Слайд 1Жарикова В.М.
Свадебный наряд невесты
Слайд 2 Свадебные наряды начинали «участвовать» уже в предсвадебных обрядах. Прототипом современных девичников
послужили встречи невесты с подружками, где она наряжалась и хвасталась свадебным костюмом.
Слайд 3 Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом
был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой) . Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Слайд 4 Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же
деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.
Слайд 5 Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод,
петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Каждый узор и элемент вышивки имели своё значение: это были языческие символы солнца, богатства и плодородия.
Слайд 6 Юбка, или, как её называли на Руси, понева, имела пышную форму,
насыщенный цвет и была обычно богато украшена славянскими орнаментами.
Слайд 7 Важным элементом наряда невесты был пояс. Материалом для его изготовления служила
шерсть. Часто наряд также дополняла гайтана – украшение из бисера на груди.
Слайд 8 Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров
и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета) , тоже щедро украшенная.
Слайд 9 Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из
красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.
Слайд 10 Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения)
и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.
Слайд 11 В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми
«шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
Слайд 12В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из
золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности) .
Слайд 14 Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию
из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
Слайд 15 В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках
сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным