;
3. Мечтательность образов;
4. Гармоническое совершенство и торжественность
Слайд 70Лисипп "Геракл, борющийся со львом", "Отдыхающий сатир"
Слайд 72
"Атлант Фарнезский«
ок.200 до н.э.,
Нац. музей, Неаполь
Слайд 73Леохар
Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека.
В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения.
Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.
.
Леохар. Аполлон Бельведерский.
4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана
Слайд 80"Диана-охотница" Леохар, ок.340 до н.э., Лувр, Париж, Франция
Слайд 82Харес "Колосс Родосский"
12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных
каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной
Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э.
.
Слайд 83
Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором
Филоном Византийским.
Слайд 84Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй -
"Ника Самофракийская". Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Слайд 85Харес
"Ника Самофракийская"
На берегу, среди античных скал
Куда-то в море, вдаль, она
смотрела
Ей ветер к телу платье прижимал,
Подчеркивая совершенство тела.
Так хороша, как небо, как свобода,
Как юность, где тебе семнадцать лет.
Нет скульптора умнее, чем природа
Да,.. и талантливей наверно нет.
Слайд 86Агессандр, Полидор, Афинодор
"Лаокоон с сыновьями"
Слайд 87Агессандр "Афродита Милосская« (Лувр)
Слайд 88
Голова Венеры Милосской, сер. II в. до н. э. (эллинизм)
Слайд 89 Греческая скульптура
В
греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть
как, например, «Ника Самофракийская» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа . Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.
Слайд 90
Ваяние - это та отрасль искусства, в которой греки научились наиболее
совершенным образом сливать форму с содержанием и изображать небесное в земной оболочке, и притом лучше, чем это удавалось каким-либо другим народам.
Слайд 91Крылатые выражения из мифов:
Авгиевы конюшни
Бочка Данаид
Гордиев узел
Дамоклов меч
Двуликий
Янус
Кануть в Лету
Метать громы и молнии
Олимпийское спокойствие
Нить Ариадны
Петь дифирамбы
Прокрустово ложе
Рог изобилия
Сизифов труд
Ящик Пандоры