Презентация, доклад по мхк античная этика

Содержание

Рафаэль «Афинская школа» 1509 -1511

Слайд 1Античная этика
Греческая культура

Сысоева Е.Ю.
Античная этикаГреческая культура

Слайд 2 Рафаэль «Афинская школа» 1509 -1511

Рафаэль «Афинская школа» 1509 -1511

Слайд 3Сократ (469-399 гг.до н.э.)
Источник света или раздражающая загадка?
Интерес к природе человека,
анализ

взаимосвязей между людьми
Сократ (469-399 гг.до н.э.)Источник света или раздражающая загадка?Интерес к природе человека,анализ взаимосвязей между людьми

Слайд 4Колоритная и противоречивая фигура Сократа отражается в его учениках
платон
антисфен
ксенофонт
АРИСТИПП

Колоритная и противоречивая фигура Сократа отражается в его учениках платонантисфенксенофонтАРИСТИПП

Слайд 5Высмеян Аристофаном
Сатирические «Облака» (423 г)
Сократ изображен как мошенник и софист, обучающий

хитрить в суде и обманывать кредиторов.
Сомнение в могуществе богов
«мыслильня мудрых душ»

(445-386 гг.до н.э.)

Высмеян АристофаномСатирические «Облака» (423 г)Сократ изображен как мошенник и софист, обучающий хитрить в суде и обманывать кредиторов.Сомнение

Слайд 6Противоречивость Сократа
Уживается критика власти большинства и почитание законов, беспрекословное выполнение гражданского

долга.

Ирония и сомнение уживается рядом с глубокой верой в добрую основу человека.

Сознание своего ничтожества неразрывно связано с верой в собственное предназначение.
Противоречивость СократаУживается критика власти большинства и почитание законов, беспрекословное выполнение гражданского долга.Ирония и сомнение уживается рядом с

Слайд 7Отважный воин
Пелопонесская война (431 - 404 гг.до н.э)
Трижды сражался как храбрый

воин.
432, 424, 422.
Спас Алкивиада, Ксенофонта, поднимал дух деморализованных солдат.
Отважный воинПелопонесская война (431 - 404 гг.до н.э)Трижды сражался как храбрый воин.432, 424, 422.Спас Алкивиада, Ксенофонта, поднимал

Слайд 8Сократ – олицетворение философии, поиска абсолютной истины
Общепринятые нормы человеческих поступков существуют

потому,
что существует общезначимое знание.

Надо сообщить его людям
Сократ – олицетворение философии, поиска абсолютной истиныОбщепринятые нормы человеческих поступков существуют потому,   что существует общезначимое

Слайд 9Глубокое «бродячее исследование»- изучение собственного невежества
Дельфийское предсказание - «Нет человека мудрее Сократа».

Если

люди не осознают своего невежества и успокоятся –Афинам грозит гибель.
Глубокое «бродячее исследование»- изучение собственного невежестваДельфийское предсказание - «Нет человека мудрее Сократа».Если люди не осознают своего невежества

Слайд 10Повивальный метод приведения людей к истине
Спор – духовное повивальное искусство.

Важно довести

до сознания человека дремлющее в нем знание.

Истину нельзя внушить, а можно только самостоятельно открыть для себя
Повивальный метод приведения людей к истинеСпор – духовное повивальное искусство.Важно довести до сознания человека дремлющее в нем

Слайд 11К благу каждый приходит своим умом
Никакие внешние предписания не могут заставить

человека вести себя хорошо, но ему можно помочь «родить плод добродетели» = маевтика
К благу каждый приходит своим умомНикакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, но ему

Слайд 12Призыв к самопознанию
Человек должен сделать усилие познать то, что заложено в

нем.

«Познай самого себя» происходило из утверждения «добродетель есть знание».

Нравственное совершенствование личности невозможно без познания своих способностей и сил.
Призыв к самопознаниюЧеловек должен сделать усилие познать то, что заложено в нем.«Познай самого себя» происходило из утверждения

Слайд 13Этический рационализм
Фундамент добродетели - не внешнее соблюдение нравственных предписаний, но познание

их необходимости.
Правильное поведение и истинное знание неотделимы друг от друга («зло есть ошибка суждения»)
Самопознание – источник всех свойств, благодетельных для индивида и общества, и стало бы ведет к идеалу общежития.
Воля и желания должны подчиняться разуму.
Этический рационализмФундамент добродетели - не внешнее соблюдение нравственных предписаний, но познание их необходимости.Правильное поведение и истинное знание

Слайд 14Добродетель и знание тождественны
Между мудростью и нравственностью Сократ не признавал различия:

он признавал человека вместе и умным и нравственным.

Справедливые поступки и вообще поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши.
(Ксенофонт)

Добродетель и знание тождественныМежду мудростью и нравственностью Сократ не признавал различия: он признавал человека вместе и умным

Слайд 15Обвинение Сократа
«Он не признает богов, которых признает город, и вводит других,

новых богов. Обвинялся он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть»
Обвинение Сократа«Он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвинялся он и в

Слайд 16Почему?
Слышит свой голос «деймон», никто не имеет права слышать голоса, кроме

пифии.
Критикует порядки афинской демократии (казнь 6 стратегов, выборы жеребьевкой).
Внушает сомнение юношеству, отвлекает от реальных дел – созидания материальных благ.
Почему?Слышит свой голос «деймон», никто не имеет права слышать голоса, кроме пифии.Критикует порядки афинской демократии (казнь 6

Слайд 17Почему?
«Его острейший ум его критически направленная философия смущали очень многих. И

афиняне решили так, что уж лучше не будет самого Сократа с его чересчур критическим умом, чем будет поколеблена старинная вера и благочестие»
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Почему?«Его острейший ум его критически направленная философия смущали очень многих. И афиняне решили так, что уж лучше

Слайд 18Ученики недостойные учителя
Алкивиад и Критий – нерадивые ученики Сократа, предали интересы

Родины и демократии.

Это сильно повредило педагогической репутации философа.
Ученики недостойные учителяАлкивиад и Критий – нерадивые ученики Сократа, предали интересы Родины и демократии.Это сильно повредило педагогической

Слайд 19Главная задача – сорвать маску глупости и невежества
«Ведь я только и

делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.»
Главная задача – сорвать маску глупости и невежества«Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого

Слайд 20«Я тот, кого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше…
Если вы

меня казните, вам вторично не окажут такого благодеяния…»

«Я тот, кого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше…Если вы меня казните, вам вторично не окажут

Слайд 21Добровольная смерть Сократа

Свобода духа карается смертью..

Истина – есть

то, за что человек может умереть.

Сократ истину нашел…

Ж.Л. Давид «Смерть Сократа» 1787г.

Добровольная смерть Сократа    Свобода духа карается смертью..Истина – есть то, за что человек может

Слайд 22Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в

мир как преступница, чтобы потом стать законодательницей. …мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью.

И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя к смерти», он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
Нарсесянц В.
Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы потом стать

Слайд 23Казнь Сократа
Доказала его мужество и верность взглядам.

Уязвимость позиции (???) (отождествил афинские

законы с истиной).

Источник прозрения для его последователей.
Казнь СократаДоказала его мужество и верность взглядам.Уязвимость позиции (???) (отождествил афинские законы с истиной).Источник прозрения для его

Слайд 24«Мы должны Асклепию петуха»…
Отблагодарить бога врачевания птицей за выздоровление своей души

(освобождение ее от тела)

Горькая ирония

«Мы должны Асклепию петуха»…Отблагодарить бога врачевания птицей за выздоровление своей души (освобождение ее от тела)Горькая ирония

Слайд 25Резюме
Самопознание – источник всех средств, благодетельных для индивида и общества, ведет

к идеалу общежития.
Нравственные убеждения не привносятся извне, а рождаются внутри индивида
Примат духа над телом.
Аскетизм.
Главное – освободиться от рабского подчинения готовым мнениям.


РезюмеСамопознание – источник всех средств, благодетельных для индивида и общества, ведет к идеалу общежития.Нравственные убеждения не привносятся

Слайд 26Платон (427-347 гг.до н.э.)
Аристокл
Аристократическое происхождение

Всестороннее образование
Увлечение театром и поэзией

Судьбоносная встреча с

Сократом

Поэтичность и метафоричность философии

Платон (427-347 гг.до н.э.)АристоклАристократическое происхождениеВсестороннее образованиеУвлечение театром и поэзиейСудьбоносная встреча с СократомПоэтичность и метафоричность философии

Слайд 27Платон – творец идей
Чувственный и сверхчувственный миры.
В стране идей все совершенно

и прекрасно, каждая идея – это идеал, к которому нужно стремиться.
Платон – творец идейЧувственный и сверхчувственный миры.В стране идей все совершенно и прекрасно, каждая идея – это

Слайд 28МИР СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ
ВЕЧНЫЙ
НЕИЗМЕННЫЙ
ИДЕАЛЬНЫЙ
МИР ЧУВСТВЕННЫЙ
ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ

ПРЕХОДЯЩИЙ
НЕСОВЕРШЕННЫЙ

МИР СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙВЕЧНЫЙ НЕИЗМЕННЫЙИДЕАЛЬНЫЙМИР ЧУВСТВЕННЫЙ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙПРЕХОДЯЩИЙНЕСОВЕРШЕННЫЙ

Слайд 29«У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и

матери, а возникающее от этого детище есть любая реальная вещь»
А.Ф. Лосев
«У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого детище

Слайд 30Символ пещеры
Люди – пленники пещеры, наблюдающие тени, отражающиеся на стене.

Философ –

человек, получивший возможность увидеть, что в действительности представляют собой предметы, тени которых он наблюдал раньше на стене пещеры.
Символ пещерыЛюди – пленники пещеры, наблюдающие тени, отражающиеся на стене.Философ – человек, получивший возможность увидеть, что в

Слайд 31Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь
Возможны только по мере отрешения души

человека от всего земного, чувственно-телесного, неподлинного и устремлении в мир сверхчувственных умопостигаемых идей.
Обретение добродетели и нравственно совершенная жизньВозможны только по мере отрешения души человека от всего земного, чувственно-телесного, неподлинного

Слайд 34Высшая идея – идея блага
благо
душевное
телесное
стороннее
Справедливость
Мужество
здравомыслие
Красота
Здоровье
Хорошее сложение
Сила
Друзья
Богатство
Счастье отечества

Высшая идея – идея благаблагодушевноетелесноестороннееСправедливостьМужествоздравомыслиеКрасотаЗдоровьеХорошее сложениеСилаДрузьяБогатствоСчастье отечества

Слайд 35Учение о душе
Души созерцали вечные идеи еще до того, как попали

в тело человека, и они существуют после его смерти.

Душа способна к созерцанию мира идей и воспоминанию о своем пребывании в нем, благодаря чему они становятся доступны человеку

Земное существование души 10 тысяч лет.
«Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству… перейдет, вероятно, в породу ослов или подобных животных»
Учение о душеДуши созерцали вечные идеи еще до того, как попали в тело человека, и они существуют

Слайд 36Душа – это колесница
Возничий – это разум
Крылатые кони – ВОЛЯ и

вожделение

Возвыситься над чувственным миром – главная задача.
Душа – это колесницаВозничий – это разумКрылатые кони – ВОЛЯ и вожделениеВозвыситься над чувственным миром – главная

Слайд 37 Трем частям души соответствуют добродетели
мудрость
мужество
умеренность
справедливость
равновесие

Трем частям души соответствуют добродетелимудростьмужествоумеренностьсправедливостьравновесие

Слайд 38Добродетель человека зависит от:
1) какая способность является преобладающей;
2) степени совершенства этой

способности.

Первое от человека не зависит (является врожденным)
Второе – приобретенным, результат воспитания и земного образа жизни
Добродетель человека зависит от:1) какая способность является преобладающей;2) степени совершенства этой способности.Первое от человека не зависит (является

Слайд 39Идеальное государство
функции
управления
защиты
Материального
обеспечения
философы
воины
Ремесленники
земледельцы
добродетели
МУДРОСТЬ
МУЖЕСТВО
УМЕРЕННОСТЬ

Идеальное государствофункцииуправлениязащитыМатериальногообеспеченияфилософывоиныРемесленникиземледельцыдобродетелиМУДРОСТЬМУЖЕСТВОУМЕРЕННОСТЬ

Слайд 40Наибольшое благо в душе человека


Наибольшое зло
Единство
и
гармония
раздор

Наибольшое благо в душе человекаНаибольшое злоЕдинство и гармонияраздор

Слайд 41Резюме
Добродетель – вернейший путь к счастью.
Счастье – цель жизни человека.
Наслаждение не

может иметь абсолютной ценности, так как рождает все новые желания.
Высшее благо – сочетание знания и наслаждения по принципу меры, истины и красоты.
РезюмеДобродетель – вернейший путь к счастью.Счастье – цель жизни человека.Наслаждение не может иметь абсолютной ценности, так как

Слайд 42Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
«Делание добра позволяет приобщиться к участи богов…
Старайся

быть скор на добрые дела и медлителен на гнев:
первое – царственно и милостиво, второе –отвратительно и свойственно варварам»
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)«Делание добра позволяет приобщиться к участи богов…Старайся быть скор на добрые дела и

Слайд 43Самый универсальный гений античности
Для того, чтобы установить истину необходимо установить соотношение

между идеальным общим и материальным частным.

Строгая система логических доказательств.

Создал систему натурфилософии и политических наук
Самый универсальный гений античностиДля того, чтобы установить истину необходимо установить соотношение между идеальным общим и материальным частным.Строгая

Слайд 44Учитель Александра Македонского
Этот неудачный педагогический эксперимент привел Аристотеля к убеждению, что

«знание имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели»
Учитель Александра МакедонскогоЭтот неудачный педагогический эксперимент привел Аристотеля к убеждению, что «знание имеет малое значение или вовсе

Слайд 45Аристотеля тоже обвинили в нечестии
«за то, что он не поклоняется идолам,

которых чтили в те времена».
Уехал на о.Эвтею, ибо не хотел, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией.
Аристотеля тоже обвинили в нечестии«за то, что он не поклоняется идолам, которых чтили в те времена».Уехал на

Слайд 46Этика
Существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы

стать добродетельным».
Цель этики – не познание, а поступки.
Нравственный человек может быть невеждой, а знающий - безнравственным.
Основанием нравственного поведения является – разум в единстве с неразумной частью души.
Этика Существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным».Цель этики – не познание,

Слайд 47Благо
учение о высшем благе,
учение о природе добродетелей
учение о

конкретных добродетелях.

Высшее благо существует, оно достижимо.
Обладание благом – есть счастье.

В медицине – это здоровье, в военном деле - победа, в искусстве – наслаждение.
Благо учение о высшем благе, учение о природе добродетелей учение о конкретных добродетелях. Высшее благо существует, оно

Слайд 48Дает определения основным понятиям этики
Благо- то, к чему все стремятся
Для

грубых –

НАСЛАЖДЕНИЕ

Для благородных –

В ПОЧЕСТЯХ

Для мудрых – в

СОЗЕРЦАНИИ

Дает определения основным понятиям этикиБлаго- то, к чему все стремятся Для грубых –НАСЛАЖДЕНИЕДля благородных – В ПОЧЕСТЯХДля

Слайд 49Нравственность
Формируется путем накопления нравственных привычек. Наука дает знания, отличающие истину от

заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло.
НравственностьФормируется путем накопления нравственных привычек. Наука дает знания, отличающие истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро

Слайд 50Истинное благо человека – активная позиция
Деятельность души, сообразной с добродетелью и

при том в течение всей жизни.

Только действуя человек может определить, каков он.
Истинное благо человека – активная позицияДеятельность души, сообразной с добродетелью и при том в течение всей жизни.Только

Слайд 51Впервые на место судьбы встает свобода воли
«Человек есть принцип своих действий».
«В

нашей власти быть нравственными или порочными людьми»
Впервые на место судьбы встает свобода воли«Человек есть принцип своих действий».«В нашей власти быть нравственными или порочными

Слайд 52Главенствующие добродетели соответствуют античной традиции
МУДРОСТЬ
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Главенствующие добродетели соответствуют античной традицииМУДРОСТЬРАССУДИТЕЛЬНОСТЬЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Слайд 5311 этических добродетелей
мужество
умеренность
щедрость
великолепие
великодушие
честолюбие
ровность
любезность
правдивость
дружелюбие

11 этических добродетелеймужествоумеренностьщедростьвеликолепиевеликодушиечестолюбиеровностьлюбезностьправдивостьдружелюбие

Слайд 54Самая необходимая добродетель для людей
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
МЕЖДУ ТЕРПЕНИЕМ
И ПРИЧИНЕНИЕМ ОБИД
МЕЖДУ ЧРЕЗМЕРНО УСЕРДНЫМ
И

НЕБРЕЖНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМ
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К
НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ
Самая необходимая добродетель  для людейСПРАВЕДЛИВОСТЬМЕЖДУ ТЕРПЕНИЕМ И ПРИЧИНЕНИЕМ ОБИДМЕЖДУ ЧРЕЗМЕРНО УСЕРДНЫМИ НЕБРЕЖНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ

Слайд 55«Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе.

По природе мы бываем склонны к крайностям. Одна из крайностей более ошибочна ,чем другая. Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя от себя наслаждение»
Этика Никомахова
«Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе. По природе мы бываем склонны к

Слайд 56Добродетель – нечто среднее между двумя противоположностями
МУЖЕСТВО
ТРУСОСТЬ
ОТВАГА
ЩЕДРОСТЬ
СКУПОСТЬ
МОТОВСТВО

Добродетель – нечто среднее между двумя противоположностямиМУЖЕСТВОТРУСОСТЬОТВАГАЩЕДРОСТЬСКУПОСТЬМОТОВСТВО

Слайд 57«Золотая середина»
«Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому избыток и недостаток

– принадлежности порока, середина – принадлежность добродетели».
«Золотая середина»«Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому избыток и недостаток – принадлежности порока, середина – принадлежность

Слайд 58 Разумные добродетели

НАУКА
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
ИСКУССТВО
ПРАКТИЧНОСТЬ

Разумные добродетелиНАУКАИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬИСКУССТВОПРАКТИЧНОСТЬ

Слайд 59«Наука есть приобретенная способность душ к доказательствам…»

«Искусство и приобретенное душевное свойство

творчества, следующего истинному разуму, – одно и то же».
Этика Аристотеля
«Наука есть приобретенная способность душ к доказательствам…»«Искусство и приобретенное душевное свойство творчества, следующего истинному разуму, – одно

Слайд 60Этика Аристотеля несет на себе отпечаток эпохи
Женщина – существо второго сорта.

Лучшие из добродетелей – мужество, практичность, мудрость –недоступны для нее.
Раб не входит в сферу морали.
«Дружба и справедливость невозможны по отношению к неодушевленным предметам, так же как по отношению к рабу.»
Этика Аристотеля несет на себе отпечаток эпохиЖенщина – существо второго сорта. Лучшие из добродетелей – мужество, практичность,

Слайд 61Стыд и совесть
Контрольные механизмы добродетели

Стыд и совестьКонтрольные механизмы добродетели

Слайд 62Киники – самый короткий путь к добродетели
Ищу человека…

Диоген
Киники – самый короткий путь к добродетелиИщу человека…       Диоген

Слайд 63Ключевые понятия греческой этики
С (б)

Д


М (р) У (н)
С – счастье
М – мудрость
Д –добродетель
У - удовольствие



Ключевые понятия греческой этикиС (б)

Слайд 64Формула Сократа

С=М=Д=У

Разум превалирует над чувствами

Знание ведет к удовольствию, становящемуся благом

Формула СократаС=М=Д=УРазум превалирует над чувствамиЗнание ведет к удовольствию, становящемуся благом

Слайд 65Платон и Аристотель
С=М+Д+У

«Умеренность в наслаждении – золотая середина между невоздержанностью и

бесстрастностью»
Платон и АристотельС=М+Д+У«Умеренность в наслаждении – золотая середина между невоздержанностью и бесстрастностью»

Слайд 66Киники и киренаики
С=Д =М С=У

Аристипп из Кирены
Гимнасия Киносарг
(вел беседы Антисфен).
Расхождение по вопросу внешних обстоятельств для достижения удовольствия
Киники и киренаикиС=Д =М       С=У

Слайд 67Голое тело и нищенский посох…
Приоритет личных интересов над общественными,
Труд есть благо;
Презрение

к внешнему миру, общепринятым нормам
«Праздник – повод для обжорства»
Суровость в общении
Радикальный аскетизм
гражданин мира





Голое тело и нищенский посох…Приоритет личных интересов над общественными,Труд есть благо;Презрение к внешнему миру, общепринятым нормам«Праздник –

Слайд 68Не принадлежащие к свободным гражданам люди (рабы, бродяги, бесправные люди)
настроенные против

обычаев и культуры государства
Главное –достижение добродетели и внутренней свободы

Кто такие киники?

Не принадлежащие к свободным гражданам люди (рабы, бродяги, бесправные люди)настроенные против обычаев и культуры государстваГлавное –достижение добродетели

Слайд 69Самодостаточность = автаркия
Не завися не от чего внешнего, мы уподобляемся божеству,

которое самодостаточно. Только ограничивая потребности, избегая роскоши и наслаждения, можно обрести добродетель.
Самодостаточность = автаркияНе завися не от чего внешнего, мы уподобляемся божеству, которое самодостаточно. Только ограничивая потребности, избегая

Слайд 70Афоризмы
Безвестность есть благо.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Какая наука самая важная?

Наука забывать ненужное.
АфоризмыБезвестность есть благо.Справедливого человека цени больше, чем родного.Какая наука самая важная? Наука забывать ненужное.

Слайд 71Легендарный Диоген – идеал кинической жизни
Воздействовал больше на чувства, чем на

ум.

« я беру пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне им нужно петь»
Легендарный Диоген – идеал кинической жизниВоздействовал больше на чувства, чем на ум.« я беру пример с учителей

Слайд 72Апофеоз внутренней свободы
-

Апофеоз внутренней свободы-

Слайд 73Свобода достигается аскезой
Постоянная тренировка души и тела;
Воспитание презрения к удовольствиям и

привязанностям.
Просил подаяния у статуи – «приучение к отказу».
Свобода достигается аскезойПостоянная тренировка души и тела;Воспитание презрения к удовольствиям и привязанностям.Просил подаяния у статуи – «приучение

Слайд 74Какие люди самые благородные?
Презирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающие все

противоположное – бедность, безвестность, труд, смерть.


Диоген говорил, что знает многих, которые состязаются в борьбе и беге, но никогда не видел, чтобы состязались в искусстве быть прекрасным и добрым….
Какие люди самые благородные?Презирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающие все противоположное – бедность, безвестность, труд, смерть.Диоген

Слайд 75Эпитафия Диогену
«Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века

слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет»
Эпитафия Диогену«Пусть состарится медь под властью времени – все жеПереживет века слава твоя, Диоген:Ты нас учил, как

Слайд 76Киренаики
Жить приятно
БЛАГО
Жить неприятно
зло
ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ,
СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОМУ СЧАСТЬЮ

КиренаикиЖить приятноБЛАГОЖить неприятнозлоВЫСШАЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОМУ СЧАСТЬЮ

Слайд 77Киренаики
Аристипп из Кирены
«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку,

играя свою роль в соответствии с обстановкой»
КиренаикиАристипп из Кирены«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии с

Слайд 78Диалог двух философов
- Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе

не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов
Диоген

- А если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы чистить овощи
Аристипп

Диалог двух философов- Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе не пришлось бы прислуживать при дворах

Слайд 79«Лови момент наслаждения»
Удовольствия
телесные
духовные
Подлинные
удовольствия
Более интенсивны

«Лови момент наслаждения»УдовольствиятелесныедуховныеПодлинные удовольствияБолее интенсивны

Слайд 80Резюме
У киренаиков мораль приспосабливается к обыденной жизни
У киников – противопоставляется ей.
«Я

бы предпочел безумие наслаждению».
Антисфен
РезюмеУ киренаиков мораль приспосабливается к обыденной жизниУ киников – противопоставляется ей.«Я бы предпочел безумие наслаждению».

Слайд 81Эпикур
Сад Эпикура
«Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо».
Выше

всего чувство, а не разум.

«Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало»


ЭпикурСад Эпикура«Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо».Выше всего чувство, а не разум.«Ничего не

Слайд 82Теория наслаждения
ЖЕЛАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ВЗДОРНЫЕ
НЕОБХОДИМЫЕ
НЕНЕОБХОДИМЫЕ
ЕДА, ЖИЛЬЕ
ИЗЫСКАННЫЕ
ЯСТВА
НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ПРИВОДИТ К
СТРАДАНИЮ

Теория наслажденияЖЕЛАНИЯЕСТЕСТВЕННЫЕВЗДОРНЫЕНЕОБХОДИМЫЕНЕНЕОБХОДИМЫЕЕДА, ЖИЛЬЕИЗЫСКАННЫЕЯСТВАНЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕПРИВОДИТ К СТРАДАНИЮ

Слайд 83Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздержаться от некоторых

удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий»

Если страдание будет превышать удовольствие, от желания следует отказаться.

Необходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к страданию


Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздержаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более

Слайд 84Критерий удовольствия - длительность, а не интенсивность.

Необходим подсчет соотношения удовольствия и

страдания.

Душевные удовольствия более длительны, к ним и нужно стремиться.
Критерий удовольствия - длительность, а не интенсивность.Необходим подсчет соотношения удовольствия и страдания.Душевные удовольствия более длительны, к ним

Слайд 85Душевные удовольствия
«Мудрец знает меру своих сил и разумно пользуется ими… Ему

известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага – дружба и знания.»

ЗНАНИЯ

ДРУЖБА

Душевные удовольствия«Мудрец знает меру своих сил и разумно пользуется ими… Ему известно, что счастье заключается в достижении

Слайд 86Резюме
Высшее благо обеспечивают не добродетели, а чувства.
Эпикур наполняет принцип удовольствия нравственным

содержанием.
Предпочтение духовных удовольствий чувственным.
РезюмеВысшее благо обеспечивают не добродетели, а чувства.Эпикур наполняет принцип удовольствия нравственным содержанием.Предпочтение духовных удовольствий чувственным.

Слайд 87Литература
Боннар А. Греческая цивилизация – М., 1995
Лосев А.Ф, Тахо-Годи. Платон и

Аристотель. – М., 1993.
Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебное пособие.- Ростов –на –Дону, 1999.
Таранов П.С. Философия изнутри в 2 тт. – М., 1996.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995.

ЛитератураБоннар А. Греческая цивилизация – М., 1995Лосев А.Ф, Тахо-Годи. Платон и Аристотель. – М., 1993.Кондрашов В.А. Чичина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть