Слайд 2Цели методики:
Развитие ассоциативного мышления у подрастающего поколения;
Развитие умения слушать, анализировать
и понимать музыкальные произведения;
Развитие музыкального вкуса у детей;
Ознакомление обучающихся с лучшими образцами мировой художественной культуры (музыка, живопись, театральное искусство, кинофильмы и пр.);
Формирование активной жизненной позиции, стремления к творческому самовыражению
Слайд 3Ассоциации
Музыкальный портрет
Музыкальное письмо
Музыкальный рассказ
Музыкальный синквейн
Слайд 4Музыкальный портрет
1. Составить словесный портрет предполагаемого героя, который соответствовал бы характеру
музыкального произведения, по плану:
а) внешность героя;
б) его характер;
2. Изложить словесный портрет предполагаемого героя в стихах;
3. Нарисовать портрет предполагаемого героя
Слайд 5Музыкальный портрет
Проза
Стихи
Рисунки
Ассоциации
!
Знание музыки, живописи, литературы, театрального искусства и пр.
Слайд 7Куплеты Эскамильо из оперы Ж. Бизе «Кармен»
Слайд 10Хабанера. Опера «Кармен» Ж. Бизе
Слайд 11Хабанера. Опера «Кармен» Ж. Бизе
Слайд 13Человек с гармоникой
Из к/ф «Однажды на Диком Западе»
Слайд 16
Опера «Паяцы», композитор Руджеро Леонкавалло
Ария Канио
Слайд 21Краткое содержание см. в Приложении I
Слайд 23Ария Калафа из оперы «Турандот»
(Джакомо Пуччини)
Василий Лановой
Слайд 26Арию исполняет Калаф — неизвестный принц (итал. Il principe ignoto). Он с первого
взгляда влюбляется в прекрасную, но холодную принцессу Турандот. Каждый, кто хочет жениться на принцессе, должен сначала отгадать три её загадки. Если это ему не удастся, он будет обезглавлен.
В предыдущем акте Калаф верно ответил на все загадки принцессы, которые она загадывала всем своим поклонникам. Тем не менее, она не желает становиться его женой, и Калаф предоставляет ей шанс, предлагая в свою очередь отгадать его загадку. Турандот должна угадать, как зовут принца. Если ей это удастся, то она может казнить его, но если она не отгадает имя принца, то должна будет стать его женой.
Тогда жестокая принцесса решает, что никто из её подданных в эту ночь не должен спать, пока имя принца не будет угадано. Если же они не смогут угадать, как его зовут, то всех их казнят.
В начале последнего действия Калаф один, он в залитом лунным светом саду дворца. Он слышит, как вдалеке глашатаи принцессы объявляют её указ. Ария принца начинается под эхо их криков с размышления о принцессе Турандот.
Слайд 27Калаф
Cпать не дóлжно! Cпать не дóлжно!
Ты тоже, о Принцесса,
в своём чертоге
хладном
смотришь на звёзды —
в сияньи их мерцают любовь с надеждой…
Но мой секрет сокрыт во мне,
им моё имя не узнать, о нет!
У твоих уст его скажу,
когда рассветный луч блеснёт!
Мой поцелуй молчание расплавит,
дарящее тебя мне.
Хор
Нам его имя не узнать…
И нам придётся умереть, увы!
Калаф
О ночь, рассейся! Исчезайте, звёзды,
исчезайте, звёзды! С зарёй мне побеждать!
Побеждать! Побеждать!
Слайд 28«Турандот» в постановке Роберто де Симоне (2012)
Слайд 29Постановка «Турандот» в Буэнос-Айресе (2006 год)
Слайд 32Третий романс Демона из оперы «Демон» (муз. А. Рубинштейн, сл. М.
Лермонтов)
Врубель М.А. «Демон»
Слайд 34Дмитрий Хворостовский
Исполнитель
Слайд 35Музыкальный синквейн
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое
отношение к проблеме
Одно существительное, выражающее сущность музыкальной темы;
Два прилагательных, характеризующих музыкальную тему;
Три глагола, соответствующие музыкальной теме;
Короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к музыкальной теме;
Синоним к 1-му существительному
Слайд 36Слушает
Анализирует
Фантазирует
Рассуждает
Обсуждает
Узнает новое
Слайд 38Hijo de la luna (Сын Луны)
Испанская группа Mecano
В песне говорится о безответной
любви цыганки к цыгану. Цыганка готова на все, чтобы добиться взаимности: Луна готова исполнить ее желание, но с условием, что своего первого сына цыганка отдаст ей. Она соглашается. Цыганка выходит замуж за любимого, но у родившегося у них сына совершенно белая кожа и серые глаза. Цыган решает, что жена изменила ему, и убивает ее, а сына он относит на вершину высокой горы и оставляет там. Если на небе полнолуние, значит, ребенок счастлив, а, когда ребенок начинает плакать, луна превращается в полумесяц, чтобы качать в колыбели младенца
Слайд 41А.Г. Шнитке, «Гоголь-сюита»
(По мотивам произведений Н.В. Гоголя )
Слайд 42Из детских работ
Музыка;
Сильная, завораживающая;
Поднимает, удивляет;
Непонятно и звонко;
Странно
Слайд 43Из детских работ
Музыка;
Тяжелая, динамичная;
Зазвучала, заиграла, загремела;
Очень резкая;
Созвучие
Слайд 44Из детских работ
Напряжение;
Резкость, динамичность;
Тревожит, заинтересовывает, напрягает;
В музыке происходят резкие скачки от
piano к forte. Музыка агрессивная, динамичная;
Диссонанс
Слайд 45На основе образов, представленных на слайде, обучающийся должен составить небольшой рассказ
(объем – 1/2 – 1 стр.), эмоциональный строй которого соответствует звучащей музыке (см. следующий слайд).
При желании можно использовать одну или две понравившихся картинки или собственный ассоциативный ряд. Обучающийся не скован в этом задании какими-либо рамками или ограничениями
Музыкальный рассказ
Слайд 47Использование свободно-ассоциативного письма (метод психоанализа):
Ученик должен написать 7 любых слов, которые
возникают у него в сознании при прослушивании того или иного музыкального произведения
Музыкальное письмо
Слайд 49Татьяна Ларина
Музыка – Петр Ильич Чайковский. Увертюра к опере «Евгений
Онегин» (А.С. Пушкин).
Образ Татьяны Лариной. Иллюстрация - М.П. Клодта (1886)
Слайд 51Ариадна Шенгелая в образе Татьяны Лариной,
к/ф «Евгений Онегин» (1958 г.)
Слайд 52Из детских работ
Возвышенность, грация, бал, тревога, успокоение, прозрение, солнце;
Неизвестность, поиск, страх,
ночь, смерть, темнота, опасность, жизнь;
Опера, театр, композиция, зал, симфония, красный, золотой, сказка;
Трагедия, потеря, спокойствие, рассвет, перепады, тайна, нарастание;
Дворец, тайна, вечер, жизнь, мрак, луна, свечи
Слайд 53Из детских работ
Смерть, хитрость, наглость, вечер, лопата, яма, холодно
Слайд 56Из детских работ
Выбор, грусть, спокойствие, разговор, одиночество, тишина;
Разлука, трагизм, спокойствие, одиночество,
любовь, легкость, прошлое;
Жизнь, разлука, любовь, трепет, взволнованность, ожидание, угасание;
Печаль, дождь, лужи, отчаяние, поиск, желание, лезвие;
Тревога, грусть, уныние, разочарование, осень, депрессия, плен
Слайд 57Из детских работ
Тишина, одиночество, спокойствие, ожидание, табуретка, веревка, мыло
Слайд 58Музыкальная викторина
Обучающиеся должны отгадать темы из пройденных музыкальных произведений (композитор, название
произведения и исполнитель);
Помимо музыкальных тем дети должны вспомнить картины и иллюстрации с ними связанные
Слайд 59Мелодия 1
Мелодия 2
Мелодия 3
Мелодия 4
Мелодия 5
Мелодия 6
Мелодия 7
Мелодия
8
Мелодия 9
Мелодия 10
Музыкальная викторина
Слайд 60Требования к методике
Тщательный подбор музыкальных произведений. Они должны обладать художественной ценностью
– классическая музыка или музыка из к/ф и мюзиклов, которые уже стали классикой;
Неоднозначность, неодноцветность и многогранность музыкального образа;
Необходимо исключить популярную музыку и музыку субкультур (рок, рэп и пр.);
Создание обстановки доверия, доброжелательности и эмоционального комфорта в классе