Презентация, доклад по культуре общения: Этикет Древней Греции и Древнего Рима.

Содержание

План.ВведениеПонятие – этикетВиды этикета4 системы этикета Этикет Древнего РимаПрогулки Выступления перед аудиторией Беседы древних римлян Рабочий день римлянина Косметика Головные уборы и обувь Цвета в одеждеЧто одевали древние римляне II. Этикет древней

Слайд 1«Этикет Древнего Рима и Древней Греции»

«Этикет Древнего Рима и Древней Греции»

Слайд 2План.
Введение
Понятие – этикет
Виды этикета
4 системы этикета

Этикет Древнего Рима

Прогулки
Выступления перед аудиторией
Беседы древних римлян
Рабочий день римлянина
Косметика
Головные уборы и обувь
Цвета в одежде
Что одевали древние римляне

II. Этикет древней Греции
Одежда
Женские наряды
Прически
Косметика
Встречи с друзьями
Званые обеды

План.ВведениеПонятие – этикетВиды этикета4 системы этикета     Этикет Древнего РимаПрогулки Выступления перед аудиторией Беседы

Слайд 3Понятие-этикет

Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка, карточка ) – это свод

неписанных общепринятых правил поведения человека по отношению к другим людям в тех или иных случаях жизни. Этикет включает в себя вежливое и уважительное отношение к окружающим, нормы поведения в определенных социальных кругах, одежду, манеры и т. п.

Виды этикета:
придворный этикет – строго регламентируемый свод правил поведения, обхождения и обращения к монархам и к их придворным
деловой этикет (бизнес-этикет) – это установленный порядок норм поведения предпринимателя или бизнесмена в сфере бизнес-контактов и делового сотрудничества.
воинский этикет – набор правил поведения, которые базируются на основе принципов морали военнослужащих, а также армейских традиций и уставов.
дипломатический этикет – правила поведения дипломатических и консульских лиц, при контактах с друг другом на различных международных встречах, визитах, приемах, переговорах.
общегражданский этикет – набор правил, условностей и традиций, которые принято соблюдать в гражданском обществе.
Понятие-этикетЭтикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка, карточка ) – это свод неписанных общепринятых правил поведения человека по

Слайд 4Существует 4 системы этикета:

вербальная система этикета
эта подсистема устанавливает правила на

вербальные средства коммуникации, а именно регламентирует форму общения. Данный регламент определяет различные формы речевого обращения к людям будь то приветствие, благодарность, извинение, сочувствие, комплимент, прощание и др.;

мимика и жесты в этикете
С помощью направления взгляда, жестов и мимики всегда можно определить отношение человека к собеседнику, либо к группе людей. Мимика и жесты могут иметь разнообразные формы от ярко-положительных до вульгарных и подчеркнуто-негативных. У различных народов существуют свои специфические жесты приветствия, почтения, удивления, восторга. Примечательно, что один и тот же жест может трактоваться по-разному. У представителей одного народа этот жест может вызвать улыбку или смех, другие же могут посчитать такой жест оскорбительным для себя.

Существует 4 системы этикета:вербальная система этикета эта подсистема устанавливает правила на вербальные средства коммуникации, а именно регламентирует

Слайд 5пространство в этикете
Взаимное расположение в пространстве участников беседы играет большую

роль. От того какую позу занимает человек в конкретной ситуации можно судить о его благожелательном настрое на диалог, о его отношении к собеседнику, степени его воспитанности наконец. Наличие или отсутствие прямого физического контакта между собеседниками также может регламентироваться этикетом. Хорошо известно, что незнакомому мужчине не принято касаться незнакомой женщины в обычном повседневных ситуациях, так как это может трактоваться как неприличное обращении. Однако среди друзей и близких знакомых подобный контакт может не вызывать никаких нареканий.

атрибуты в этикете
Атрибуты, а именно вещи, в этикете имеют немаловажное значение. Сюда можно отнести одежду, подарки, цветы, украшения и т. п. Внешнему виду человека в этикете отводится особое место. Знаменитая пословица гласит, что встречают по одежде и действительно, одежда – это одно из ключевых условий того, насколько благоприятное впечатление может сложиться о вас у собеседника.
Ключевую роль в этикете играет общение, а точнее культура общения. Ваша речь должна быть чистой, грамотной. Для того, чтобы вас посчитали замечательным собеседником необходимо четко и ясно излагать свои мысли, чтобы они были интересными, уметь слушать того, с кем ведете беседу, по возможности стараться не перебивать, избегать нецензурных и вульгарных выражений, слов-паразитов и придерживаться элементарной вежливости, говорить слова «Спасибо», «будьте добры», «простите», «позвольте спросить» и др. Немаловажным является ваше умение управлять своими негативными чувствами и не выплескивать их на собеседника, так как это может свидетельствовать о вашей плохой воспитанности и дурных манерах.
пространство в этикете Взаимное расположение в пространстве участников беседы играет большую роль. От того какую позу занимает

Слайд 6Этикет Древнего Рима
Прогулки
В определенные часы в садах и в особенности под

портиками собиралось множество гуляющей публики.
Дамы появлялись закутанными, открытым оставалось только лицо: длинная стола спускалась до пят, широкий плащ покрывал всю фигуру и даже часть головы, т.к. законы этикета не позволяли женщинам появляться в обществе с непокрытой головой; кроме того, половину лица скрывала вуаль. За женщинами следовали рабы, окружая свою госпожу, чтобы защитить ее от толпы. В противоположность знатным дамам куртизанки поражали бьющей в глаза роскошью своих туалетов и старались привлечь внимание развязным поведением и вызывающими взглядами. Среди мужчин особое внимание своим изысканным нарядом и украшениями обращали на себя внимание так называемые bellus homo — красавцы. Их узнавали прежде всего по множеству колец, украшавших из пальцы — до 5—6 штук на каждом пальце; затем по белизне кожи, которую с этой целью они терли пемзой, по изящно причесанным и надушенным волосам, по подбородку — гладкому или покрытому пушистой бородкой, по длине туники и рукавов, по блеску и изяществу тоги необыкновенной ширины.
Этикет Древнего РимаПрогулкиВ определенные часы в садах и в особенности под портиками собиралось множество гуляющей публики.Дамы появлялись

Слайд 7Загородные поездки — на носилках, в экипаже либо верхом — обычно

совершались на Аппиеву дорогу. Здесь светские люди показывали свои великолепные экипажи, запряженные мулами, хорошо подобранными по росту и масти, с богатыми пурпурными чепраками и золотой сбруей. Экипажи были покрыты драгоценными коврами, украшены слоновой костью, медью, чеканным серебром. Это были либо четырехколесные повозки, запряженные парой лошадей, либо экипаж, закрытый со всех сторон, либо экипаж, который везли три мула и т.д. Самые красивые экипажи были запряжены четверкой лошадей. Многие франты, садясь вместо возницы, правили сами, держа в руках длинные вожжи и бич. Впереди многих экипажей ехали отряды всадников, разгонявших толпу. Менее состоятельные граждане для этих целей использовали больших собак. Прогуливавшихся на носилках несли на плечах 6 или 8 рабов высокого роста. Все эти рабы, всадники и носильщики были одеты в великолепные одежды из белой или красной шерсти.
Загородные поездки — на носилках, в экипаже либо верхом — обычно совершались на Аппиеву дорогу. Здесь светские

Слайд 8Выступления перед аудиторией
Публичные выступления появились при императоре Августе (I в. до

н.э.) и во второй половине I в. н.э. вошли в большую моду.
Этому искусству обучали специальные преподаватели. Поведение оратора было строго регламентировано — на все существовали правила, например, насчет манеры лектора держаться, а также поведения аудитории: первому следовало быть скромным, второй — снисходительной: «Не оскорбляй человека и не делай себе из него врага из-за литературных мелочей, когда ты пришел дружески предоставить в его распоряжение уши. Будь у тебя больше заслуг или меньше, или столько же, сколько у него, — в любом случае хвали, хвали неизменно, как низшего по положению, так и высшего и равного». Таковы были правила для аудитории.

Лектору при входе в зал предписывалось притвориться немного смущенным, слегка покраснеть, чтобы расположить аудиторию к себе, поднимать робкие взоры к небу, чтобы намекнуть, откуда к нему пришло вдохновение. После этих заигрываний со слушателями лектор усаживался. В кратком импровизированном введении он говорил несколько слов о своем плане, вручал себя и свое произведение благосклонности публики или же старался расположить ее к себе какими-либо иными средствами. Затем он развертывал рукопись и читал свое произведение либо часть его — смотря по степени терпения и расположения аудитории.
Выступления перед аудиториейПубличные выступления появились при императоре Августе (I в. до н.э.) и во второй половине I

Слайд 9Правила приличия требовали, чтобы, прочитав более или менее длинный отрывок, лектор

заставлял просить себя продолжать, объявляя, что он намерен закончить чтение: «Я кончу, друзья мои, если вы позволите. Продолжать значило бы злоупотребить вашей дружбой». При этом лектор робко разворачивал внушительный остаток своей рукописи. Аудитория начинала кричать: «Продолжайте, продолжайте! Мы предоставим в ваше распоряжение завтрашний и даже послезавтрашний день, если нужно!».

Все это было заранее условленной комедией — такую процедуру предусматривал кодекс хороших манер, обязательных и для «докладчика», и для слушателей. Предусматривалось несколько способов аплодирования, причем каждый выбирал тот способ, который более всего соответствовал его характеру и его усердию. Самых употребительных было четыре: возгласы типа «Хорошо, очень хорошо, восхитительно!»; хлопанье в ладоши; стучание ногами об пол; размахивание тогой.
С конца I в. н.э. публичные чтения стали приходить в упадок: присутствие на таком «мероприятии» перестало быть обязанностью друга и клиента и превратилось в тяжелую повинность, от которой каждый, как умел, отлынивал, — картина, до боли знакомая многим из граждан бывшего СССР по занятиям политической, экономической и прочей учебы.
Правила приличия требовали, чтобы, прочитав более или менее длинный отрывок, лектор заставлял просить себя продолжать, объявляя, что

Слайд 10Беседы древних римлян
Прекрасный климат не позволял римлянам сидеть дома. День они

проводили под открытым небом. Жители Рима, если не были в театре или цирке, прогуливались среди разнообразных зрелищ.
Они слонялись по улицам, останавливались на перекрестках, садились на скамьи и экседры, которые стояли на площадях. Это были толпы праздных зевак, собиравшихся вместе, чтобы поглазеть на что-либо или поболтать. Часто толпа собиралась специально для того, чтобы послушать рассуждения важных и влиятельных людей, знавших все новости. Особенно заметна была их роль в дни тревоги и ожидания. Уличные политиканы собирались у подножия трибуны для произнесения речей. Здесь находился источник мрачных слухов, которые волновали Рим. Поэтому император установил надзор за этими говорунами. В толпу засылались шпионы, которые доносили начальству обо всем услышанном.

Таким образом, разговоры под открытым небом могли представлять для граждан определенную опасность. Благоразумные люди предпочитали хранить молчание Они давали волю языку лишь в кружке Людей, которым доверяли. В те времена в Риме существовало нечто подобное, что в более поздние эпохи стало называться «светом», — собрание людей, чаще всего чужих друг другу, различного происхождения и состояния. У них не было каких-либо общих дел или интересов, и сходились они только из-за удовольствия быть вместе. Интересной чертой таких светских собраний было присутствие на них женщин.
Беседы древних римлянПрекрасный климат не позволял римлянам сидеть дома. День они проводили под открытым небом. Жители Рима,

Слайд 11Когда собирались одни мужчины, они рассуждали и спорили; в присутствии дам

им приходилось болтать.

Особой любовью пользовались слухи, которые без риска нельзя было ни повторять, ни слушать. В Риме была масса охотников до новостей. Они знали все: что говорят в войсках, что думают в провинциях, кто подсыпал яд умершему. И никогда злые языки не усердствовали так, как с тех пор, когда людям запретили говорить

Когда собирались одни мужчины, они рассуждали и спорили; в присутствии дам им приходилось болтать. Особой любовью пользовались

Слайд 12Рабочий день римлянина
Утро римского аристократа начиналось с приема множества посетителей, представлявших

собой весьма странную и пеструю смесь. Это были клиенты, другие богачи, ученые, просящие денег, философы, пытавшиеся получить приглашения на обед, всадники, сенаторы; одним словом, собиралось немало людей, которых привлекала надежда на какую-нибудь милость со стороны вельможи. Плутарх сравнивал с мухами на кухне.

У двери стоял привратник, вооруженный тростниковой палкой. Его милости можно было купить. Номенклатор, функция которого состояла в вызывании принятых посетителей, составлял целые списки имен, хотя на эту должность назначались люди с прекрасной памятью. Приемы у высших сановников были очень похожи на приемы при императорском дворе.

Известный врач при дворе императора Коммода (II в. н.э.) Гален так описывал день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты. Потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами. Многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди других удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не
музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня».

Рабочий день римлянинаУтро римского аристократа начиналось с приема множества посетителей, представлявших собой весьма странную и пеструю смесь.

Слайд 13Косметика
Римляне обожали духи и злоупотребляли ими, особенно в период заката Империи,

когда нравы стали приходить в упадок. Благовония получили широкое распространение в римском обществе, где ни один праздник не мог обойтись без них.

Духи приготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Кроме них, употреблялись и растения, которые росли в самой Италии: лилия, ирис, нарцисс, майоран. Славой пользовались розы. Из пахучего тростника изготовлялись самые дешевые духи.

Помимо духов, которые добывались прямо из растений, существовало еще много сложных составов благовоний. Состав их неизвестен, т.к. держался в секрете. Кроме того, каждый парфюмер имел свои особые составы. Держали духи в алебастровых флаконах или в сосудах из оникса. Они сохранялись в масле и их окрашивали в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем.

КосметикаРимляне обожали духи и злоупотребляли ими, особенно в период заката Империи, когда нравы стали приходить в упадок.

Слайд 14Средства по уходу за волосами отличались чрезвычайным разнообразием. Волосы чернили лебедой,

чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей шалфея. Против седины употребляли смесь масла и пепла земляного червя. Рост волос усиливали с помощью медвежьего жира и пепла кожи гиппопотама, содранной с левой стороны лба. Чтобы сделать волосы белокурыми, использовали дрожжи, масло из мастикового дерева, сок айвы, смешанный с соком бирючины. Завивка хорошо получалась при помощи крови молодой совы, а курчавыми волосы становились от спондилиона

Очень часто римские писатели упоминали о выщипывании волос. Эту процедуру проводили на теле, под мышками, на руках и ногах. Марциал писал, что изящным человеком называется тот, кто красиво причесывается, пахнет лучшими духами, напевает египетские или испанские песенки и умеет красиво округлять свои руки, на которых выщипаны волосы. В Риме существовали лавочки специалистов, выдергивавших волосы, так же как и лавочки брадобреев. Для выведения волос, кроме щипчиков, употребляли также различные снадобья: кровь и мозг летучей мыши, смолу, желчь и пепел ежа, пемзу. Иногда же ограничивались бритьем.

Средства по уходу за волосами отличались чрезвычайным разнообразием. Волосы чернили лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным

Слайд 15Головные уборы и обувь
Обычно римляне выходили на улицу с непокрытой головой

или же приподнимали тогу на голову.
Но у них существовали и шапки, которые носились не только простолюдинами, но и людьми высшего общества. Вместо шапки использовался также капюшон, который крепился к тоге либо набрасывался прямо на плечи.
Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они поднимали паллу. Наилучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Митра представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика. Обычно она доходила только до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозно уложенные волосы. Кроме того, римлянки использовали и головные сетки.
Головные уборы и обувьОбычно римляне выходили на улицу с непокрытой головой или же приподнимали тогу на голову.Но

Слайд 16Обувь была разных видов. Кальцеус — высокая и закрытая обувь, вроде

нынешних ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, направляясь в город. Показаться в обществе обутым в какую-либо иную обувь считалось неприличным. Кальцеус носили и женщины.
Форма, высота и цвет этого вида обуви изменялись сообразно общественному статусу человека. Кальцеус сенаторов был очень высокой обувью, доходившей до половины ноги. Она изготавливалась из черной мягкой кожи. Сенаторский ботинок имел четыре ремешка. Люди, принадлежавшие к старинной знати, на подъеме башмака прикрепляли полумесяц («luna» на латыни) из слоновой кости, который служил для завязывания.

Солея и крепида — сандалии, т.е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Ремни солеи покрывали только ступню, а ремни крепиды поднимались выше лодыжки

Обувь была разных видов. Кальцеус — высокая и закрытая обувь, вроде нынешних ботинок. Вместе с тогой она

Слайд 17Цвета в одежде
Смысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же

закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства и, следовательно, нарушение исконно римского канона скромности, приличия, уважения к нормам.
Это чувство наиболее ясно выражал алый цвет — и очень дорогой, и намекавший на магистратский, сенаторский или всаднический пурпур. Почти все отрицательные герои древнеримских писателей Ювенала, Петрония, Марциала — наиболее наглые, отвратительные или смешные — ходят в пурпуре и в одежде различных оттенков алого цвета.
Носителями определенного негативного смысла в мужской одежде являлись зеленый и особенно оранжевый цвета. Зеленый был «женским» цветом, и его использование в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на склонность к тому, что сейчас называется гомосексуализмом. Существовало выражение «galbini mores» — «зеленоватые (т.е. извращенные) нравы». Такой же смысл нес в себе и оранжевый цвет — это был цвет брачного покрывала невесты, и ношение его мужчинами выглядело как издевка над чистотой и мудростью народных обычаев.

Цвета в одеждеСмысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства

Слайд 18Что одевали древние римляне
Надо сказать, что в глазах римлян одежда

вообще делилась на две главные разновидности: со швами, кроеную, и без швов, драпирующую тело.
Последний тип был присущ египтянам, грекам, римлянам и воспринимался как признак средиземноморской культуры, городской цивилизации, в отличие от сшитой одежды, которую носили народы, жившие на периферии античного мира — галлы, германцы, парфяне, — и которую считали признаком варварства.

Стола играла в женской одежде такую же роль, как тога в мужской, — она удостоверяла принадлежность женщины к римской гражданской общине, ее положение жены и матери; девушки и незамужние женщины стол не носили. Это одеяние представляло собой длинную и широкую тунику, дважды перепоясанную — под грудью и ниже талии. О ее длине и рукавах трудно судить, так как столу всегда носили (судя по сохранившимся изображениям) вместе с паллой — большим куском ткани, окутывавшим почти всю фигуру, из-за которого мало что можно было различить.

Стола полностью укладывалась в упомянутый выше древнеримский канон драпирующей, а не кроеной одежды. Она считалась символом женской чистоты, ибо «тело в ней не открыто ничьим вожделениям» (Сенека).
Что одевали древние римляне Надо сказать, что в глазах римлян одежда вообще делилась на две главные разновидности:

Слайд 19Этикет древней Греции
Кажущуюся суматошной на первый взгляд жизнь жителей эллинских городов

можно сравнить с жизнью в муравейнике. Она так же суетлива и быстротечна, однако не лишена логики и порядка. Начало каждого дня в главном городе Древней Греции, Афинах, соответствовало восходу солнца. И бедняки, и богачи в погоне за ритмом жизни вынуждены были просыпаться, говоря языком современности, ни свет ни заря. Все дела, выполнение которых было намечено афинянином на день, были рассчитаны но минутам. Визиты и походы в гости не составляли исключение. Большинство их приходилось на ранние утренние часы.
В связи с тем что жизнь афинянина была четко расписана, утренний туалет его не занимал много времени и заключался в умывании и мытье рук и одевании. В отличие от жителей Древнего Египта, предпочитавших пастельные тона в одежде, эллины носили яркие, часто разноцветные наряды. Одежду особенно насыщенных тонов носили молодые греки. Красные, зеленые, синие и пурпурные платья-хитоны выбирали юноши. А девушки и женщины постарше, кроме того, облачались в одежду, сшитую из желтой ткани, чего не могли себе позволить мужчины. Человека, одетого в белые одежды, также можно было встретить на улицах Афин. Однако для украшения такие наряды отделывались яркими пестрыми узорными лентами.
Этикет древней ГрецииКажущуюся суматошной на первый взгляд жизнь жителей эллинских городов можно сравнить с жизнью в муравейнике.

Слайд 20Одежда
Как уже было замечено чуть выше, основной одеждой мужчин-эллинов считался

хитон, который сначала был длинным (до пят), а позднее (после Персидских войн) стал значительно короче — до колен. Нередко к хитонам пришивали длинные или короткие рукава. Такие рубашки могли носить не только знатные эллины, но и представители низких сословий: ремесленники, рабы, слуги. Главное различие заключалось лишь в том, что хитон последних имел только одно отверстие (для левой руки), с правой стороны он оставался распахнутым.
Поверх хитона мужчины набрасывали широкий плащ — гиматий. Он был длинным и доходил до середины лодыжек. Помимо такого плаща, эллины могли носить также и трибоний, который являлся разновидностью гиматия. Список верхней одежды жителей Древней Греции можно завершить коротким плащом — хламидой. Хламиду надевали только во время охоты, военных походов или путешествий. Особое предпочтение хламиде отдавали юноши Афин и Спарты.

Одежда Как уже было замечено чуть выше, основной одеждой мужчин-эллинов считался хитон, который сначала был длинным (до

Слайд 21Горожане Древней Греции ходили по улицам, не покрывая головы. В Афинах

надевали шляпы только приезжие или больные. Шляпы изготавливали из белого или коричневого материала. Тогда существовало три разновидности мужских головных уборов: пи-лос (шапка с низкими бортами или вовсе без таковых, изготовленная из войлока), петас (неглубокая шляпа из войлока с ремнями) и кюне (полукруглая шапка без полей, сшитая из собачьей кожи).
На ноги мужчины обували сандалии, закреплявшиеся на лодыжках с помощью ремней. В холодное время года мужчины носили сапоги со шнуровкой спереди, изготовленные из кожи или войлока. Цвет мужских сапог мог быть различным: белым, черным и даже красным. Как правило, такие сапоги обували, когда собирались идти в гости на пир. Мужчины, особенно внимательно относившиеся к веяниям моды, могли украшать обувь брошами, выполненными из золота или серебра. Для ухода за кожаной обувью и наведения лоска использовали специальные губки.
Горожане Древней Греции ходили по улицам, не покрывая головы. В Афинах надевали шляпы только приезжие или больные.

Слайд 22Женские наряды
Женские наряды так же, как и мужские, отличались простотой.

Главной одеждой эллинских женщин были длинные, до пят, платья-туники, к которым иногда пришивали рукава. В таком платье женщина могла показываться лишь в кругу домочадцев. Выходя же на улицу, поверх туники она должна была надевать плащ-гиматий. Но сделать это гречанке нужно было, приложив максимум терпения и старания, поскольку справиться, с розовым или белым куском материи шириной в 1,5 м и длиной в 3-4 м оказывалось довольно трудно. Вариантов закрепления и носки женского гиматия насчитывалось тысячи. Так, эллинская женщина могла носить плащ, спустив его верхнюю часть к талии и придерживая ее руками, либо набросив один из его концов на левое плечо, либо надеть так, чтобы плащ закрыл нижнюю половину лица, оставив открытыми глаза.

Женские наряды Женские наряды так же, как и мужские, отличались простотой. Главной одеждой эллинских женщин были длинные,

Слайд 23Прически
Почти такие же метаморфозы претерпевает греческая мода и в области

причесок. До времени начала Персидских войн прически мужчин почти не отличались от причесок женщин. Мужчины носили длинные волосы, которые завивали, затем разделяли на отдельные прядки и откидывали на плечи или на спину. Некоторые эллины собирали волосы в пучок, заплетали косы или, скрутив жгутом, фиксировали на макушке. Собственно мужские прически появились в Древней Греции после завершения Персидских войн, Именно тогда эллины стали стричь волосы, а длинные могли носить только маленькие мальчики. Несколько позднее в мужскую моду вновь вошли длинные (только до плеч) волосы.
Женские прически отличались большим разнообразием. После завершения Персидских войн модными считались красивые и здоровые волосы, испытавшие минимум воздействия каких-либо средств, например, красителей. Многие женщины носили волосы, лишь расчесав их и уложив на прямой пробор, другие предпочитали стягивать их лентой или шнуром, третьи собирали в пучок и закрепляли на макушке, уложив в виде сумки, четвертые пытались подчеркнуть красоту волос с помощью шиньонов, пятые, используя шпильки, повязки и сетки, выстраивали из волос на голове высокие и сложные конструкции.
Прически Почти такие же метаморфозы претерпевает греческая мода и в области причесок. До времени начала Персидских войн

Слайд 24Косметика
Прекрасные жительницы Древней Греции знали множество самых разных секретов

красоты. Судя по сохранившимся памятникам письменности и рисункам, им даже была известна косметика. Так, чистейшей белизны кожи гречанки добивались с помощью белил, а делать щеки матовыми и розовыми им помогали румяна. Кроме того, представительницы прекрасного пола Древней Греции располагали средствами для окрашивания не только волос, но и бровей. Для изменения цвета бровей предназначалась истолченная в порошок сурьма или сажа. Подкрашивали гречанки и губы, используя для этого специальные палочки-помаду, изготовленные из свинцового сурика или корня алканета. Ресницы красили сначала темной краской, после чего закрепляли цвет составом, приготовленным из аммиачной камеди и яичного белка.

Косметика Прекрасные жительницы Древней Греции знали множество самых разных секретов красоты. Судя по сохранившимся памятникам письменности и

Слайд 25Поддерживать красоту — задача не из легких. Гречанкам в этом помогали

не только изготовленные из природных веществ средства, но и уже известные в ту пору инструменты, среди которых нужно назвать зеркала, ножницы, булавки, шпильки для закалывания волос, бритвы, мази на основе воска, накладки для волос, сетки и карандаши для подкрашивания глаз. Особое место среди туалетных принадлежностей занимали украшения из -драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра. Различные перстни, печатки, кольца, браслеты, серьги, диадемы, нагрудные украшения, пояса служили достойным дополнением к наряду прекрасной гречанки.

Поддерживать красоту — задача не из легких. Гречанкам в этом помогали не только изготовленные из природных веществ

Слайд 26Встречи с друзьями
После завершения покупки Продуктов к обеду горожанин направлялся к

ближайшему из устроенных на рынке портиков, где его ожидала встреча с друзьями. Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться или кивать головой в знак приветствия считалось в Древней Греции дурным тоном. Пожимать руки можно было только в случаях принесения клятвы или в моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно». Предметом разговоров встретившихся друзей могли быть политические новости или личные дела. Нередко греки пускались в длинные рассуждения о смысле человеческого бытия, о справедливости и о быстротечности жизни человека.

Встречи с друзьямиПосле завершения покупки Продуктов к обеду горожанин направлялся к ближайшему из устроенных на рынке портиков,

Слайд 27Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской или в лавке

парфюмера либо сапожника. Философские беседы и споры разворачивались порой в самых неожиданных для того местах. Так, например, известно, что однажды Сократ завел беседу на излюбленную философскую тему прямо в лавке шорника. Нежелание кого-либо участвовать в таких дискуссиях считалось у древних греков свидетельством дурного воспитания и приравнивалось чуть ли не к измене государству. Известно, что Демосфен как-то раз выступил с обвинительной речью по поводу антиобщественного настроения и поведения одного из горожан, который не хотел посещать парикмахерские и парфюмерные лавки, традиционно являвшиеся местом встреч и бесед друзей.
Молчание также считалось в Древней Греции дурным тоном. Общительность, жизнелюбие, дружба — вот главные приоритеты жизненного кредо жителя Эллады. Однако нельзя сказать, что древние греки были чрезмерно болтливы. Болтунов и пустозвонов так же, как и молчаливых и замкнутых людей, недолюбливали, и они часто становились предметом насмешек окружающих. Таким образом, благовоспитанный грек должен был быть в меру разговорчив и в меру молчалив, должен был обладать умением не только красиво говорить на отвлеченные темы, но и внимательно слушать речи собеседников.
Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской или в лавке парфюмера либо сапожника. Философские беседы и

Слайд 28Званые обеды
Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в

три-четыре часа. Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого горожанин мог приняться за обед.
Как и в любом другом государстве, застолья занимали особенное место в жизни жителей городов Древней Греции. Правила проведения церемонии и этикет трапез был различным и зависел от характера застолья: семейный ''ли это обед или встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол, установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях.
Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыться и натереть тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не поджидая опаздывающих. Однако стоит заметить, что понятие «садиться за стол» в Древней Греции если и существовало, то было весьма символическим, поскольку гости возлежали у небольших столиков с яствами на кушетках. На одном ложе могли разместиться два человека. Они ложились на кушетку, застеленную красивыми одеялами и покрывалами, опирались на одну руку и подушки, а другой рукой брали поданные кушанья. Нужно сказать, что ложа были довольно высокими, и иногда для того, чтобы взобраться на них, требовалось приставлять маленькую скамеечку. Даже столы, на которые подавали блюда, были ниже кушеток, где лежали гости.
Званые обеды Обеденное время настулало в Древней Греции приблизительно в три-четыре часа. Прежде чем сесть за стол,

Слайд 29http://www.normaetiketa.ru/history/rim/
Используемые источники:
http://www.etiquette.ru/modern/history/
http://e-etiket.ru/istor/drevgric2.dhtml
http://drevnijmir.ru/fo/civ/2_2/6.php

http://www.normaetiketa.ru/history/rim/Используемые источники:http://www.etiquette.ru/modern/history/http://e-etiket.ru/istor/drevgric2.dhtmlhttp://drevnijmir.ru/fo/civ/2_2/6.php

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть