Слайд 1
Барокко
В последовавшие за эпохой Возрождения века в искусстве развивались два больших
направления. Искусство барокко требовало страстей и бурного движения. Классическое искусство стремилось к соразмерности и идеальной гармонии.
Слайд 2Барокко
Слово барокко происходит от португальского ювелирного термина, обозначающего жемчуг неправильной формы.
Искусство барокко, зародившееся около 1600 г., отличалось буйным динамизмом форм, преувеличенными эмоциями, синтезом архитектуры и живописи, когда благодаря иллюзионистскому использованию пространства интерьера живопись открывала путь в бесконечность небесных высей. Барочное искусство уделяет особое внимание воображению, замыслу, который должен быть остроумным, поражать новизной. Барокко допускает в свою сферу безобразное, гротескное, фантастическое.
Барокко проявило себя в архитектуре (Дж.Л.Бернини), в музыке (А.Вивальди), в живописи (М.Караваджо, П.П.Рубенс),в литературе (П.Кальдерон).
Слайд 3Караваджо
МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО - (1573–1610), итальянский живописец. Караваджо был одним
из самых значительных и талантливых художников XVII века. Жизнь его буквально просится в миф и до сих пор поставляет сюжеты для беллетристов и кинорежиссеров. Караваджо отличался неистовым характером, мощью и оригинальностью своего таланта, невероятной работоспособностью.
Слайд 4Караваджо
Галерея Уффици, Флоренция
В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько
крупных поясных портретов молодых людей. Среди них выделяется «Вакх». Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта. Долгое время полотно было неизвестно - лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. Предыстория картины остается неясной, но есть все основания полагать, что она была создана в период службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного своим пристрастием к подобного рода сюжетам и гедонистическим отношением к жизни. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Изображенный юноша с нескрываемым соблазном смотрит прямо в глаза зрителю, призывно играя кончиком черного кушака, едва придерживающего спадающие с его тела одежды.
«Вакх»
Слайд 5
Роскошь и нечистота
Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос,
украшенных листьями. Волосы выглядят настолько искусственными,
что вполне могут оказаться париком — есть свидетельства,
что париками художник иногда пользовался.
Слайд 6Слева, из-под белого покрывала, выглядывает грязная полосатая подушка,
символизирующая нечистые помыслы
юноши.
Слайд 7
В левой руке Вакх держит изысканный бокал с вином,
однако его
ногти давно не чищены — возможно,
позировать для картины художник пригласил какого-нибудь уличного оборванца.
Слайд 8В корзине среди прочих фруктов мы видим и гранат,
знак чистоты и
целомудрия.
Но гранат этот перезрел, и, скорее всего, он служит символом того,
что герой полотна уже утратил свою невинность.
Слайд 11Первые биографы художника (Бальоне, Беллори и Манчини) неизменно упоминают о картине,
на которой изображена цыганка, предсказывающая молодому человеку его судьбу. По мнению Д. Беллори, этим полотном Караваджо хотел доказать, что можно вдохновляться и сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только древними мраморными статуями или работами Рафаэля. «Для этого, - продолжает Д. Манчини, - Караваджо пригласил уличную гадалку и предложил ей показать, как она предсказывает судьбу. Кроме нее, он изобразил и юношу - одна его, обтянутая перчаткой, рука, лежит на эфесе шпаги, а вторая, обнаженная, протянута к гадалке. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма». У этой картины имеется дубликат. Он хранится в Музее Капитолия в Риме. Его автором мог быть как сам Караваджо, так и кто-нибудь из его последователей.
«Гадалка»
Слайд 12Обман простака
Лживая улыбка
играет на лице цыганки, собирающейся
одурачить юного простака.
Слайд 13
Молодой человек заинтересованно
рассматривает привлекательную девушку,
не ожидая от нее мошенничества.
Слайд 14Поглаживая ладонь юноши, цыганка ловко снимает кольцо с его пальца.
Слайд 15Модный костюм, ладно сидящий на юноше,
говорит зрителю о его самовлюбленности,
облегчающей гадалке ее дело.
Слайд 18Кающаяся Мария Магдалина
Положение во гроб
Слайд 25Джованни Лоренцо Бернини
«Я победил мрамор и сделал его гибким, как
воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Лоренцо Бернини
Слайд 26Джованни Лоренцо Бернини
Наиболее значительным и известным характером итальянского барокко был
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Это был человек огромной творческой энергии, который поражал разнообразием дарований: архитектор, скульптор, декоратор, живописец, рисовальщик.
Слайд 27Джованни Лоренцо Бернини
Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был наиболее
чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений.В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы
Слайд 28Джованни Лоренцо Бернини
Одна из знаменитых скульптур Бернини – Давид.
Он представлен совсем по-иному, чем у Микеланджело. Там – покой, здесь – экспрессия, чувство, порывистое движение. То же отражено и на лице. Оно искажено гримасой гнева и ярости. В отличие от монументальности возрожденцев, Бернини стремится к конкретности изображения события.
«Давид»
Слайд 29В течение двухсот лет в Италии появились четыре полностью различных статуи
Давида и все - шедевры. Донателло, Верроккио, Микеланджело, и наконец Бернини. Эти четыре скульптора имели совершенно различные цели. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя - это Давид Бернини.
Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Место перед статуей становится частью концепции.
Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
Это - чудо драматического действия, замороженное в камне
Слайд 30«Давид»
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Донателло
Бернини
Верроккио
Слайд 31Джованни Лоренцо Бернини
Действие, динамика – стержень решения композиций Бернини
«Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна». Этот художник сумел одним из первых (после античных скульпторов) подойти к проблеме передачи движения пространственным видом искусства.
Особенно выразительно это представлено в его скульптуре «Аполлон и Дафна» (история Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона), давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной. Она обратилась за помощью к богам, и боги превратили ее в лавровое дерево. Тщетно Аполлон обнимал его, назад в Дафну оно не превратилось. А лавр стал с этих пор излюбленным растением Аполлона ).
Бернини удивительно точно передал момент метаморфозы тела нимфы в корни, ветви дерева.
«Аполлон и Дафна»
Слайд 32Похищение Прозерпины
Экстаз святой Терезы
Слайд 33Колоннада собора святого Петра в Риме
Слайд 34Версальский дворец
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) — парадный
дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе. С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
Слайд 35Версаль
Созданный при Людовике XIV (1661-1715), Версаль являет собой королевскую
архитектуру в полном смысле этого слова. Для строительства своего дворца король призвал самых знаменитых художников и архитекторов: Луи Лево и Жюля-Ардуэна Мансара, которые возвели замок, где пропорции создают самую чистую экспрессию в классическом стиле. Сады, спланированные Анд-рэ Ленотром, служат прекрасным обрамлением жемчужине архитектурного и декоративного искусства, изваянной во славу короля. Бассейны, фонтаны, геометрические клумбы украшены статуями работы самых знаменитых скульпторов.
Слайд 38Ландшафтный парк Версальского дворца
Слайд 40Питер Пауль Рубенс -
король художников и художник королей
(1577-1640)
Слайд 41Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Peter Paul Rubens; 28 июня
1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Слайд 47Ян Брейгель старший и Питер Пауэль Рубенс. Мадонна в венке из
цветов.
Слайд 48Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Слайд 52Это произведение Рубенса, вероятно ,находилось в его доме, поскольку упомянуто в
его завещании. Неизвестно, каким путем картина попала в 1830 году в Вену. Женщина, изображенная на ней,- молодая жена художника ,Елена, которая не раз служила для него моделью. Можно предположить, что на полотне Венера или Сусанна, но кто бы это ни был, поза женщины восходит к статуе Венеры Медицейской, которой художник имел возможность любоваться во время своей жизни в Риме, когда статуя находилась на вилле Медичи. Мех, скользящий по телу женщины,- мотив , который Рубенс почерпнул у Тициана: его "Портрет женщины в шубе" он скопировал еще в 1612 – 1614 годах.
ШУБКА
Слайд 53Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Мы называем
их вечными спутниками. В России это, прежде всего, Пушкин, в Германии - Бетховен, в Австрии - Моцарт, в Англии - Шекспир, во Франции - Вольтер, в Италии - Микеланджело, в Испании - Сервантес, в Польше - Шопен, в Голландии - Рембрандт ван Рейн. Великие национальные художники, они сродни друг другу мятежностью своего гения, поражающей мощью интеллекта и тою великостью сердца, которую Ромен Роллан справедливо считал необходимой приметой настоящего человека, художника, героя.
Слайд 54Рембрандт Харменс ван Рейн
Напористое, солидное и зажиточное голландское общество
XVII века потребовало и создало множество живописных изображений окружающих человека предметов и сцен его повседневной жизни. Величайший же художник Нидерландов Рембрандт стал творцом более глубокого и более выразительного искусства.
Слайд 55Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-69) многими признан как величайший европейский художник
всех времен, но профессиональная жизнь его была цепью взлетов и падений. До сорока лет все в ней было безоблачно. Сын мельника из Лейдена - второго по величине города тогдашних Нидерландов - перебрался в Амстердам и шел от успеха к успеху, создав великолепный, сразу же признанный групповой портрет "Урок анатомии у доктора Тюльпа" в возрасте всего лишь 26 лет. На живописца рекой полились заказы на исторические полотна и крупноразмерные портреты, а женитьба на девушке из богатого семейства упрочила его положение в обществе. Художник переезжает в огромный дом на Бреестрат, где в 1642 году на гребне финансового успеха пишет свой самый известный групповой портрет "Ночной дозор", на этой картине городские дружинники изображены не чинно сидящими в четырех стенах, а весело вывалившимися на оживленную улицу. Более того, художник порвал с традицией равновеликого изображения всех позирующих, чем, насколько известно, никого не обидел – заказчики или раскошеливались в зависимости от того, где и в какую величину их изобразили, или же сразу поняли, что попали на картину, коей суждено стать шедевром.
Слайд 56В том же году умерла жена Рембрандта Саския. Согласно ее завещанию,
художник не имел права распоряжаться ее капиталом, деньги доставались старшему сыну Титусу по достижении им совершеннолетия. Такая осторожность составительницы подтверждает легенды об экстравагантных тратах Рембрандта, поражавшего сограждан выкрикиванием поразительно высоких цен на аукционах раритетов и антиквариата.
Несмотря на некоторое уменьшение популярности Рембрандта, у него всегда оставалось немало клиентов, так что столь быстрое таяние его капиталов можно объяснить именно чрезмерными расходами. Кроме того, по свидетельствам современников, Рембрандт упрямо поступал по-своему, например, писал не пользовавшиеся спросом библейские сюжеты. В конце концов, в 1656 году он обанкротился, огромный дом был продан за долги, а художнику довелось переехать в снятую квартиру на околице Амстердама, где жизнь была заметно дешевле.
Слайд 57Рядом с художником были его сын Титус и молоденькая служанка Хендрикье
Стоффельс, которая жила с Рембрандтом после смерти жены и родила ему дочь. Официально Титус и Хендрикье значились работодателями Рембрандта - подобный юридический трюк означал, что творения мастера принадлежат им и не могут быть изъяты его кредиторами. Этот факт говорит в пользу того, что семейство жило дружно и что Рембрандту, уже далеко не богачу, были обеспечены хороший уход и условия для созидания. Высшими достижениями позднего периода его творчества являются такие наполненные человеческими чувствами работы, как "Иаков, благословляющий сынов Иосифа", "Еврейская невеста" и "Возвращение блудного сына". Вопреки финансовым трудностям, Рембрандт мог бы счастливо жить в новом обиталище, если бы не две личные трагедии, омрачившие последние годы жизни мастера. Преданная Хендрикье умерла в 1663 году, а Титус - в 1669, вскоре после чего, лишь несколько месяцев спустя, скончался сам Рембрандт, старый, больной и уставший от жизни.
Слайд 62Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она
вышла замуж за Рембрандта. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору - древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях.
Портрет Саскии в образе Флоры
Слайд 63Вирсавия
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают,
что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Слайд 64Похищение Ганимеда
Жертвоприношение Авраама
Слайд 65Портрет Хендрикье Стофелльс
Хендрикье Стоффельс у окна
Слайд 66Портрет молодой Саскии
Портрет Саскии в пышном платье
Слайд 67Читающий Титус, сын художника
Портрет Титуса, сына Рембрандта