Слайд 2Слово «натюрморт», в переводе буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще
одно значение — «земное бытие».
Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Слайд 3Распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину 16 - начало 17
вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также саморазвитие методов художественного освоения мира.
«Золотым» же веком натюрморта был 17 в. Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В 17 в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта
Слайд 4«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся
художниками и зрителями.
Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, - для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный
Слайд 6
В этом удивительном жанре живописи изображаются обычные предметы, которые
могут обрести особый смысл, то есть иметь символическое значение. Символы (от греческого слова — «знак») иносказательно обозначают какие-либо понятия или идеи, позволяют кратко и образно выразить сложную мысль.
Слайд 7
В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, составляют целый
рассказ или даже поэму, образуя свой необычный мир, в котором нет случайности. Особенно это характерно для искусства 17 века, когда изображаемое на картинах зритель мог «читать», словно скрытое послание, наполненное глубоким религиозным или философским смыслом.
Слайд 8Часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и
преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь.
Слайд 12 Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые
(или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.
Слайд 14 Излюбленные сюжеты классического натюрморта — кухонная и бытовая утварь,
атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи — могли указывать на добродетели и грехи.
Слайд 15 Иногда художник помогал зрителю.
Так
на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол, ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы.
На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.
Слайд 16Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без
них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства.
Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.
Слайд 17Пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий.
Яйцо - традиционный знак
Воскресения.
Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы.
Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна.
И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.
Слайд 18 Лимон — символ обмана (красив снаружи, он кислый внутри),
а нож — призыв к защите от коварства.
Слайд 19 Музыкальные инструменты также наделены вполне определенными символическими значениями. Лютня
— символ высокой музыки, лира — атрибут Аполлона, флейта — евангельских пастухов, длинная прямая труба — символ доброй славы.
Слайд 20В голландских натюрмортах получила выражение философская идея о бренности всего сущего
— «Суета сует».
В таких натюрмортах могли изображаться череп, угасшая свеча, с еще струящимся дымком, песочные часы и дымящиеся трубки, напоминающие о быстротечности и кратковременности жизни, пустые стеклянные бокалы или глиняные сосуды, способные вот-вот разбиться, — символ хрупкости человеческого существования.
Слайд 21Многочисленные золотые и серебряные вещи, как и символы власти — королевские
венцы и скипетры, — напоминали о недолговечности роскоши.
Бесспорно они принадлежат в натюрмортах кругу смерти.
Слайд 22 Натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники
относили к типу “роскошных”, чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.
Слайд 23 В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет
уподоблен человеческой жизни. Внизу, возле вазы, обычно расположены сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, — знаки бренности.
Слайд 24Помещенные на фоне пустого проема окна цветы еще более подчеркивают безнадежность.
Слайд 26Роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования.
Слайд 29Венчал композицию крупный цветок — символ добродетели, часто в окружении бабочек,
символизирующих бессмертную душу, также бабочки и стрекозы - символ спасения души.
Слайд 30 На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но
при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время.
Слайд 34Иногда в натюрморт попадали насекомые, птицы и звери. Мухи и пауки
считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи — символами коварства.
Слайд 35У итальянцев и голландцев встречаются ящерицы и змеи, ползающие в жесткой
траве. Это вовсе не пристрастие живописца к пресмыкающимся.
Просто змея издавна была символом коварства и зла, а трава - хрупкого человеческого существования.
Часто при этом в траве помещали привлекательные ягоды - “удовольствие таит в себе зло”.
Слайд 37 Рыбы представлялись символами морской стихии, раки или омары —
олицетворяли не только превратность судьбы, но и мудрость.
Слайд 38 Раки или омары - превратность мира, но и мудрости,
благоразумия, медлительности
Слайд 41 В мире натюрморта кошка за положительные качества - ловкость
и стремление к свободе - часто посвящалась Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке).
Но обычно этот зверек (особенно хватающий мясо, ассоциировался с темными силами, магией.
Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь - душу, постоянно подвергающуюся опасностям.
Слайд 42Франсуа Депорт. Собака, сторожащая охотничьи трофеи
Слайд 44 Обезьяна воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки, и символизировала
различные пороки.
Слайд 45
Белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага.
Но
иногда, она же могла представлять и легкомыслие.
Слайд 46 Заяц - “ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пугливости, страха”.
Слайд 47Часто встречается изображение попугая.
Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица
уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего.
Слайд 49Позднее традиционная символика в натюрмортах в значительной степени забылась. Однако чтобы
приблизиться к пониманию классического натюрморта, необходимо представлять и эту составляющую изобразительного искусства.