Презентация, доклад по культурологии на тему О Русь! Куда же несёшься ты?

Содержание

МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»Автор презентации:учитель обществознания Е.В. ШварёваИЗ КУРСА УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 1История отечественной культуры
«О, Русь! Куда же несёшься ты?..»

История отечественной культуры«О, Русь! Куда же несёшься ты?..»

Слайд 2МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
Автор презентации:
учитель обществознания
Е.В. Шварёва
ИЗ

КУРСА УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»Автор презентации:учитель обществознания Е.В. ШварёваИЗ КУРСА УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 3Георгий Гачев о России:
Модель-схема Русского Космоса:
→∞- это «путь-дорога», «Русь-тройка», космодром в

однонаправленную бесконечность
В формуле русской логики «не то, а…»: многоточие, незавершенность (русские шедевры – не завершены). Есть начало – нет конца.
Задушевная русская мечта – начать все снова: «Разрушим – и построим, наконец, то, что надо!»

РОССИЯ – ОГРОМНАЯ
БЕЛОСНЕЖНАЯ БАБА,
РАСПОЛЗАЮЩАЯСЯ ВШИРЬ

РОССИЯ – «МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ»

Георгий Гачев о России:Модель-схема Русского Космоса:→∞- это «путь-дорога», «Русь-тройка», космодром в однонаправленную бесконечностьВ формуле русской логики «не

Слайд 4Русский национальный характер…
О русском национальном характере: «…и колеблется русский человек между

началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого. Для русского человека так характерно это качание между святостью и свинством…»
«Пейзаж» русской души соответствует пейзажу русской земли с её широтой, безграничностью, устремлённостью в бесконечность (Н.Бердяев)


«Русские – нация, потерянная
во времени»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Русский национальный характер…О русском национальном характере: «…и колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала

Слайд 5Задание 1.
Черты национального характера:
японец,
европеец,
американец,
русский
Задание 2.
Представители разных


национальностей встретились в
музее перед этими полотнами.

Какова реакция каждого
(придумать высказывание или
диалог между ними)?
Задание 1.Черты национального характера: японец, европеец, американец, русский Задание 2.Представители разных национальностей встретились вмузее перед этими полотнами.

Слайд 6Проблема периодизации: когда началась история отечественной культуры?
Начало:
6 в. н.э.
9 в. н.э.

– с образования государства Киевская Русь
10 в. – с Крещения Руси.

Колпакова Г.: период Древнерусской культуры – период с 10 по 17 вв.
Кондаков И.: период язычества славян – предыстория отечественной культуры

«Истоки русской культуры
уходят вглубь веков, в
историю славянских племён
и их предков,
а также русов или россов…»
(Т.Георгиева)

Проблема периодизации: когда началась история отечественной культуры? Начало:6 в. н.э.9 в. н.э. – с образования государства Киевская

Слайд 7Попытка культурно-исторической реконструкции: «Славянское племя» (В.Демин)

Попытка культурно-исторической реконструкции:  «Славянское племя» (В.Демин)

Слайд 8Культуру допетровской Руси относят к традиционному типу культуры и выделяют следующие

черты:

Славянская в своей основе
Культура земледельческого народа
Самобытность придавало православие
Большая вариативность
Ориентация на старину
Принадлежит к группе стыковых культур
Открыта культурному диалогу

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ
КОСТЮМУ

Культуру допетровской Руси относят к традиционному типу культуры и выделяют следующие черты:Славянская в своей основеКультура земледельческого народаСамобытность

Слайд 9Византия и Русь
«…только через диалог с Византией русская культура, преодолев локальную

ограниченность, приобрела универсальные измерения…В русской культуре под влиянием Византии сформировался особый тип русского человека – юродивого…» (С.Аверинцев)

«В дни народных бедствий болеют
душой за народ…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Византия и Русь«…только через диалог с Византией русская культура, преодолев локальную ограниченность, приобрела универсальные измерения…В русской культуре

Слайд 10ЮРОДИВЫЙ И ШУТ

ЮРОДИВЫЙ  И  ШУТ

Слайд 11«ЖИВОПИСЬ»
ОТЛИЧИЯ ОТ ИКОНОПИСИ
ВИЗАНТИЯ
Строго нормированная и каноническая система
Пафос торжественного и таинственного церемониала

«ЖИВОПИСЬ»ОТЛИЧИЯ ОТ ИКОНОПИСИВИЗАНТИЯСтрого нормированная и каноническая системаПафос торжественного и таинственного церемониала

Слайд 13Богоматерь Владимирская, 12 в.
Схема «Умиление»
«Путь к Сикстинской мадонне Рафаэля лежит через образы,

подобные Владимирской Богоматери»

Почему именно этот образ
Богоматери «прижился» на Руси?

Богоматерь Владимирская, 12 в.Схема «Умиление»«Путь к Сикстинской мадонне Рафаэля лежит через образы, подобные Владимирской Богоматери»Почему именно этот

Слайд 14Схемы изображения Богоматери
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Знамение
Богоматерь Казанская

Схемы изображения БогоматериБогоматерь ОдигитрияБогоматерь ЗнамениеБогоматерь Казанская

Слайд 15Образы мадонн в культурах
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО ИКОНОПИСИ

Образы мадонн в культурахПРЕЗЕНТАЦИЯПО ИКОНОПИСИ

Слайд 16АРХИТЕКТУРА
Ситуация «выбора веры»

АРХИТЕКТУРАСитуация «выбора веры»

Слайд 17План собора Св.Софии в Константинополе
Определил тип крестово-купольного храма на Руси

План собора Св.Софии в КонстантинополеОпределил тип крестово-купольного храма на Руси

Слайд 18Собор Св.Софии в Киеве,1037 г.
Собор Св.Софии
в Новгороде (1045-1050)

Собор Св.Софии в Киеве,1037 г.Собор Св.Софиив Новгороде (1045-1050)

Слайд 19Архитектурные элементы древнерусского собора
Лопатки (выступы, разделявшие стену)
Прясла
Закомары (завершение стены)
Кокошник (отделенная от

стены закомара)

Дмитриевский собор во
Владимире

Архитектурные элементы древнерусского собораЛопатки (выступы, разделявшие стену)ПряслаЗакомары (завершение стены)Кокошник (отделенная от стены закомара)Дмитриевский собор воВладимире

Слайд 20Татаро-монгольское нашествие
В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль,

Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены.
Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого и Турово-Пинского княжеств.
Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

Взятие Суздаля монголами

Татаро-монгольское нашествие В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие

Слайд 21 ОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
«Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны,

а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. «…» Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве. На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду. Это сверкали доспехи золоченые, а гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские»
«Задонщина»
ОТРАЖЕНИЕ В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ «Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их

Слайд 22ОБРАЗ СОБАКИ-ТАТАРИНА

ОБРАЗ СОБАКИ-ТАТАРИНА

Слайд 24Последствия
Рыбаков Б.:
«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те

века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»

Карамзин Н.:
«Европа нас не узнавала: она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были»

ПоследствияРыбаков Б.:«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила

Слайд 25кн. Трубецкой Н.С.: туранская психика положительно повлияла на русский национальный характер,

так как в силу своей душевной ясности и спокойствия она «сообщает нации культурную устойчивость, утверждает культурно-историческую преемственность и создаёт условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству»


Борьба с иноземцами явилась
своеобразным катализатором в процессе
образования централизованного государства

ОБЪЕДИНЕНИЕ
РУССКИХ
ЗЕМЕЛЬ

РАСЦВЕТ
ДРЕВНЕРУССКОГО
ИСКУССТВА

Отношение русского человека к
православию и роль, которое оно
играло в его жизни «в определенной
части основаны на туранской психологии»

Из-под ига Россия вышла
«может быть, и «неладно
скроенного», но «крепко
сшитого» православного
государства, спаянного
внутренней духовной
дисциплиной и
единством…»

кн. Трубецкой Н.С.: туранская психика положительно повлияла на русский национальный характер, так как в силу своей душевной

Слайд 26Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване

Калите (1325-1340 – годы правления)

Продолжалось собирание русских земель
Для укрепления своей власти он сумел использовать интересы Золотой Орды: получил у татар ярлык на великое княжение (1328 г.), приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность
Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств

Процесс объединения
русских земель был завершен в начале XVI в.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване Калите (1325-1340 – годы правления) Продолжалось

Слайд 27 Усиливается интерес к человеческой личности и духовному
развитию (работы Андрея

Рублева и его школы-мастерской)
Строительство крепостных сооружений в городах и монастырях,
строятся дворцы и храмы. Для этого приглашаются не только лучшие
русские зодчие и инженеры, но и иностранцы, особенно итальянцы.
Материал – красный кирпич
Формируются новые науки (астрономия, география и др.)

Усиливается интерес к человеческой личности и духовному развитию (работы Андрея Рублева и его школы-мастерской) Строительство крепостных

Слайд 28Московский Кремль

Московский Кремль

Слайд 29Расцвет древнерусского искусства, с которым неразрывно связано имя Андрея Рублева, одновременен

с ранним итальянским Возрождением. Но следует ли проводить параллель между этими расцветами искусств? И можно ли применять термин «Возрождение» к древнерусскому художественному творчеству?

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Расцвет древнерусского искусства, с которым неразрывно связано имя Андрея Рублева, одновременен с ранним итальянским Возрождением. Но следует

Слайд 30Культура XV-XVI вв. – культура Московской Руси
Бердяев Н.:
«это восточная культура, культура

христианизированного татарского
ханства (даже знаменитая «шапка Мономаха» унаследована
не от византийского императора Константина Мономаха, а является
головным убором татарских мурз, то есть предметом кочевнической
культуры, ставший символом русской государственности)»

Кондаков И.:
На стыке византийской и монгольской
цивилизаций «возникло уникальное
цивилизационное образование, не просто
сложившее черты двух империй,
но укрупнившее, гиперболизировавшее их»

Образование Московского царства – результат
противоречивого западно-восточного синтеза

Культура XV-XVI вв. – культура Московской РусиБердяев Н.:«это восточная культура, культура христианизированного татарского ханства (даже знаменитая «шапка

Слайд 31XVI вв. – время правления Ивана Грозного – в художественной культуре
Иоа́нн

IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547)

Васнецов В. Царь Иван Грозный

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

XVI вв. – время правления Ивана Грозного – в художественной культуреИоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть