Презентация, доклад по МХК (10кл.)

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится

Слайд 1Архитектура Древней Руси

Архитектура  Древней  Руси

Слайд 2Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со

времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался

Слайд 3Деревянная церковная архитектура
На Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы.

Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество. Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели.
Деревянная церковная архитектураНа Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились

Слайд 4Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов.
Купол —

пространственная несущая конструкция покрытия[источник не указан 45 дней] , по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.).
Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Закомара- полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Хоры- верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала.
Апсида — (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Столп или столб — распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания .
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Купол — пространственная несущая конструкция покрытия[источник не указан

Слайд 5Первый известный КАМЕННЫЙ храм древней Руси - десятинная церковь в Киеве

( 989-996)

Построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает "Повесть временных лет. После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью. По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами" (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик. отделки.

Первый известный КАМЕННЫЙ храм древней Руси - десятинная церковь в Киеве ( 989-996)Построили приехавшие из Византии

Слайд 6Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией
Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и

окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. - к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками.
Киевский собор св. Софии, Премудрости БожиейКрестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера

Слайд 7архитектура владимиро-суздальского княжества успенский собор во владимире.
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным,

трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м). Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.
архитектура владимиро-суздальского княжества успенский собор во владимире. Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного

Слайд 8Церковь Покрова на Нерли
Церковь относится к крестово-купольному типу и является трехапсидным,

четырехстолпным, одноглавым, а также оснащенным аркатурно-колончатыми поясами и уникальными порталами. Храмовые стены – строго вертикальны по причине искусно подобранных пропорций – именно поэтому они смотрятся несколько наклоненными внутрь, что создает иллюзию высокого сооружения. Отвечающие за интерьер крестчатые столпы немного сужаются к верху, что также создает впечатление высокого здания.
Членения южной и северной стен церкви Покрова асимметричны, а расположенные с восточной стороны прясла – несколько узки. Стоит отметить, что сумма ширины стеновых прясел и выступов, расположенных по бокам апсид, фактически равняется ширине средних стеновых прясел, по причине чего общая композиция храма смотрится совершенно уравновешенно со всех сторон. В наличии имеются многообломные пилястры, оснащенные полуколоннами, которые располагаются на внешней части стен церкви и полностью соответствуют имеющимся внутренним лопаткам.
Церковь Покрова на НерлиЦерковь относится к крестово-купольному типу и является трехапсидным, четырехстолпным, одноглавым, а также оснащенным аркатурно-колончатыми

Слайд 9дмитриевский собор во владимире
Собор имеет вид правильного четырехугольника, продолговатые стороны которого

обращены к северу и югу. Восточная алтарная сторона выступает тремя полукружками, из которых среднее больше других. Западная, северная и южная стены разделяются каждая на три части тонкими колонками, которые идут от самой земли до кровли, и, дугообразно соединяясь между собой, вверху образуют круглые кокошники, а в самых стенах впадины. Посредине стен, кругом всего собора, идет роскошный узорчатый пояс. Своды, опираясь на четырех внутренних столбах, поддерживают высокий купол (фонарь, трибун), увенчанный шлемообразной главой с медным резным четырехконечным крестом.
дмитриевский собор во владимиреСобор имеет вид правильного четырехугольника, продолговатые стороны которого обращены к северу и югу. Восточная

Слайд 10Церковь Василия на Горке
Храм имеет три апсиды и ступенчатые арки. Апсиды

церкви и барабан завершают тройные орнаметальные фризы, типичные для большинства псковских храмов того времени. Орнаменты фризов состоят из мотивов новгородского происхождения, расположенных тройными лентами, что выдаёт московское влияние. Храм — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, имеет основной и два боковых придела (северный и южный). Первоначально его основной объем был покрыт позакомарно, позднее появилось четырехскатное покрытие.
Церковь Василия на ГоркеХрам имеет три апсиды и ступенчатые арки. Апсиды церкви и барабан завершают тройные орнаметальные

Слайд 11Сохраняйте культуру нашей страны!

Сохраняйте культуру нашей страны!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть