Презентация, доклад по изобразительному искусству Язык натюрморта ( 6 класс)

Содержание

Слово «натюрморт», в переводе буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще одно значение — «земное бытие». Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в

Слайд 1Язык натюрморта

Язык натюрморта

Слайд 2Слово «натюрморт», в переводе буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще

одно значение — «земное бытие».

Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Слово «натюрморт», в переводе буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще одно значение — «земное бытие». Натюрморт

Слайд 3Распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину 16 - начало 17

вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также саморазвитие методов художественного  освоения  мира. 
«Золотым» же веком натюрморта был 17 в. Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В 17 в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта
Распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину 16 - начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой

Слайд 4«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся

художниками и зрителями.
Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, - для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный
«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся художниками и зрителями. Эти символы и

Слайд 6
В этом удивительном жанре живописи изображаются обычные предметы, которые

могут обрести особый смысл, то есть иметь символическое значение. Символы (от греческого слова — «знак») иносказательно обозначают какие-либо понятия или идеи, позволяют кратко и образно выразить сложную мысль.
В этом удивительном жанре живописи изображаются обычные предметы, которые могут обрести особый смысл, то есть

Слайд 7
В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, составляют целый

рассказ или даже поэму, образуя свой необычный мир, в котором нет случайности. Особенно это характерно для искусства 17 века, когда изображаемое на картинах зритель мог «читать», словно скрытое послание, наполненное глубоким религиозным или философским смыслом.
В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, составляют целый рассказ или даже поэму, образуя свой

Слайд 8Часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и

преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь.
Часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о

Слайд 12 Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые

(или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.
Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие

Слайд 14 Излюбленные сюжеты классического натюрморта — кухонная и бытовая утварь,

атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи — могли указывать на добродетели и грехи.
Излюбленные сюжеты классического натюрморта — кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты,

Слайд 15 Иногда художник помогал зрителю.
Так

на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол, ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы.
На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.
 
Иногда художник помогал зрителю.    Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551

Слайд 16Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без

них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства.
Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное,

Слайд 17Пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий.
Яйцо - традиционный знак

Воскресения.
Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы.
Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна.
И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.
Пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ

Слайд 18 Лимон — символ обмана (красив снаружи, он кислый внутри),

а нож — призыв к защите от коварства.
Лимон — символ обмана (красив снаружи, он кислый внутри), а нож — призыв к защите

Слайд 19 Музыкальные инструменты также наделены вполне определенными символическими значениями. Лютня

— символ высокой музыки, лира — атрибут Аполлона, флейта — евангельских пастухов, длинная прямая труба — символ доброй славы.
Музыкальные инструменты также наделены вполне определенными символическими значениями. Лютня — символ высокой музыки, лира —

Слайд 20В голландских натюрмортах получила выражение философская идея о бренности всего сущего

— «Суета сует».
В таких натюрмортах могли изображаться череп, угасшая свеча, с еще струящимся дымком, песочные часы и дымящиеся трубки, напоминающие о быстротечности и кратковременности жизни, пустые стеклянные бокалы или глиняные сосуды, способные вот-вот разбиться, — символ хрупкости человеческого существования.
В голландских натюрмортах получила выражение философская идея о бренности всего сущего — «Суета сует». В таких натюрмортах

Слайд 21Многочисленные золотые и серебряные вещи, как и символы власти — королевские

венцы и скипетры, — напоминали о недолговечности роскоши.
Бесспорно они принадлежат в натюрмортах кругу смерти.
Многочисленные золотые и серебряные вещи, как и символы власти — королевские венцы и скипетры, — напоминали о

Слайд 22 Натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники

относили к типу “роскошных”, чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.
Натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники относили к типу “роскошных”, чаще “прочитывались”

Слайд 23 В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет

уподоблен человеческой жизни. Внизу, возле вазы, обычно расположены сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, — знаки бренности.
В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет уподоблен человеческой жизни. Внизу, возле вазы,

Слайд 24Помещенные на фоне пустого проема окна цветы еще более подчеркивают безнадежность.

Помещенные на фоне пустого проема окна цветы еще более подчеркивают безнадежность.

Слайд 26Роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования.

Роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования.

Слайд 29Венчал композицию крупный цветок — символ добродетели, часто в окружении бабочек,

символизирующих бессмертную душу, также бабочки и стрекозы - символ спасения души.
Венчал композицию крупный цветок — символ добродетели, часто в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу, также бабочки и

Слайд 30 На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но

при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что

Слайд 34Иногда в натюрморт попадали насекомые, птицы и звери. Мухи и пауки

считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи — символами коварства.
Иногда в натюрморт попадали насекомые, птицы и звери. Мухи и пауки считались символами скупости и зла, а

Слайд 35У итальянцев и голландцев встречаются ящерицы и змеи, ползающие в жесткой

траве. Это вовсе не пристрастие живописца к пресмыкающимся.

Просто змея издавна была символом коварства и зла, а трава - хрупкого человеческого существования.

Часто при этом в траве помещали привлекательные ягоды - “удовольствие таит в себе зло”.

У итальянцев и голландцев встречаются ящерицы и змеи, ползающие в жесткой траве. Это вовсе не пристрастие живописца

Слайд 37 Рыбы представлялись символами морской стихии, раки или омары —

олицетворяли не только превратность судьбы, но и мудрость.
Рыбы представлялись символами морской стихии, раки или омары — олицетворяли не только превратность судьбы, но

Слайд 38 Раки или омары - превратность мира, но и мудрости,

благоразумия, медлительности
Раки или омары - превратность мира, но и мудрости, благоразумия, медлительности

Слайд 41 В мире натюрморта кошка за положительные качества - ловкость

и стремление к свободе - часто посвящалась Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке).
Но обычно этот зверек (особенно хватающий мясо, ассоциировался с темными силами, магией.
Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь - душу, постоянно подвергающуюся опасностям.
В мире натюрморта кошка за положительные качества - ловкость и стремление к свободе - часто

Слайд 42Франсуа Депорт. Собака, сторожащая охотничьи трофеи

Франсуа Депорт. Собака, сторожащая охотничьи трофеи

Слайд 44 Обезьяна воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки, и символизировала

различные пороки.
Обезьяна воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки, и символизировала различные пороки.

Слайд 45
Белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага.
Но

иногда, она же могла представлять и легкомыслие.
Белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага. Но иногда, она же могла представлять и

Слайд 46 Заяц - “ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пугливости, страха”.


Заяц - “ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пугливости, страха”.

Слайд 47Часто встречается изображение попугая.
Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица

уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего.
Часто встречается изображение попугая. Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность,

Слайд 49Позднее традиционная символика в натюрмортах в значительной степени забылась. Однако чтобы

приблизиться к пониманию классического натюрморта, необходимо представлять и эту составляющую изобразительного искусства.


Позднее традиционная символика в натюрмортах в значительной степени забылась. Однако чтобы приблизиться к пониманию классического натюрморта, необходимо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть