Слайд 1Античная этика
Греческая культура
Сысоева Е.Ю.
Слайд 2 Рафаэль «Афинская школа» 1509 -1511
Слайд 3Сократ (469-399 гг.до н.э.)
Источник света или раздражающая загадка?
Интерес к природе человека,
анализ
взаимосвязей между людьми
Слайд 4Колоритная и противоречивая фигура Сократа отражается в его учениках
платон
антисфен
ксенофонт
АРИСТИПП
Слайд 5Высмеян Аристофаном
Сатирические «Облака» (423 г)
Сократ изображен как мошенник и софист, обучающий
хитрить в суде и обманывать кредиторов.
Сомнение в могуществе богов
«мыслильня мудрых душ»
(445-386 гг.до н.э.)
Слайд 6Противоречивость Сократа
Уживается критика власти большинства и почитание законов, беспрекословное выполнение гражданского
долга.
Ирония и сомнение уживается рядом с глубокой верой в добрую основу человека.
Сознание своего ничтожества неразрывно связано с верой в собственное предназначение.
Слайд 7Отважный воин
Пелопонесская война (431 - 404 гг.до н.э)
Трижды сражался как храбрый
воин.
432, 424, 422.
Спас Алкивиада, Ксенофонта, поднимал дух деморализованных солдат.
Слайд 8Сократ – олицетворение философии, поиска абсолютной истины
Общепринятые нормы человеческих поступков существуют
потому,
что существует общезначимое знание.
Надо сообщить его людям
Слайд 9Глубокое «бродячее исследование»-
изучение собственного невежества
Дельфийское предсказание - «Нет человека мудрее Сократа».
Если
люди не осознают своего невежества и успокоятся –Афинам грозит гибель.
Слайд 10Повивальный метод приведения людей к истине
Спор – духовное повивальное искусство.
Важно довести
до сознания человека дремлющее в нем знание.
Истину нельзя внушить, а можно только самостоятельно открыть для себя
Слайд 11К благу каждый приходит своим умом
Никакие внешние предписания не могут заставить
человека вести себя хорошо, но ему можно помочь «родить плод добродетели» = маевтика
Слайд 12Призыв к самопознанию
Человек должен сделать усилие познать то, что заложено в
нем.
«Познай самого себя» происходило из утверждения «добродетель есть знание».
Нравственное совершенствование личности невозможно без познания своих способностей и сил.
Слайд 13Этический рационализм
Фундамент добродетели - не внешнее соблюдение нравственных предписаний, но познание
их необходимости.
Правильное поведение и истинное знание неотделимы друг от друга («зло есть ошибка суждения»)
Самопознание – источник всех свойств, благодетельных для индивида и общества, и стало бы ведет к идеалу общежития.
Воля и желания должны подчиняться разуму.
Слайд 14Добродетель и знание тождественны
Между мудростью и нравственностью Сократ не признавал различия:
он признавал человека вместе и умным и нравственным.
Справедливые поступки и вообще поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши.
(Ксенофонт)
Слайд 15Обвинение Сократа
«Он не признает богов, которых признает город, и вводит других,
новых богов. Обвинялся он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть»
Слайд 16Почему?
Слышит свой голос «деймон», никто не имеет права слышать голоса, кроме
пифии.
Критикует порядки афинской демократии (казнь 6 стратегов, выборы жеребьевкой).
Внушает сомнение юношеству, отвлекает от реальных дел – созидания материальных благ.
Слайд 17Почему?
«Его острейший ум его критически направленная философия смущали очень многих. И
афиняне решили так, что уж лучше не будет самого Сократа с его чересчур критическим умом, чем будет поколеблена старинная вера и благочестие»
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Слайд 18Ученики недостойные учителя
Алкивиад и Критий – нерадивые ученики Сократа, предали интересы
Родины и демократии.
Это сильно повредило педагогической репутации философа.
Слайд 19Главная задача – сорвать маску глупости и невежества
«Ведь я только и
делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.»
Слайд 20«Я тот, кого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше…
Если вы
меня казните, вам вторично не окажут такого благодеяния…»
Слайд 21Добровольная смерть Сократа
Свобода духа карается смертью..
Истина – есть
то, за что человек может умереть.
Сократ истину нашел…
Ж.Л. Давид «Смерть Сократа» 1787г.
Слайд 22Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в
мир как преступница, чтобы потом стать законодательницей. …мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью.
И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя к смерти», он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
Нарсесянц В.
Слайд 23Казнь Сократа
Доказала его мужество и верность взглядам.
Уязвимость позиции (???) (отождествил афинские
законы с истиной).
Источник прозрения для его последователей.
Слайд 24«Мы должны Асклепию петуха»…
Отблагодарить бога врачевания птицей за выздоровление своей души
(освобождение ее от тела)
Горькая ирония
Слайд 25Резюме
Самопознание – источник всех средств, благодетельных для индивида и общества, ведет
к идеалу общежития.
Нравственные убеждения не привносятся извне, а рождаются внутри индивида
Примат духа над телом.
Аскетизм.
Главное – освободиться от рабского подчинения готовым мнениям.
Слайд 26Платон (427-347 гг.до н.э.)
Аристокл
Аристократическое происхождение
Всестороннее образование
Увлечение театром и поэзией
Судьбоносная встреча с
Сократом
Поэтичность и метафоричность философии
Слайд 27Платон – творец идей
Чувственный и сверхчувственный миры.
В стране идей все совершенно
и прекрасно, каждая идея – это идеал, к которому нужно стремиться.
Слайд 28МИР СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ
ВЕЧНЫЙ
НЕИЗМЕННЫЙ
ИДЕАЛЬНЫЙ
МИР ЧУВСТВЕННЫЙ
ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ
ПРЕХОДЯЩИЙ
НЕСОВЕРШЕННЫЙ
Слайд 29«У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и
матери, а возникающее от этого детище есть любая реальная вещь»
А.Ф. Лосев
Слайд 30Символ пещеры
Люди – пленники пещеры, наблюдающие тени, отражающиеся на стене.
Философ –
человек, получивший возможность увидеть, что в действительности представляют собой предметы, тени которых он наблюдал раньше на стене пещеры.
Слайд 31Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь
Возможны только по мере отрешения души
человека от всего земного, чувственно-телесного, неподлинного и устремлении в мир сверхчувственных умопостигаемых идей.
Слайд 34Высшая идея – идея блага
благо
душевное
телесное
стороннее
Справедливость
Мужество
здравомыслие
Красота
Здоровье
Хорошее сложение
Сила
Друзья
Богатство
Счастье отечества
Слайд 35Учение о душе
Души созерцали вечные идеи еще до того, как попали
в тело человека, и они существуют после его смерти.
Душа способна к созерцанию мира идей и воспоминанию о своем пребывании в нем, благодаря чему они становятся доступны человеку
Земное существование души 10 тысяч лет.
«Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству… перейдет, вероятно, в породу ослов или подобных животных»
Слайд 36Душа – это колесница
Возничий – это разум
Крылатые кони – ВОЛЯ и
вожделение
Возвыситься над чувственным миром – главная задача.
Слайд 37 Трем частям души соответствуют
добродетели
мудрость
мужество
умеренность
справедливость
равновесие
Слайд 38Добродетель человека зависит от:
1) какая способность является преобладающей;
2) степени совершенства этой
способности.
Первое от человека не зависит (является врожденным)
Второе – приобретенным, результат воспитания и земного образа жизни
Слайд 39Идеальное государство
функции
управления
защиты
Материального
обеспечения
философы
воины
Ремесленники
земледельцы
добродетели
МУДРОСТЬ
МУЖЕСТВО
УМЕРЕННОСТЬ
Слайд 40Наибольшое благо в душе человека
Наибольшое зло
Единство
и
гармония
раздор
Слайд 41Резюме
Добродетель – вернейший путь к счастью.
Счастье – цель жизни человека.
Наслаждение не
может иметь абсолютной ценности, так как рождает все новые желания.
Высшее благо – сочетание знания и наслаждения по принципу меры, истины и красоты.
Слайд 42Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
«Делание добра позволяет приобщиться к участи богов…
Старайся
быть скор на добрые дела и медлителен на гнев:
первое – царственно и милостиво, второе –отвратительно и свойственно варварам»
Слайд 43Самый универсальный гений античности
Для того, чтобы установить истину необходимо установить соотношение
между идеальным общим и материальным частным.
Строгая система логических доказательств.
Создал систему натурфилософии и политических наук
Слайд 44Учитель Александра Македонского
Этот неудачный педагогический эксперимент привел Аристотеля к убеждению, что
«знание имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели»
Слайд 45Аристотеля тоже обвинили в нечестии
«за то, что он не поклоняется идолам,
которых чтили в те времена».
Уехал на о.Эвтею, ибо не хотел, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией.
Слайд 46Этика
Существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы
стать добродетельным».
Цель этики – не познание, а поступки.
Нравственный человек может быть невеждой, а знающий - безнравственным.
Основанием нравственного поведения является – разум в единстве с неразумной частью души.
Слайд 47Благо
учение о высшем благе,
учение о природе добродетелей
учение о
конкретных добродетелях.
Высшее благо существует, оно достижимо.
Обладание благом – есть счастье.
В медицине – это здоровье, в военном деле - победа, в искусстве – наслаждение.
Слайд 48Дает определения основным понятиям этики
Благо- то, к чему все стремятся
Для
грубых –
НАСЛАЖДЕНИЕ
Для благородных –
В ПОЧЕСТЯХ
Для мудрых – в
СОЗЕРЦАНИИ
Слайд 49Нравственность
Формируется путем накопления нравственных привычек. Наука дает знания, отличающие истину от
заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло.
Слайд 50Истинное благо человека – активная позиция
Деятельность души, сообразной с добродетелью и
при том в течение всей жизни.
Только действуя человек может определить, каков он.
Слайд 51Впервые на место судьбы встает свобода воли
«Человек есть принцип своих действий».
«В
нашей власти быть нравственными или порочными людьми»
Слайд 52Главенствующие добродетели соответствуют античной традиции
МУДРОСТЬ
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Слайд 5311 этических добродетелей
мужество
умеренность
щедрость
великолепие
великодушие
честолюбие
ровность
любезность
правдивость
дружелюбие
Слайд 54Самая необходимая добродетель
для людей
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
МЕЖДУ ТЕРПЕНИЕМ
И ПРИЧИНЕНИЕМ ОБИД
МЕЖДУ ЧРЕЗМЕРНО УСЕРДНЫМ
И
НЕБРЕЖНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМ
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К
НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ
Слайд 55«Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе.
По природе мы бываем склонны к крайностям. Одна из крайностей более ошибочна ,чем другая. Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя от себя наслаждение»
Этика Никомахова
Слайд 56Добродетель – нечто среднее между двумя противоположностями
МУЖЕСТВО
ТРУСОСТЬ
ОТВАГА
ЩЕДРОСТЬ
СКУПОСТЬ
МОТОВСТВО
Слайд 57«Золотая середина»
«Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому избыток и недостаток
– принадлежности порока, середина – принадлежность добродетели».
Слайд 58 Разумные добродетели
НАУКА
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
ИСКУССТВО
ПРАКТИЧНОСТЬ
Слайд 59«Наука есть приобретенная способность душ к доказательствам…»
«Искусство и приобретенное душевное свойство
творчества, следующего истинному разуму, – одно и то же».
Этика Аристотеля
Слайд 60Этика Аристотеля несет на себе отпечаток эпохи
Женщина – существо второго сорта.
Лучшие из добродетелей – мужество, практичность, мудрость –недоступны для нее.
Раб не входит в сферу морали.
«Дружба и справедливость невозможны по отношению к неодушевленным предметам, так же как по отношению к рабу.»
Слайд 61Стыд и совесть
Контрольные механизмы добродетели
Слайд 62Киники – самый короткий путь к добродетели
Ищу человека…
Диоген
Слайд 63Ключевые понятия греческой этики
С (б)
Д
М (р) У (н)
С – счастье
М – мудрость
Д –добродетель
У - удовольствие
Слайд 64Формула Сократа
С=М=Д=У
Разум превалирует над чувствами
Знание ведет к удовольствию, становящемуся благом
Слайд 65Платон и Аристотель
С=М+Д+У
«Умеренность в наслаждении – золотая середина между невоздержанностью и
бесстрастностью»
Слайд 66Киники и киренаики
С=Д =М С=У
Аристипп из Кирены
Гимнасия Киносарг
(вел беседы Антисфен).
Расхождение по вопросу внешних обстоятельств для достижения удовольствия
Слайд 67Голое тело и нищенский посох…
Приоритет личных интересов над общественными,
Труд есть благо;
Презрение
к внешнему миру, общепринятым нормам
«Праздник – повод для обжорства»
Суровость в общении
Радикальный аскетизм
гражданин мира
Слайд 68Не принадлежащие к свободным гражданам люди (рабы, бродяги, бесправные люди)
настроенные против
обычаев и культуры государства
Главное –достижение добродетели и внутренней свободы
Кто такие киники?
Слайд 69Самодостаточность = автаркия
Не завися не от чего внешнего, мы уподобляемся божеству,
которое самодостаточно. Только ограничивая потребности, избегая роскоши и наслаждения, можно обрести добродетель.
Слайд 70Афоризмы
Безвестность есть благо.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Какая наука самая важная?
Наука забывать ненужное.
Слайд 71Легендарный Диоген – идеал кинической жизни
Воздействовал больше на чувства, чем на
ум.
« я беру пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне им нужно петь»
Слайд 73Свобода достигается аскезой
Постоянная тренировка души и тела;
Воспитание презрения к удовольствиям и
привязанностям.
Просил подаяния у статуи – «приучение к отказу».
Слайд 74Какие люди самые благородные?
Презирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающие все
противоположное – бедность, безвестность, труд, смерть.
Диоген говорил, что знает многих, которые состязаются в борьбе и беге, но никогда не видел, чтобы состязались в искусстве быть прекрасным и добрым….
Слайд 75Эпитафия Диогену
«Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века
слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет»
Слайд 76Киренаики
Жить приятно
БЛАГО
Жить неприятно
зло
ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ,
СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОМУ СЧАСТЬЮ
Слайд 77Киренаики
Аристипп из Кирены
«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку,
играя свою роль в соответствии с обстановкой»
Слайд 78Диалог двух философов
- Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе
не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов
Диоген
- А если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы чистить овощи
Аристипп
Слайд 79«Лови момент наслаждения»
Удовольствия
телесные
духовные
Подлинные
удовольствия
Более интенсивны
Слайд 80Резюме
У киренаиков мораль приспосабливается к обыденной жизни
У киников – противопоставляется ей.
«Я
бы предпочел безумие наслаждению».
Антисфен
Слайд 81Эпикур
Сад Эпикура
«Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо».
Выше
всего чувство, а не разум.
«Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало»
Слайд 82Теория наслаждения
ЖЕЛАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ВЗДОРНЫЕ
НЕОБХОДИМЫЕ
НЕНЕОБХОДИМЫЕ
ЕДА, ЖИЛЬЕ
ИЗЫСКАННЫЕ
ЯСТВА
НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ПРИВОДИТ К
СТРАДАНИЮ
Слайд 83Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями;
полезно воздержаться от некоторых
удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий»
Если страдание будет превышать удовольствие, от желания следует отказаться.
Необходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к страданию
Слайд 84Критерий удовольствия - длительность, а не интенсивность.
Необходим подсчет соотношения удовольствия и
страдания.
Душевные удовольствия более длительны, к ним и нужно стремиться.
Слайд 85Душевные удовольствия
«Мудрец знает меру своих сил и разумно пользуется ими… Ему
известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага – дружба и знания.»
ЗНАНИЯ
ДРУЖБА
Слайд 86Резюме
Высшее благо обеспечивают не добродетели, а чувства.
Эпикур наполняет принцип удовольствия нравственным
содержанием.
Предпочтение духовных удовольствий чувственным.
Слайд 87Литература
Боннар А. Греческая цивилизация – М., 1995
Лосев А.Ф, Тахо-Годи. Платон и
Аристотель. – М., 1993.
Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебное пособие.- Ростов –на –Дону, 1999.
Таранов П.С. Философия изнутри в 2 тт. – М., 1996.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995.